Картины русской живописи (1846 год)
Пик популярности поэта, прозаика и драматурга Нестора Васильевича Кукольника пришёлся на 1830-е годы, когда, как не без ехидства писал В.Г. Белинский, отовсюду только и слышались крики: «Кукольник, великий Кукольник, Кукольник - Байрон, Кукольник - отважный соперник Шекспира! На колени перед Кукольником!»
Сегодня имя Кукольника чаще всего вспоминается в связи с литературным скандалом, возникшим после постановки его пьесы «Рука Всевышнего Отечество спасла», когда из-за неудачной рецензии был закрыт один из лучших журналов того времени - «Московский телеграф».
При этом для потомков весьма скромные достижения Кукольника-литератора оттеснили на второй план заслуги Кукольника - художественного критика-популяризатора. Между тем живопись Кукольник любил и знал в ней толк. Среди его знакомых значилось немало художников, он дружит с К.П. Брюлловым, v него в доме бывал П.К Айвазовский.
В 1836 году Кукольник стал выпускать «Художественную газету» - одно из первых периодических изданий в России, посвященных живописи. Газета выходила раз в две недели и содержала подробные отчёты о выставках и музеях, о деятельности Академии художеств и Общества поощрения художников. Большая часть текстов принадлежала перу редактора Кукольника. Этой работе он отдал три года жизни.
В 1845 году Кукольник предпринял издание еженедельного журнала «Иллюстрация», где регулярно помещал собственные аналитические статьи о художественной жизни России.
Появление в 1846 году «Картин русской живописи» должно было стать очередным этапом на пути к достижению цели, которую сам Кукольник сформулировал как «описание России в подвигах и трудах замечательных соотечественников, в художествах, искусствах и науках».
Главное достоинство издания -13 гравюр на стали, выполненных на очень высоком уровне. Экземпляр, представляемый в Хронике, - особый, с двойной сюитой гравюр.
Картины русской живописи, изданные под редакцией Н.В. Кукольника. С.-Петербург, типография III Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии, 1846. 2 л. гравированные фронтисписы, [6], 343 с, 24 л. иллюстраций - гравюры на стали. В цельнокожаном современном переплёте работы А.А. Рузайкина, выполненном в стиле переплётов 40-х годов XIX века. Форзацы бумаги горчичного цвета. 22,4x13,9 см. Особый экземпляр с двойной сюитой (в обычном экземпляре 13 гравюр: гравированный фронтиспис и 12 гравюр с картин). В «Русских книжных редкостях» (Москва, 1902, № 283) издание упоминается как редкость, главным образом «из-за великолепных гравюр». Экземпляр с двойной сюитой уникален.