Search

Стихотворный человек

27 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Крокодил [1920-е годы]

Крокодил [1920-е годы]

Корней Чуковский

Рождественская сказка о крокодиле, разрушившем петроградский зоосад и проглотившем городового, вышла в 1917 г. и сразу же стала популярной, востребованной юными читателями. Хороших, веселых, задорных книг появлялось не слишком много, и каждая была отмечена. В статье «О большой литературе для маленьких» (1934) С. Я. Маршак, вспоминая о писателях, работавших в начале XX в., отмечал, что в целом детская литература в этот период считалась «делом компиляторов, маломощных переводчиков и пересказчиков», многие из которых неумеренно пили и «проклинали свое бездоходное и бесславное ремесло». Еще были литераторы - дамы. «Дамы не пьянствовали, а очень серьезно, аккуратно и систематично писали книжку за книжкой из институтской или псевдодеревенской жизни или перекраивали на русский лад заграничные повести идиллически-семейного характера. Впрочем, иногда они брались и за научно-популярные темы, и любознательная французская девочка Сюзанна превращалась у них в русскую Любочку, существующую только для того, чтобы задавать вопросы. Настоящие литераторы редко занимались писанием книг для детей или занимались между делом».

В книжных лавках спросом пользовались сказки, гимназические повести, сентиментальные повествования об образцовых мальчиках и девочках, святочные рассказы, стихи с назидательным или праздничным содержанием. Отдельные произведения для юных читателей создавали Л. Н. Толстой, А. М. Горький, Д. Н. Мамин- Сибиряк, А. И. Куприн, А. А. Блок, но «конкурировать с коммерсантами издательского дела» им было сложно. Родители и дети приобретали «розовые картинки, изображающие ангелочков - детей и кудрявых собачек», Чарскую и Пинкертона, «ходкие стишки», где было действие, юмор, песенный и плясовой ритм -  «Степку-растрепку», смешные книжки Вильгельма Буша о Максе и Морице, о Фрице и Франце, «Гусиные песенки». На этом фоне литературный критик Корней Чуковский сразу же обратил на себя внимание как автор, «сочетавший в своих стихах для маленьких обе борющиеся линии - литературную и лубочную... - писал С. Я. Маршак. - Стихи его, связанные с литературными традициями и в то же время проникнутые задором школьной «дразнилки», считалки или скороговорки, появились вслед за яростными критическими атаками, которые он вел на слащавую и ядовитую романистику Чарской и ей подобных».

Корней Чуковский, или Корней Иванович Чуковский (1882-1969) - это литературный псевдоним, однако именно такое сочетание в послереволюционный период стало его настоящей фамилией, именем и отчеством. Его дети - Николай, Лидия, Борис и Мария (Мурочка), которой посвящены многие детские стихи отца, - носили фамилию Чуковского и отчество Корнеевич/Корнеевна. Николай Васильевич Корнейчуков (настоящее имя писателя) ощутил все прелести жизни незаконнорожденного ребенка, отец которого оставил семью; в дореволюционных документах его отчество указывалось по-разному: Васильевич, Степанович, Эммануилович, Мануилович.

Создавать детские книжки Чуковский начал, будучи уже известным критиком: в 1917 г. появился сборник «Ёлка». Задуманный М. Горьким как серия под общим названием «Радуга», он вышел только единожды, после чего сменил название. Ближайшее участие в нем приняли К. Чуковский, М. Горький, А. Толстой, Саша Черный, оформлением занимались А. Бенуа, С. Чехонин, Ю. Анненков, М. Добужинский, Д. Митрохин. В это же время была опубликована сказка Чуковского «Крокодил». За 1920-е гг. свет увидели такие произведения, как «Мойдодыр», «Тараканище», «Бармалей», «Краденое солнце», «Муха-Цокотуха», «Путаница», «Телефон», «Федорино горе» и др. Сочинял К. Чуковский и стихотворные загадки для детей. Как он писал в «Признании старого сказочника», они придумывались везде - «в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача™ чтобы не тратить попусту время». Загадки были опубликованы в первом номере ежемесячного журнала «Ёж», они же рекламировали подписку на новое периодическое издание: «Две ноги на трех ногах, а четвертая в зубах. Что это такое? Смотри № 1 журнала “Ёж”».

