Как комарь выкомаривал (1930 год)
Софья Федорченко
Рассматривая обложку этой книги с изображением домашних животных, бегущих в неизвестном направлении, современному читателю трудно припомнить, что еще написала (и написала ли) Софья Захаровна Федорченко (1880/1888 - 1959), а создала она довольно много: сказки, прибаутки, потешки, загадки, песенки, частушки, побасенки, тараторки. Все это многообразие, адресованное дошкольникам, появилось до 1931 г., когда Федорченко практически прекратила свою публичную литературную деятельность, хотя продолжала собирать и перерабатывать материалы, но уже для создания романа по истории России. Все части трилогии, посвященной истокам движения декабристов - «Павел Семигоров. Детство. Отрочество. Юность», издававшиеся частями с военного 1942 года, увидели свет уже после смерти автора - в 1963 г.
В 1920-е гг. Софья Федорченко публиковалась в ГИЗе, издательствах «Радуга», «Молодая гвардия», «Культура», «Никитинские субботники», «Узел», «Крестьянская газета». Среди самых известных ее сочинений для маленьких читателей, изданных в 1924-1930 гг.: «Присказки», «Пять ветров. Сказка-поэма», «Как карась лютовал», «Зоологический сад. Звери диковинные», «Как машина зверей всполошила», «Про козу бедовую», «Помните, помните, не сидите в комнате», «Этого платья на всех ребят хватит» и др. На рекламной афише Государственного издательства, созданной Ю. И. Пименовым (1903-1977)
в 1930-1931 гг., среди рекомендуемых книг писательницы упоминаются «Как комар выкомаривал», «Лешка 1-ый, 2-ой, 3-ий», «Зоосад у воды», «Живет, растет, движется. Рассказы и стихи из жизни животных», «Словца без конца», «Петрушка радист». Скромные по объему, они приковывают внимание именами художников, сотрудничавших с Федорченко: А. Самохвалов, В. Ватагин, И. Ефимов, Ю. Пименов, Н. Куприянов, К. Петров-Водкин, Л. Попова, П. Пастухов, М. Синякова и др.
Книги Федорченко выходили тиражами от 10 000 до 100 000 экземпляров. Большинство из них лишено всякого оттенка политизированности. Ее герои - это маленькие дети и животные. Издание стихитворений для совсем юных читателей со второй половины 1920-х по 1930-е гг. всячески поощрялось - считалось, что художественные образы, представленные в таких книгах, легко запоминаются, а потому максимально эффективно воздействуют на ребенка в верном направлении, вызывают работу мысли и воображения.
Софья Федорченко создала несколько десятков книг для детей, которые неоднократно переиздавались в 1920-е гг., но ее писательский путь начался не с детской книги. В 1917 г. в Киеве вышла первая часть фронтовых записок в виде «солдатских бесед» и рассказов - «Народ на войне», ранее отдельные фрагменты произведения публиковали в столичных журналах. Книга была ответом на лубочно-патриотическую и сентиментальную литературу, где «почти все было ложью и тяжким стыдом», ответом на картинки из «Нивы», на календарях, папиросных коробках, открытках, бонбоньерках, на продажу на улицах флажков союзников и торжественные встречи дам и раненых в госпиталях. С. Федорченко стала участницей Первой мировой войны: в 1914-1916 гг. она находилась на фронте в качестве сестры милосердия; «попала в самую гущу, - вспоминала она потом, - проделала наступления и отступления, видела и победы и поражения. Все было одинаково ужасно и непоправимо». В 1925 г. издана вторая часть книги с подзаголовком «Революция», посвященная смутному времени 1917 года. Третья часть рассказывала о событиях Гражданской войны (опубликована только в 1983 г).
