Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Луи де Сент-Обен: Тридцать девять портретов 1808–1815 годов (1902 год)

Луи де Сент-Обен: Тридцать девять портретов 1808–1815 годов (1902 год)

Великий князь Николай Михайлович

Одним из выдающихся летописцев царствова­ния Александра I является его внучатый пле­мянник великий князь Николай Михайлович (подробнее о нём см. первый выпуск Библио­хроники). Перу этого самого высокородного из русских историков принадлежат такие фунда­ментальные научные труды, как «Граф Павел Александрович Строганов» (1903), семитомник «Дипломатические сношения России и Фран­ции. 1808–1812» (1905–1914), «Александр I» (1912), «Императрица Елизавета Алексеевна» (1908–1909), «Переписка императора Алексан­дра I с его сестрой великой княжной Екатери­ной Павловной» (1910), «Генерал-адъютанты императора Александра I» (1912) и др. Имея практически неограниченный доступ к госу­дарственным архивам и фамильным коллек­циям Дома Романовых, он первым опубликовал и ввёл в научный оборот интереснейшие мате­риалы по русской истории конца XVIII–первой четверти XIX века, в том числе касающиеся Отечественной войны 1812 года. «Издания великого князя Николая Михайловича» – ныне это понятие используется как научный термин, определяющий самостоятельное историко­культурное явление начала ХХ столетия – получили популярность далеко за пределами России. Так, по словам великого князя Алексан­дра Михайловича, исследования его старшего брата «произвели сенсацию в среде француз­ских наполеонистов, заставив их пересмо­треть, исправить и даже пересоставить целый ряд исторических трактатов».

Началом предпринятой Николаем Михайло­вичем серии изданий, посвящённых алексан­дровской эпохе, стала папка с воспроизведе­нием тридцати девяти портретов, изображаю­щих самого императора, членов его семьи, а также наиболее прославленных русских вое­начальников – участников антинаполеонов­ских войн. Портреты эти были выполнены с натуры французским рисовальщиком Луи де Сент-Обеном.

О Луи де Сент-Обене сохранилось чрезвы­чайно мало сведений. Известно, что он проис­ходил из семьи художников и приходился пле­мянником известным во Франции гравёрам Шарлю-Жермену де Сент-Обену (1721–1786), Габриэлю де Сент-Обену (1724–1780) и Огю­стену де Сент-Обену (1736–1807). Считается, что в Россию он приехал по приглашению Александра I после заключения Тильзитского мира. Самая ранняя из выполненных им «рус­ских» работ, портрет Сергея Львовича Пуш­кина, отца поэта, датируется 1807 годом, самая поздняя – 1824-м. На сегодняшний день известны сорок четыре портрета, рисованных им за эти годы. И наконец последнее, что ука­зывается в немногочисленных справочных статьях о Сент-Обене, это то, что он умер моло­дым где-то в середине 1820-х годов.

Нельзя сказать, чтобы работы французского художника были вовсе неизвестны современ­никам. В 1813 году его рисунки использовал знаменитый гравёр Франческо Вендрамини (1780–1856) для создания «Галереи гравирован­ных портретов генералов, офицеров и прочих, которые мужеством своим, воинскими дарованиями или любовию своею к Отечеству спо­спешествовали успехам российского оружия в течение войны, начавшейся в 1812 году». Эта серия гравюр была издана в Петербурге и поль­зовалась большим успехом. Несколько испол­ненных Сент-Обеном портретов также послу­жили основой для оформления на Императорском фарфором заводе сервиза с изображениями героев 1812 года (в частности, на сливочнике был помещён портрет П. И. Багратиона, а на сахарнице – Л. Л. Беннигсена и Я. П. Кульнева).

И всё же тридцать девять портретов, опубли­кованных Николаем Михайловичем, представ­ляют собой бoльшую и самую важную часть творческого наследия художника. Историю их обнаружения мы знаем из письма великого князя к императору Николаю II от 7 февраля 1898 года: «Сегодня я… осматривал любопыт­ную коллекцию. От всей души благодарю Тебя за Твоё милостивое разрешение. Самая инте­ресная часть, разумеется, – рукописи и авто­графы русских Государей с их гравюрами. Потом коллекция оригинальных рисунков художника St. Aubin времён императора Алек­сандра I, изображающих как его, так и целую серию его сподвижников. Было бы очень жела­тельно издать эту коллекцию, замечательно удачно исполненную». Коллекция, о которой пишет Николай Михайлович, – это знаменитое собрание князя Алексея Борисовича Лобанова- Ростовского (1824–1896), известного дипло­мата, русского посла в Константинополе, Лон­доне, Вене и Берлине, в 1895–1896 годах зани­мавшего пост министра иностранных дел. Соученик М. Е. Салтыкова-Щедрина и М. Н. Лонгинова по Императорскому Александровскому лицею, человек разносторонне образованный, на протяжении многих лет занимавшийся генеалогией российского дворянства и считав­шийся крупнейшим специалистом в этой обла­ сти, Лобанов-Ростовский несколько десятиле­тий собирал «россику», т. е. материалы по исто­рии России. После его смерти коллекция была разделена: живопись, монеты и предметы декоративно-прикладного искусства оказались в Музее Александра III (ныне – Государствен­ный Русский музей), где для них создали спе­циальную «Лобановскую комнату», а книги, рукописи и графика поступили в библиотеку Зимнего дворца (ныне – Государственный Эрмитаж), где также был организован «Лобановский отдел».

