Луи де Сент-Обен: Тридцать девять портретов 1808–1815 годов (1902 год)
Великий князь Николай Михайлович
Одним из выдающихся летописцев царствования Александра I является его внучатый племянник великий князь Николай Михайлович (подробнее о нём см. первый выпуск Библиохроники). Перу этого самого высокородного из русских историков принадлежат такие фундаментальные научные труды, как «Граф Павел Александрович Строганов» (1903), семитомник «Дипломатические сношения России и Франции. 1808–1812» (1905–1914), «Александр I» (1912), «Императрица Елизавета Алексеевна» (1908–1909), «Переписка императора Александра I с его сестрой великой княжной Екатериной Павловной» (1910), «Генерал-адъютанты императора Александра I» (1912) и др. Имея практически неограниченный доступ к государственным архивам и фамильным коллекциям Дома Романовых, он первым опубликовал и ввёл в научный оборот интереснейшие материалы по русской истории конца XVIII–первой четверти XIX века, в том числе касающиеся Отечественной войны 1812 года. «Издания великого князя Николая Михайловича» – ныне это понятие используется как научный термин, определяющий самостоятельное историкокультурное явление начала ХХ столетия – получили популярность далеко за пределами России. Так, по словам великого князя Александра Михайловича, исследования его старшего брата «произвели сенсацию в среде французских наполеонистов, заставив их пересмотреть, исправить и даже пересоставить целый ряд исторических трактатов».
Началом предпринятой Николаем Михайловичем серии изданий, посвящённых александровской эпохе, стала папка с воспроизведением тридцати девяти портретов, изображающих самого императора, членов его семьи, а также наиболее прославленных русских военачальников – участников антинаполеоновских войн. Портреты эти были выполнены с натуры французским рисовальщиком Луи де Сент-Обеном.
О Луи де Сент-Обене сохранилось чрезвычайно мало сведений. Известно, что он происходил из семьи художников и приходился племянником известным во Франции гравёрам Шарлю-Жермену де Сент-Обену (1721–1786), Габриэлю де Сент-Обену (1724–1780) и Огюстену де Сент-Обену (1736–1807). Считается, что в Россию он приехал по приглашению Александра I после заключения Тильзитского мира. Самая ранняя из выполненных им «русских» работ, портрет Сергея Львовича Пушкина, отца поэта, датируется 1807 годом, самая поздняя – 1824-м. На сегодняшний день известны сорок четыре портрета, рисованных им за эти годы. И наконец последнее, что указывается в немногочисленных справочных статьях о Сент-Обене, это то, что он умер молодым где-то в середине 1820-х годов.
Нельзя сказать, чтобы работы французского художника были вовсе неизвестны современникам. В 1813 году его рисунки использовал знаменитый гравёр Франческо Вендрамини (1780–1856) для создания «Галереи гравированных портретов генералов, офицеров и прочих, которые мужеством своим, воинскими дарованиями или любовию своею к Отечеству споспешествовали успехам российского оружия в течение войны, начавшейся в 1812 году». Эта серия гравюр была издана в Петербурге и пользовалась большим успехом. Несколько исполненных Сент-Обеном портретов также послужили основой для оформления на Императорском фарфором заводе сервиза с изображениями героев 1812 года (в частности, на сливочнике был помещён портрет П. И. Багратиона, а на сахарнице – Л. Л. Беннигсена и Я. П. Кульнева).
И всё же тридцать девять портретов, опубликованных Николаем Михайловичем, представляют собой бoльшую и самую важную часть творческого наследия художника. Историю их обнаружения мы знаем из письма великого князя к императору Николаю II от 7 февраля 1898 года: «Сегодня я… осматривал любопытную коллекцию. От всей души благодарю Тебя за Твоё милостивое разрешение. Самая интересная часть, разумеется, – рукописи и автографы русских Государей с их гравюрами. Потом коллекция оригинальных рисунков художника St. Aubin времён императора Александра I, изображающих как его, так и целую серию его сподвижников. Было бы очень желательно издать эту коллекцию, замечательно удачно исполненную». Коллекция, о которой пишет Николай Михайлович, – это знаменитое собрание князя Алексея Борисовича Лобанова- Ростовского (1824–1896), известного дипломата, русского посла в Константинополе, Лондоне, Вене и Берлине, в 1895–1896 годах занимавшего пост министра иностранных дел. Соученик М. Е. Салтыкова-Щедрина и М. Н. Лонгинова по Императорскому Александровскому лицею, человек разносторонне образованный, на протяжении многих лет занимавшийся генеалогией российского дворянства и считавшийся крупнейшим специалистом в этой обла сти, Лобанов-Ростовский несколько десятилетий собирал «россику», т. е. материалы по истории России. После его смерти коллекция была разделена: живопись, монеты и предметы декоративно-прикладного искусства оказались в Музее Александра III (ныне – Государственный Русский музей), где для них создали специальную «Лобановскую комнату», а книги, рукописи и графика поступили в библиотеку Зимнего дворца (ныне – Государственный Эрмитаж), где также был организован «Лобановский отдел».