В конце 1920-х гг. советская критика Чуковского поругивала, сначала осторожно, а затем наградила его сочинения определением «чуковщина». Писали о том, что антропоморфизм, как известный литературный прием при подаче материала, используется у него слишком часто. Чуковского представляли как создателя «фантастической» литературы («Бармалей»), литературы «лепых нелепиц» и «перевертышей». 1 февраля 1928 г. в «Правде» появилась разгромная статья Н. К. Крупской (1869-1939) «О “Крокодиле” К. Чуковского», где вдова Ленина назвала детскую сказку «буржуазной мутью». В декабре 1929 г. в «Литературной газете» опубликовали ответное письмо Чуковского с отречением от сказок и обещанием писать о колхозах.

1930-е гг. ознаменовались двумя личными трагедиями в жизни Чуковского: в 1931 г. умерла после тяжелой болезни его дочь Мурочка (19201931), а в 1938 г. расстрелян муж его дочери Лидии - физик Матвей Бронштейн (о гибели зятя писатель узнал только через два года).

В 1917 г. Чуковский стал редактором ежемесячного иллюстрированного приложения к журналу «Нева» (вышло 12 номеров), издаваемого «Товариществом А. Маркс», - «Для детей». Здесь в начале 1917 г. и появилось новое сочинение «Ваня и Крокодил». В 1919 г. под названием «Крокодил. Поэма для маленьких детей» на обложке и подзаголовком «Приключения Крокодила Крокодиловича» книга вышла в издательстве Петросовета (1917-1919) и распространялась бесплатно. Книжка «на кинематографический лад» напечатана как тетрадь альбомного формата, и при желании ребенок мог раскрасить иллюстрации. На Западе кинематографический подход к оформлению детских книг со временем привел к появлению комиксов. Русская же книжка-картинка дала всего несколько подобных образцов, среди самых известных - «Мойдодыр. Кинематограф для детей с картинками Ю. Анненкова» (1933) того же Чуковского. «Крокодил» неоднократно переиздавался в России, в начале 1930-х гг. поэма была переведена и выпущена в США и Великобритании.

Книга посвящена «глубокоуважаемым детям -  Муре, Бобе, Лиде и Коле». В дальнейшем поэма публиковалась с подзаголовком «Старая-престарая сказка», так как на страницах детской книжки жил своей обычной жизнью дореволюционный Петроград, с Крокодилом, носившим буржуазную одежду, Рождеством, гимназистами, полицией, лакеями, графами и даже «Вашим величеством» Гиппопотамом. В 1923 г. Чуковскому предложили сделать главного героя Ваню Васильчикова комсомольцем, а городового, которого проглотил Крокодил, заменить на милиционера, но Чуковский категорически отказался. В послевоенные годы по мотивам сказки сняли мультфильм «Ваня и Крокодил».

Иллюстрации создал график, живописец Ре-Ми - Николай Владимирович Ремизов (1887-1975, настоящая фамилия Ремизов-Васильев). В качестве художника-карикатуриста он работал в еженедельных журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Кроме того, художник сотрудничал с «Журналом для детей» - именно здесь с ним познакомился Чуковский, который записал в дневнике: «Я люблю его рисунки и всю вокруг него атмосферу чистоты, труда, незлобивости и ясности». Ре-Ми впервые изобразил автора (Чуковского) в качестве героя созданного им произведения, позднее эту идею подхватили другие художники.

Своеобразным продолжением «Крокодила» критика признала стихотворение Владимира Лифшица (1913-1974) «Слон и Зоя», впервые вышедшее под названием «Том» в журнале «Чиж» (1940, № 11) с рисунками В. Конашевича. Сергей Михалков в 1941 г. в журнале «Детская литература» писал: «Маленькая юннатка Зоя Никанорова - достойный потомок Вани Васильчикова из “Крокодила” К. Чуковского - легко укрощает слона и ведет его обратно в зоосад. Это, конечно, невероятное происшествие. Это просто шутка».

 


Чуковский Корней Иванович (Корнейчуков, Николай Васильевич; 1882-1969)

Крокодил. Поэма для маленьких детей с рисунками Ре-Ми. М.; Пг.: Государственное издательство, [1920-е гг.]. 36 с., ил. 25,4x34,5 см.

Предыдущая статья Красный Ромуальд (1923 год)
Следующая статья Никитушка (1924 год)
Печать
1815 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top