Именно там, в Зимнем дворце, знакомясь с коллекцией Лобанова-Ростовского, великий князь увидел рисунки Сент-Обена. Четыре года спустя намерение, высказанное в письме к импе­ратору, осуществилось: в Экспедиции заготовле­ния государственных бумаг на прекрасном полиграфическом уровне были отпечатаны фототипии с рисунков Сент-Обена, к которым прилагались биографические справки, состав­ленные самим Николаем Михайловичем. И изо­бражения, и прилагавшиеся к ним тексты на русском и французском языках были собраны в папку, на верхней крышке которой имелось общее заглавие: «Луи де Сент-Обен. Тридцать девять портретов 1808–1815 гг. Фототипиче­ские воспроизведения с биографическими очерками». В предисловии к изданию говори­лось: «С разрешения Его Императорского Вели­чества Государя Императора издаю портрет­ные рисунки Луи де Сент-Обена, находящиеся в Лобановском отделе библиотеки Зимнего дворца. Часть их была уже издана в 1813 году Вендрамини, но теперь это издание сделалось библиографической редкостью, которую можно с трудом достать у заграничных анти­кваров, и то не в полном виде. Полные экзем­пляры издания Вендрамини имеются только у П. А. Ефремова, П. Я. Дашкова и в собрании Д. А. Ровинского в Румянцевском музее в Москве. Поэтому я признал интересным вос­произвести теперь все рисунки Сент-Обена… Все портреты писаны с натуры в период вели­ких наполеоновских войн 1812—1815 годов, и многие являются новинкой, так как никогда не были воспроизведены… Покойный князь А. Б. Лобанов-Ростовский приобрёл оставши­еся после [смерти художника] рисунки, но когда и где именно, неизвестно. Я случайно нашёл папку с оригинальными рисунками, исполненными карандашом, в Собственной Его Императорского Величества библиотеке Зимнего дворца, куда они перешли, как и вся библиотека князя Лобанова. Рисунки этих портретов прекрасно сохранились. Они мастерски исполнены, дышат правдой и сход­ством, и Экспедиция заготовления государ­ственных бумаг воспроизвела их верно, отчёт­ливо и умело».

Следует отметить, что в коллекции Лобанова-Ростовского имелись только тридцать четыре оригинальных рисунка Сент-Обена, и великий князь, не зная местонахождения остальных пяти, использовал в издании упомянутые им гравюры Вендромини. Позднее стало известно, что четыре сент-обеновских карандашных портрета (М. Б. Барклая-де-Толли, Л. Л. Беннигсена, М. И. Кутузова и М. И. Платова) находились в коллекции Петра Александровича Ефремова. После смерти собирателя при распродаже его библиотеки эти рисунки попали к В. Н. Морозову, а уже от него – в Государственный Лите­ратурный музей, где хранятся и поныне. Великолепно исполненные воспроизведения портретов работы Сент-Обена замечательно дополняют биографические справки, подго­товленные составителем. Написанные легко, ясно и лаконично, они несмотря на имеющи­еся отдельные неточности и ошибки привно­сят в издание изящество художественного про­изведения и в то же время придают ему значи­мость ценного исторического справочника. Одна из самых кратких, но одновременно выразительных характеристик дана Николаем Михайловичем Александру I. Она позволяет понять, почему именно царствование двою­родного деда так привлекало великого князя как историка: «Император Александр I… всту­пил на престол Всероссийский… при радост­ных надеждах всего населения после пятилет­него гнёта царствования Павла. Первые четыре года прошли в живой работе переу­стройства всех высших учреж­дения… Казалось, настала новая эра великих реформ и мирного развития обширного государства. Но надежды эти не вполне оправдались. Война с Наполеоном поглотила всё внимание Александра: борьба с ним и дела внешней поли­тики стали на первую очередь.

Так прошло время с 1805 по 1815 год. Наконец, третий период, или последнее десяти­летие, был полон колебаний, разочарований и стремления вернуться к реакции на почве неопределённого мистицизма.

Неожиданная смерть в Таган­роге 19 ноября 1825 года закончила четвертьве­ковое царствование, столь обильное событи­ями, результаты которых стали ощущаться только впоследствии. Личность Александра I ещё далеко не уяснена, и черты его сложного характера составляют задачу изучения исто­риков».

