К Эрасту (1828 год)
Иван Великопольский
С тобой мне вновь считаться довелось,
Певец любви то резвой, то унылой;
Играешь ты на лире очень мило,
Играешь ты довольно плохо в штос.
В этих пушкинских строках - исчерпывающая характеристика И.Е. Великопольского, третьестепенного поэта и неудачливого карточного игрока.
Великопольский родился в состоятельной дворянской семье: его отец, генерал-майор, был крупным казанским помещиком. Получив неплохое домашнее воспитание, четырнадцатилетним юношей Великопольский стал студентом Казанского университета, довольно успешно отучился там неполных три года, но затем оставил учёбу, чтобы поступить подпрапорщиком в лейб-гвардии Семёновский полк. Вероятно, именно тогда им овладела страсть, столь распространённая среди гвардейских офицеров, - страсть к карточной игре. Как раз этим периодом датируется известие о первой крупной карточной неудаче Великопольского: он проиграл сослуживцу тридцать тысяч рублей. Одновременно с несчастным увлечением картами, во многом определившим его дальнейшую судьбу, в нём зародилось другое, тоже по-своему неразделённое чувство - к поэзии. Великопольский начал сотрудничать в журнале «Благонамеренный», публикуя там элегии, послания, басни, опыты «лёгкой поэзии». Считается, что в ту пору состоялось его знакомство с Пушкиным. После бунта и расформирования Семёновского полка Великопольский, уже в чине майора, оказался в Пскове, в Староингерманландском пехотном полку. Отбывавший ссылку в Михайловском Пушкин нередко приезжал в Псков, их встречи возобновились, причём, если судить по воспоминаниям, чаще всего они происходили за карточным столом. Утвердилось мнение, что Великопольский был единственным партнёром также невезучего в карточной игре Пушкина, которому сам поэт не проиграл ни разу.
В 1827 году Великопольский вышел в отставку. Вскоре после этого он опубликовал самое известное своё сочинение - «Сатиру на игроков». Книга, печатавшаяся в московской типографии Августа Семена, была превосходно издана: с текстом, набранным чётким, красивым шрифтом, с изящными виньетами из «фирменного» семеновского каталога, с выразительным фронтисписом, гравированным превосходным мастером А. Флоровым по рисунку знаменитого глухонемого художника Карла Гампельна.
Начиналась «Сатира» с проклятия поборникам губительной страсти:
Вам, чада бледные погибельной игры,
Рассудком, совестью, законом воспрещенной!
Вам, вам сей глас души, развратом раздраженной!
Я ваши наблюдал все козни и пиры
И гордую в душе к вам ненависть питаю!
Нетрепетной рукой завесу поднимаю
С обуянных всегда корыстию сердец.
Не лавровый соплесть хочу себе венец,
Не славы я ищу, но быть хочу полезным:
Да всюду ваш вертеп соделаю известным.
Далее, избрав для своего рассказа форму письма к молодому человеку по имени Эраст, автор повествовал о том, чему случайно стал свидетелем в доме их общего с Эрастом знакомого - Дамона. Придя к Дамону на званый обед, он присутствовал при проигрыше юноши Ариста, который за несколько часов не только лишился денег, отложенных на женитьбу, но и промотал казённые средства, из-за чего должен был попасть под суд. Не выходя из-за карточного стола, несчастный сошёл с ума, его мать, узнав об этом, умерла, а невеста впала в меланхолию. Завершалась сатира призывом к Эрасту бежать как можно далее «от карточной отравы».
Современники восприняли появление сочинения Великопольского с недоумением: в обществе было хорошо известно, что сам «бичеватель порока» продолжал играть на крупные суммы, причём столь же несчастливо, как и раньше. Лучше всего читательское мнение выразил Пушкин, опубликовавший «Послание к В*, сочинителю "Сатиры на игроков"»:
Порой грешит и проповедник.
Послушай, Персиев наследник,
Рассказ мой: Некто, мой сосед,
В томленьях благородной жажды,
Хлебнув кастальских вод бокал,
На игроков, как ты, однажды
Сатиру злую написал
И другу с жаром прочитал.
Ему в ответ его приятель
Взял карты, молча стасовал,
Дал снять, и нравственный писатель
Всю ночь, увы! понтировал.
Тебе знаком ли сей проказник?..
Великопольский тяжело переживал неудачу своего детища и даже сочинил трактат, озаглавленный «Ответ на отзывы журналов о "Сатире на игроков"», в котором история и теория мировой сатиры должны были доказать высокие достоинства его творения. Считается, что именно после ознакомления с текстом трактата Пушкин написал известную эпиграмму:
Поэт-игрок, о Беверлей-Гораций,
Проигрывал ты кучи ассигнаций,
И серебро, наследие отцов,
И лошадей, и даже кучеров -
И с радостью на карту б, на злодейку,
Поставил бы тетрадь своих стихов,
Когда б твой стих ходил хотя в копейку.
В дальнейшей жизни Великопольского литературные неудачи по-прежнему шли бок о бок с карточными проигрышами. Выгодно женившись в 1831 году на дочери известного московского врача М.Я. Мудрова, он за сравнительно короткий срок спустил не только собственные тверские и новгородские поместья, но и довольно значительное состояние жены. После его смерти только благодаря ходатайствам опекунов Александр II отменил выплату штрафов и процентов по единственному оставшемуся после него заложенному-перезаложенному имению.
Вот и выходит, что главное наследие Великопольского - его «Сатира на игроков», этот памятник человеческой и литературной неискренности. Когда-то равнодушно принятая публикой, в наши дни она высоко ценится библиофилами: за прекрасное оформление, за мастерски выполненную гравюрку-фронтиспис, но более всего - за то, что о ней писал Пушкин.
Великопольский Иван Ермолаевич (1797-1868)
К Эрасту (Сатира на игроков). Москва: В типографии Августа Семена, 1828. 24 с. Фронтиспис - гравюра А. Флорова по рисунку К. Гампельна. Форзацы «мраморной» бумаги. В цельнокожаном переплёте второй четверти XIX века. На корешке тиснённое золотом заглавие. На крышках - золототиснёные узорные рамки. 27x21 см. На титульном л. штемпель: «Книжный магазин Степана Иванова Литова в Киеве с 1830 г.». На заднем форзаце ярлык: «Книжная лавка писателей. Москва. Моховая, 22».