Коронационный сборник (1899 год)
Баварский посланник граф Карл Мой назвал коронацию Николая II, состоявшуюся в 1896 году, «ошеломляющем зрелищем мощи и величия России».
Под стать великолепию самой церемонии и роскошный двухтомный «Коронационный сборник», выпущенный Министерством императорского двора под редакцией B.C. Кривен-ко. Именно этому изданию, запечатлевшему венчание на царство последнего российского императора, суждено было подвести черт)7 под многовековой традицией церковного освящения власти.
Описание чествования Николая II составляет второй том сборника. В первый же вошли материалы по истории коронационного обряда, заимствованного русскими государями у Византии и впитавшего европейские, прежде всего французские, придворные обычаи. Новый царь, вступая на престол, вносил какие-то изменения в сценарий коронования и устраиваемых по сему случаю праздников: приёмов, обедов, торжественных шествий, балов, фейерверков. Отправной точкой коронационной летописи принято считать венчание на царство Ивана IV Грозного (1547), «чин» которого был разработан митрополитом Макарием по образцу поздневизантий-ских ритуалов XIV века.
Большое значение придавал коронации Павел I. «Первою мыслью нового Государя, -говорится в сборнике, - было положить конец политическим переворотам, которые так жестоко колебали государство в течение почти целого века и совершались почти всегда под воздействием иноземных руководителей. Он решил установить твёрдые и непреложные основы престолонаследия, для чего порядок этот закрепил государственным актом. Мысль эта внутренно была связана и с коронационным торжеством императора Павла Петровича». Составленный им закон о порядке престолонаследия Павел во время венчания на царство самолично возложил на жертвенник алтаря Успенского собора. Для своей коронации, символически назначенной на первый день Пасхи, - в 1797 году он пришёлся на 5 апреля, -император заказал новый скипетр со знаменитым Орловским бриллиантом и державу, украшенную драгоценностями.
С протокольными действами были связаны и забавные эпизоды. Об одном из них, происшедшем как раз во время коронации Павла I, поведала в мемуарах В.Н. Головина: «В понедельник и во вторник на Святой неделе двор присутствовал на службах в различных соборах Кремля, а начиная со среды и на протяжении более двух недель их величества каждое утро, сидя на тронах в большой зале, принимали поздравления. Император находил, что представляющихся было слишком мало. Мария Фёдоровна беспрестанно вспоминала, как ей рассказывала императрица Екатерина о своей коронации, что тогда толпа, целовавшая руку государыне, была так велика, что рука даже опухла, и была недовольна, что на сей раз рута не распутает. Обер-церемонимейстер Валуев, желая сделать приятное их величествам, заставлял одних и тех же людей являться по нескольку раз, под разными именованиями и в разных должностях. Случалось, что один и тот же человек являлся в тот же самый день то как сенатор, то как депутат от дворянства, то как член того или иного л учреждения».
Официальный характер «Коронационного сборника» не предусматривал включение источников, могущих снизить градус общественного воодушевления. Перед его составителями: фольклористом и исследователем древних рукопи-сей Е.В. Барсовым, археографом С.А. Белокуровым и другими историками и филологами - стояли иные задачи...
Большой формат, тонированная бумага с тройным золотым обрезом, переплёты из белой кожи с посеребрёнными медальонами на передних крышках, футляры, обтянутые золотистой тканью, - уже внешний вид двухтомника рождает ощущение величественности. Не менее внушителен и перечень художников, принимавших участие в оформлении издания. Переплёт, форзацы, титулы, шмуцтитулы, буквицы, заставки и концовки выполнены по эскизам Н.С. Самокиша. Среди авторов многочисленных иллюстраций - А.Н. Бенуа, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.А. Серов. И по оформлению, и по содержанию, и по ограниченности тиража «Коронационный сборник» принадлежит к числу самых раритетных изданий российского книгопечатания. Представленный в Хронике экземпляр происходит из собрания Вячеслава Гавриловича Ульянинского (1878-1916).
Коронационный сборник с соизволения Его Императорского Величества Государя Императора. Издан Министерством Императорского двора. Составлен под редакцией B.C. Кривенко. Иллюстрирован Н. Самокишем, Е. Самокиш-Судковской и С. Васильковским. С приложением воспроизведений с оригиналов А. Бенуа, В. Васнецова, К. Лебедева, В. Маковского, И. Репина, А. Рябушкина и В. Серова. В 2-х томах. С.-Петербург, Экспедиция Заготовления Государственных бумаг, 1899. Т.1.416 с, 6 л. таблиц. Т.2.336 с. Толщина каждого блока - 4,8 см. В двух издательских кожаных переплётах: крышки - белая кожа, корешок бежевого цвета. На верхних крышках посеребрённые медальоны. Тройной золотой обрез. Рисунки переплётов, форзацы, титулы, шмуцтитулы, буквицы, заставки, концовки - работы Н. С. Самокиша. 44,6x33,3 см. Часть тиража вышла в обложках, часть - в более простых переплётах, выполненных по тому же рисунку. Малотиражное подарочное издание.