В 1920-х гг. Федорченко активно участвовала в столичной литературной жизни, посещала заседания различных художественных объединений, выступала с чтением фрагментов новых книг. В квартире на Пречистенке, в здании музея Толстого, где она жила вместе с мужем Николаем Петровичем Ракицким (1888-1979), бывали В. И. Качалов (1875-1948), И. М. Москвин (18741946), О. Л. Книппер (1868-1959), М.А. Булгаков (1891-1940), К. А. Тренев (1875-1945), она вела обширную переписку с поэтом М. А. Волошиным (1877-1932), создала в Москве «Волошинское землячество». В автобиографии Федорченко написала об этом периоде: «Я много печаталась... С увлечением также я занималась и общественной работой; между прочим, была организатором и первым председателем Сектора детской литературы Союза писателей». В 1926 г. супруги построили дом в популярном художественном центре - Тарусе и заложили на пустыре сад, известный до настоящего времени как сад Ракицкого.
Во время Отечественной войны С. З. Федорченко осталась в Москве, их квартира была разрушена, и три месяца семья жила в бомбоубежище. В автобиографии Федорченко пишет, что именно здесь и появилась патриотическая поэма «Илья Муромец и миллион богатырей». Работала она также над сценариями, пьесами, солдатскими сказками. В 1942 г. с иллюстрациями Д. В. Горлова (1899-1988) изданы ее «Фырка и Гишка», в 1943 г. - «Кошкин дом» с рисунками В. Н. Денисова (18931946). Стихотворные сочинения С. Федорченко 1920-1930-х гг. собирал критик и литературовед Анатолий Кузьмич Тарасенков (1909-1956). В каталоге «Библиотека русской поэзии» И. Н. Розанова (1874-1959) указано всего две книжечки: «Собрание сочинений. Т. 3. Сказки» (1925) и сказка-поэма «Пять ветров» (1926) с поощряющей надписью автора: «Дорогому Ивану Никаноровичу, другу “Узла” и, надеюсь, автора, С. Федорченко. 16 апреля 1926 г., Москва».
Книжка «Как комарь выкомаривал» вышла в 1930 г. в ГИЗе двумя изданиями, общим тиражом 30 000 экземпляров. Во второй половине 1920-х гг. издание детской литературы стало одним из важнейших направлений деятельности издательства, где собрался профессиональный коллектив мастеров детской книги. Создать для детей рисунки на тему «и чего-чего только под солнцем нету! Всего много по белому свету», т. е. изобразить козявок, мошек, коров, щук и лягушек доступным для восприятия маленьких читателей способом было предложено Андрею Андреевичу Брею (1902-1979). В разное время художник сотрудничал с журналами «Прожектор», «Красная Нива», «Комсомолия», «Смена», «Мурзилка», принимал участие в деятельности «Пионера» - «старейшего пионерского журнала»; выполнял рисунки к диафильмам, иллюстрировал «Соболиный след» Э. Багрицкого (1930), «Обезьяний сад» О. Гурьян (1931), «Метрополитен» Е. Тараховской (1935), «Стихи детям» (1950), «Твой праздник» А. Барто (1951) и др. Вместе с Федорченко А. Брей создал в 1930 г. еще одну книгу - «Четыре дневника».
Книжки Софьи Захаровны Федорченко возвращают нас в круг чтения дошкольников второй половины 1920-х - начала 1930-х гг. Легкие, музыкальные, ритмичные стихотворения, простые и одновременно особенные обороты правильной русской речи, практически полное отсутствие общественно-важных тем дают возможность по-новому взглянуть на мир маленьких читателей этого времени, добавить для себя к «основному отряду детских писателей», под которым подразумевают С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, Б. С. Житкова, В. В. Бианки, А. И. Пантелеева, Л. Кассиля, еще одно, некогда широко известное имя Софьи Федорченко.
Федорченко, Софья Захаровна (1880/1888 -1959)
Как комарь выкомаривал. Рис. А. Брея. 2-е изд. М.: Гос. изд-во, 1930. [20] с., ил. 19,1x15,1 см. Тираж 20 000 экз.