Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Thursday, November 21, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

К Эрасту (1828 год)

К Эрасту (1828 год)

Иван Великопольский

С тобой мне вновь считаться довелось,
Певец любви то резвой, то унылой;
Играешь ты на лире очень мило,
Играешь ты довольно плохо в штос.

В этих пушкинских строках - исчерпывающая характеристика И.Е. Великопольского, третьестепенного поэта и неудачливого карточного игрока.

Великопольский родился в состоятельной дворянской семье: его отец, генерал-майор, был крупным казанским помещиком. Получив неплохое домашнее воспитание, четырнадцатилетним юношей Великопольский стал студентом Казанского университета, довольно успешно отучился там неполных три года, но затем оставил учёбу, чтобы поступить подпрапорщиком в лейб-гвардии Семёновский полк. Вероятно, именно тогда им овладела страсть, столь распространённая среди гвардейских офицеров, - страсть к карточной игре. Как раз этим периодом датируется известие о первой крупной карточной неудаче Великопольского: он проиграл сослуживцу тридцать тысяч рублей. Одновременно с несчастным увлечением картами, во многом определившим его дальнейшую судьбу, в нём зародилось другое, тоже по-своему неразделённое чувство - к поэзии. Великопольский начал сотрудничать в журнале «Благонамеренный», публикуя там элегии, послания, басни, опыты «лёгкой поэзии». Считается, что в ту пору состоялось его знакомство с Пушкиным. После бунта и расформирования Семёновского полка Великопольский, уже в чине майора, оказался в Пскове, в Староингерманландском пехотном полку. Отбывавший ссылку в Михайловском Пушкин нередко приезжал в Псков, их встречи возобновились, причём, если судить по воспоминаниям, чаще всего они происходили за карточным столом. Утвердилось мнение, что Великопольский был единственным партнёром также невезучего в карточной игре Пушкина, которому сам поэт не проиграл ни разу.

В 1827 году Великопольский вышел в отставку. Вскоре после этого он опубликовал самое известное своё сочинение - «Сатиру на игроков». Книга, печатавшаяся в московской типографии Августа Семена, была превосходно издана: с текстом, набранным чётким, красивым шрифтом, с изящными виньетами из «фирменного» семеновского каталога, с выразительным фронтисписом, гравированным превосходным мастером А. Флоровым по рисунку знаменитого глухонемого художника Карла Гампельна.

Начиналась «Сатира» с проклятия поборникам губительной страсти:

Вам, чада бледные погибельной игры,
Рассудком, совестью, законом воспрещенной!
Вам, вам сей глас души, развратом раздраженной!
Я ваши наблюдал все козни и пиры
И гордую в душе к вам ненависть питаю!
Нетрепетной рукой завесу поднимаю
С обуянных всегда корыстию сердец.
Не лавровый соплесть хочу себе венец,
Не славы я ищу, но быть хочу полезным:
Да всюду ваш вертеп соделаю известным.

Далее, избрав для своего рассказа форму письма к молодому человеку по имени Эраст, автор повествовал о том, чему случайно стал свидетелем в доме их общего с Эрастом знакомого - Дамона. Придя к Дамону на званый обед, он присутствовал при проигрыше юноши Ариста, который за несколько часов не только лишился денег, отложенных на женитьбу, но и промотал казённые средства, из-за чего должен был попасть под суд. Не выходя из-за карточного стола, несчастный сошёл с ума, его мать, узнав об этом, умерла, а невеста впала в меланхолию. Завершалась сатира призывом к Эрасту бежать как можно далее «от карточной отравы».

Современники восприняли появление сочинения Великопольского с недоумением: в обществе было хорошо известно, что сам «бичеватель порока» продолжал играть на крупные суммы, причём столь же несчастливо, как и раньше. Лучше всего читательское мнение выразил Пушкин, опубликовавший «Послание к В*, сочинителю "Сатиры на игроков"»:

Порой грешит и проповедник.
Послушай, Персиев наследник,
Рассказ мой: Некто, мой сосед,
В томленьях благородной жажды,
Хлебнув кастальских вод бокал,
На игроков, как ты, однажды
Сатиру злую написал
И другу с жаром прочитал.
Ему в ответ его приятель
Взял карты, молча стасовал,
Дал снять, и нравственный писатель
Всю ночь, увы! понтировал.
Тебе знаком ли сей проказник?..

Великопольский тяжело переживал неудачу своего детища и даже сочинил трактат, озаглавленный «Ответ на отзывы журналов о "Сатире на игроков"», в котором история и теория мировой сатиры должны были доказать высокие достоинства его творения. Считается, что именно после ознакомления с текстом трактата Пушкин написал известную эпиграмму:

Поэт-игрок, о Беверлей-Гораций,
Проигрывал ты кучи ассигнаций,
И серебро, наследие отцов,
И лошадей, и даже кучеров -
И с радостью на карту б, на злодейку,
Поставил бы тетрадь своих стихов,
Когда б твой стих ходил хотя в копейку.

В дальнейшей жизни Великопольского литературные неудачи по-прежнему шли бок о бок с карточными проигрышами. Выгодно женившись в 1831 году на дочери известного московского врача М.Я. Мудрова, он за сравнительно короткий срок спустил не только собственные тверские и новгородские поместья, но и довольно значительное состояние жены. После его смерти только благодаря ходатайствам опекунов Александр II отменил выплату штрафов и процентов по единственному оставшемуся после него заложенному-перезаложенному имению.

Вот и выходит, что главное наследие Великопольского - его «Сатира на игроков», этот памятник человеческой и литературной неискренности. Когда-то равнодушно принятая публикой, в наши дни она высоко ценится библиофилами: за прекрасное оформление, за мастерски выполненную гравюрку-фронтиспис, но более всего - за то, что о ней писал Пушкин.


Великопольский Иван Ермолаевич (1797-1868)

К Эрасту (Сатира на игроков). Москва: В типографии Августа Семена, 1828. 24 с. Фронтиспис - гравюра А. Флорова по рисунку К. Гампельна. Форзацы «мраморной» бумаги. В цельнокожаном переплёте второй четверти XIX века. На корешке тиснённое золотом заглавие. На крышках - золототиснёные узорные рамки. 27x21 см. На титульном л. штемпель: «Книжный магазин Степана Иванова Литова в Киеве с 1830 г.». На заднем форзаце ярлык: «Книжная лавка писателей. Москва. Моховая, 22».

Previous Article Инструкция Дежурным по Канцелярии Господина Министра Внутренних Дел (1828 год)
Next Article Конволют «О Русской Истории и о Сагах С. Руссова» (1829-1838 годы
Print
1195 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top