Остальные аннотации менее эмоциональны, но более информативны и содержат краткий послужной список того или иного персонажа, дополненный характеристикой его человече­ских качеств. В качестве примера такого сло­весного портрета можно привести составлен­ное великим князем жизнеописание одного из самых популярных генералов русской армии эпохи наполеоновских войн Я. П. Кульнева: «Кульнев Яков Петрович (1763–1812), дворянин Псковской губернии, родился в 1763 году, вос­питывался в Сухопутном шляхетском корпусе, куда был определён в 1770 году. Выпущен в 1785 году поручиком в Черниговский полк, откуда переведён в 1797 году сперва в Санкт- Петербургский драгунский, а потом в Переяс­лавский конно-егерский полк. По упразднении Конно-егерского полка поступил в Сумский, а оттуда в Гродненский (ныне Клястицкий) гусарский полк, шефом которого он был назна­чен впоследствии. Кульнев начал своё военное поприще в 1789 году в походе против турок, а потом в 1794 году против поляков под началь­ством Суворова, где обратил на себя внимание своей смелостью и распорядительностью при Кобрине и штурме Праги. За эти два дела он получил чин майора. В кампании 1807 года, состоя полковником в Гродненском гусарском полку, Кульнев особенно заявил себя в сраже­ниях под Гутштадтом, Гейльсбергом и под Фридландом. По окончании французской кам­пании Кульнев был назначен в Финляндию, где совершил ряд подвигов под начальством графа Н. М. Камен­ского, за что произведён в генерал-майоры и награж­дён орденом Святого Георгия 3-й степени. С тем же Камен­ским Кульнев был послан в Молдавскую армию, где отли­чился под Шумлой и Сили- стрией. В 1812 году Кульнев был в армии Витгенштейна и здесь скоро закончил свою боевую карьеру: под Клястицами при преследовании неприятеля Кульневу оторвало ядром обе ноги 20 июля, и он, не приходя в себя, скончался. Этот храбрый кавалерийский генерал оставил незабвенное имя своё навеки в рядах нашей армии. Особенно характерны были его приказы. Вот, например, приказ его от 6 марта 1809 года перед предстоявшим переходом по льду к побережью Швеции: “Бог с нами. Я пред вами, а князь Багратион за вами! В полночь собраться у мельницы. Поход до шведских берегов венчает все труды наши. Сии волны – истинная награда, честь и слава бессмертная! Иметь с собой по две чарки водки на человека, кусок мяса и хлеба и по два гарнца овса. Море не страшно, кто уповает на Бога! Отдыхайте, товарищи!” Яков Петрович Куль­нев погребён в Псковской губернии у часовни мызы Соколнищи».

Впоследствии этот чёткий лаконичный и ёмкий стиль будет использован великим кня­зем Николаем Михайловичем в самом знаме­нитом из предпринятых им изданий – пяти­томных «Русских портретах XVIII и XIX столе­тий» (1905–1909; подробнее о нём см. первый выпуск Библиохроники).

 


Николай Михайлович, великий князь (1859–1919) Луи де Сент-Обен. Тридцать девять портретов 1808–1815 г.<одов>: Фототипические воспроизведения с биографическими очерками. Санкт-Петербург: Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1902. 1 л. шмуцтитул, 1 л. титульный, 2 л. предисловие и оглав­ление на русском и французском языках, 39 л. фототипий, проложенных тонкой рисовой бумагой, 39 л. сопроводительных текстов на русском и французском языках. 36х26,5 см (изображения, тексты); 37х27,5 см (папка). В картонажной издательской папке. Одно из ранних иллюстрированных изданий великого князя Николая Михайловича. Вышло малым тиражом. Редкость.

Перечень воспроизведённых портретов: 1. Император Александр I. 2. Императрица Елизавета Алексеевна. 3. Константин Павлович, великий князь. 4. Александр, принц Вюртембергский. 5. Евгений, принц Вюртембергский. 6. Эрнст, принц Гессен-Филиппстальский. 7. Георг, принц Ольденбургский. 8. Август, наследный принц Ольденбургский. 9. Вильгельм, принц Оранский. 10. Вильгельм, принц Прусский. 11. Амфельт Г.-М. 12. Багговут К. Ф. 13. Багратион П. И. 14. Барклай-де-Толли М. Б. 15. Беннигсен Л. Л. 16. Василь­чиков И. В. 17. Витгенштейн П. Х. 18 и 19. Воронцов М. С. 20. Голицын Д. В. 21. Горчаков А. И. 22. Дибич И.-К.-Ф. 23. Довре О. Ф. 24. Коновницын П. П. 25. Кульнев Я. П. 26. Кутузов М. И. 27. Ламберт К. О. 28. Орлов-Денисов В. В. 29. Писарев А. А. 30. Платов М. И. 31. Розен Г. В. 32. Ростопчин Ф. В. 33. Сеславин А. Н. 34. Строганов П. А. 35. Тормасов А. П. 36. Фок А. Б. 37. Фок Б. Б. 38. Уваров Ф. П. 39. Чернышёв А. И.

Оригиналы 34-х из вышеперечисленных портретов в настоящее время находятся в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), портреты М. Б. Барклая-де-Толли, Л. Л. Беннигсена, М. И. Кутузова и М. И. Платова хранятся в Государственном Литературном музее (Москва), местонахождение портрета Ф. В. Ростопчина неизвестно.

Previous Article Записки декабриста (1902 год)
Next Article Ростопчинские афиши (1904 год)
Print
2430 Rate this article:
5.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top