Именно там, в Зимнем дворце, знакомясь с коллекцией Лобанова-Ростовского, великий князь увидел рисунки Сент-Обена. Четыре года спустя намерение, высказанное в письме к императору, осуществилось: в Экспедиции заготовления государственных бумаг на прекрасном полиграфическом уровне были отпечатаны фототипии с рисунков Сент-Обена, к которым прилагались биографические справки, составленные самим Николаем Михайловичем. И изображения, и прилагавшиеся к ним тексты на русском и французском языках были собраны в папку, на верхней крышке которой имелось общее заглавие: «Луи де Сент-Обен. Тридцать девять портретов 1808–1815 гг. Фототипические воспроизведения с биографическими очерками». В предисловии к изданию говорилось: «С разрешения Его Императорского Величества Государя Императора издаю портретные рисунки Луи де Сент-Обена, находящиеся в Лобановском отделе библиотеки Зимнего дворца. Часть их была уже издана в 1813 году Вендрамини, но теперь это издание сделалось библиографической редкостью, которую можно с трудом достать у заграничных антикваров, и то не в полном виде. Полные экземпляры издания Вендрамини имеются только у П. А. Ефремова, П. Я. Дашкова и в собрании Д. А. Ровинского в Румянцевском музее в Москве. Поэтому я признал интересным воспроизвести теперь все рисунки Сент-Обена… Все портреты писаны с натуры в период великих наполеоновских войн 1812—1815 годов, и многие являются новинкой, так как никогда не были воспроизведены… Покойный князь А. Б. Лобанов-Ростовский приобрёл оставшиеся после [смерти художника] рисунки, но когда и где именно, неизвестно. Я случайно нашёл папку с оригинальными рисунками, исполненными карандашом, в Собственной Его Императорского Величества библиотеке Зимнего дворца, куда они перешли, как и вся библиотека князя Лобанова. Рисунки этих портретов прекрасно сохранились. Они мастерски исполнены, дышат правдой и сходством, и Экспедиция заготовления государственных бумаг воспроизвела их верно, отчётливо и умело».
Следует отметить, что в коллекции Лобанова-Ростовского имелись только тридцать четыре оригинальных рисунка Сент-Обена, и великий князь, не зная местонахождения остальных пяти, использовал в издании упомянутые им гравюры Вендромини. Позднее стало известно, что четыре сент-обеновских карандашных портрета (М. Б. Барклая-де-Толли, Л. Л. Беннигсена, М. И. Кутузова и М. И. Платова) находились в коллекции Петра Александровича Ефремова. После смерти собирателя при распродаже его библиотеки эти рисунки попали к В. Н. Морозову, а уже от него – в Государственный Литературный музей, где хранятся и поныне. Великолепно исполненные воспроизведения портретов работы Сент-Обена замечательно дополняют биографические справки, подготовленные составителем. Написанные легко, ясно и лаконично, они несмотря на имеющиеся отдельные неточности и ошибки привносят в издание изящество художественного произведения и в то же время придают ему значимость ценного исторического справочника. Одна из самых кратких, но одновременно выразительных характеристик дана Николаем Михайловичем Александру I. Она позволяет понять, почему именно царствование двоюродного деда так привлекало великого князя как историка: «Император Александр I… вступил на престол Всероссийский… при радостных надеждах всего населения после пятилетнего гнёта царствования Павла. Первые четыре года прошли в живой работе переустройства всех высших учреждения… Казалось, настала новая эра великих реформ и мирного развития обширного государства. Но надежды эти не вполне оправдались. Война с Наполеоном поглотила всё внимание Александра: борьба с ним и дела внешней политики стали на первую очередь.
Так прошло время с 1805 по 1815 год. Наконец, третий период, или последнее десятилетие, был полон колебаний, разочарований и стремления вернуться к реакции на почве неопределённого мистицизма.
Неожиданная смерть в Таганроге 19 ноября 1825 года закончила четвертьвековое царствование, столь обильное событиями, результаты которых стали ощущаться только впоследствии. Личность Александра I ещё далеко не уяснена, и черты его сложного характера составляют задачу изучения историков».
