Литературные воспоминания и современная смута (1900 год)
Николай Михайловский
Николай Константинович Михайловский не претендовал ни на роль писателя, хотя пробовал сочинять романы и даже печатал отрывки из них в журналах, ни на звание литературного критика, несмотря на многочисленные статьи о Некрасове, Гончарове, Тургеневе, Достоевском, Толстом, Глебе Успенском, Чехове. Социолог, публицист, критик объединились для самого Михайловского в одной ипостаси -журналист. Многолетний сотрудник «Отечественных записок» и «Русского богатства», он с одинаковым вниманием следил за развитием общественной, философской, естественнонаучной мысли. Ему принадлежит, например, термин «кающийся дворянин», определивший не только характер литературного героя середины XIX века, но и исторический тип личности.
«Воспоминания» Михайловского - это мемуаристика особого рода, о чём свидетельствовало уже авторское предисловие: «Для меня лично «литературные воспоминания» - плеоназм. Иных воспоминаний, кроме литературных, я бы и не мог предложить читателям, потому что вся моя жизнь протекла в литературе. Конечно, и у меня, как у всякого, были внелитературные связи и отношения, но я не полагаю их интересными для читателей».
Биографические страницы о «Книжном вестнике» и журнале для взрослых девиц «Рассвет», с которых начиналась профессиональная жизнь Михайловского, об общении с братьями Курочкиными, Минаевым, Глебом Успенским, о личных встречах с Некрасовым и Толстым чередуются с теоретическими рассуждениями о народниках и марксистах, о французском и русском символизме, об эволюционной теории Дарвина и философии Ницше. Сомневаясь в подлинности духовных устремлений символистов, Михайловский увидел в них закономерную оппозицию чрезмерному натурализму Эмиля Золя: «Крупный художественный талант, но плохой мыслитель, ограниченный и самодовольный, Золя дал толчок мелочной, протокольной точности описания. Фразами, блещущими всеми недостатками полузнания, он и теоретически пытался отстоять эту незаконную форму поэзии: протокол, копия с натуры - больше ничего от искусства не требуется; идеалы, противополагаемые непреоборимому естественному ходу вещей, нравственный суд над человеческими мыслями, чувствами и поступками, которые столь же необходимы, как рост дерева или вращение земли вокруг солнца, - всё это вздор, ненужный балласт, подлежащий уничтожению. Но всё это, наконец, надоело».
Рассматривать творчество писателя в биографическом и историко-культурном контекстах - один из основных принципов Михайловского-критика: «Любимый писатель только тогда станет вам вполне ясен, когда вы, не довольствуясь отвлечённою оценкой, вдвинете его в исторический процесс и уразумеете многочисленные и многообразные его связи с жизнью». Рецензируя труд A.M. Скабичевского «История новейшей русской литературы», вышедший в 1891 году, он говорил, что суждения автора - это не «суд истории», а «суд Скабичевского».
Включение рецензий, критических откликов в «Литературные воспоминания» естественно для Михайловского: появление новой книги, впечатление, ею произведённое, - факт духовной биографии, достойный не меньшего внимания, чем, например, личная встреча с её автором. Некоторые из вошедших в книгу материалов печатались ранее в периодике.
По признанию Михайловского, толчком к началу работы над мемуарами послужил разбор архива известного публициста и критика Г.З. Елисеева, умершего в 1891 году. Последнее десятилетие XIX века, когда писались «Воспоминания», многими современниками осознавались как очередное «смутное время». Один из самых опасных признаков «современной смуты» Михайловский видел в изменившейся роли литературы: «Литература и жизнь обнаруживают, каждая со своей стороны, резкую тенденцию отлучиться друг от друга, разорвать ту естественную цепь, которая в принципе должна их связывать. Есть факты более печальные сами по себе, чем это взаимное отлучение, но, может быть, нет факта более чреватого печальными последствиями».
Прекрасно оформленный двухтомник «Литературных воспоминаний» был издан редакцией журнала «Русское богатство» в 1900 году, а спустя четыре года их автора не стало. Книга подводила черту тридцатилетнему пребыванию Михайловского в литературе, хотя воплотить свой замысел до конца он не успел.
Михайловский Николай Константинович (1842-1904)
Литературные воспоминания и современная смута. [В 2-х томах.] Издание редакции журнала «Русское богатство». С.-Петербург, типолитография Б.М. Вольфа, 1900. Т.1. [4], 504 с. Т.2. II, 494 с. В двух одинаковых переплётах начала XX века с коленкоровыми крышками и кожаными корешками. На корешках - тиснённые золотом заглавия и орнамент. 23x15,6 см. На титулах владельческие печати: «Из книг Н.П. Власова». На первых форзацах наклеены торговые марки: «Книжный магазин т-ва М.О. Вольф. С.-Петербург и Москва».