Остальные аннотации менее эмоциональны, но более информативны и содержат краткий послужной список того или иного персонажа, дополненный характеристикой его человеческих качеств. В качестве примера такого словесного портрета можно привести составленное великим князем жизнеописание одного из самых популярных генералов русской армии эпохи наполеоновских войн Я. П. Кульнева: «Кульнев Яков Петрович (1763–1812), дворянин Псковской губернии, родился в 1763 году, воспитывался в Сухопутном шляхетском корпусе, куда был определён в 1770 году. Выпущен в 1785 году поручиком в Черниговский полк, откуда переведён в 1797 году сперва в Санкт- Петербургский драгунский, а потом в Переяславский конно-егерский полк. По упразднении Конно-егерского полка поступил в Сумский, а оттуда в Гродненский (ныне Клястицкий) гусарский полк, шефом которого он был назначен впоследствии. Кульнев начал своё военное поприще в 1789 году в походе против турок, а потом в 1794 году против поляков под начальством Суворова, где обратил на себя внимание своей смелостью и распорядительностью при Кобрине и штурме Праги. За эти два дела он получил чин майора. В кампании 1807 года, состоя полковником в Гродненском гусарском полку, Кульнев особенно заявил себя в сражениях под Гутштадтом, Гейльсбергом и под Фридландом. По окончании французской кампании Кульнев был назначен в Финляндию, где совершил ряд подвигов под начальством графа Н. М. Каменского, за что произведён в генерал-майоры и награждён орденом Святого Георгия 3-й степени. С тем же Каменским Кульнев был послан в Молдавскую армию, где отличился под Шумлой и Сили- стрией. В 1812 году Кульнев был в армии Витгенштейна и здесь скоро закончил свою боевую карьеру: под Клястицами при преследовании неприятеля Кульневу оторвало ядром обе ноги 20 июля, и он, не приходя в себя, скончался. Этот храбрый кавалерийский генерал оставил незабвенное имя своё навеки в рядах нашей армии. Особенно характерны были его приказы. Вот, например, приказ его от 6 марта 1809 года перед предстоявшим переходом по льду к побережью Швеции: “Бог с нами. Я пред вами, а князь Багратион за вами! В полночь собраться у мельницы. Поход до шведских берегов венчает все труды наши. Сии волны – истинная награда, честь и слава бессмертная! Иметь с собой по две чарки водки на человека, кусок мяса и хлеба и по два гарнца овса. Море не страшно, кто уповает на Бога! Отдыхайте, товарищи!” Яков Петрович Кульнев погребён в Псковской губернии у часовни мызы Соколнищи».
Впоследствии этот чёткий лаконичный и ёмкий стиль будет использован великим князем Николаем Михайловичем в самом знаменитом из предпринятых им изданий – пятитомных «Русских портретах XVIII и XIX столетий» (1905–1909; подробнее о нём см. первый выпуск Библиохроники).
Николай Михайлович, великий князь (1859–1919) Луи де Сент-Обен. Тридцать девять портретов 1808–1815 г.<одов>: Фототипические воспроизведения с биографическими очерками. Санкт-Петербург: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1902. 1 л. шмуцтитул, 1 л. титульный, 2 л. предисловие и оглавление на русском и французском языках, 39 л. фототипий, проложенных тонкой рисовой бумагой, 39 л. сопроводительных текстов на русском и французском языках. 36х26,5 см (изображения, тексты); 37х27,5 см (папка). В картонажной издательской папке. Одно из ранних иллюстрированных изданий великого князя Николая Михайловича. Вышло малым тиражом. Редкость.
Перечень воспроизведённых портретов: 1. Император Александр I. 2. Императрица Елизавета Алексеевна. 3. Константин Павлович, великий князь. 4. Александр, принц Вюртембергский. 5. Евгений, принц Вюртембергский. 6. Эрнст, принц Гессен-Филиппстальский. 7. Георг, принц Ольденбургский. 8. Август, наследный принц Ольденбургский. 9. Вильгельм, принц Оранский. 10. Вильгельм, принц Прусский. 11. Амфельт Г.-М. 12. Багговут К. Ф. 13. Багратион П. И. 14. Барклай-де-Толли М. Б. 15. Беннигсен Л. Л. 16. Васильчиков И. В. 17. Витгенштейн П. Х. 18 и 19. Воронцов М. С. 20. Голицын Д. В. 21. Горчаков А. И. 22. Дибич И.-К.-Ф. 23. Довре О. Ф. 24. Коновницын П. П. 25. Кульнев Я. П. 26. Кутузов М. И. 27. Ламберт К. О. 28. Орлов-Денисов В. В. 29. Писарев А. А. 30. Платов М. И. 31. Розен Г. В. 32. Ростопчин Ф. В. 33. Сеславин А. Н. 34. Строганов П. А. 35. Тормасов А. П. 36. Фок А. Б. 37. Фок Б. Б. 38. Уваров Ф. П. 39. Чернышёв А. И.
Оригиналы 34-х из вышеперечисленных портретов в настоящее время находятся в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), портреты М. Б. Барклая-де-Толли, Л. Л. Беннигсена, М. И. Кутузова и М. И. Платова хранятся в Государственном Литературном музее (Москва), местонахождение портрета Ф. В. Ростопчина неизвестно.