Как Матрёша акушеркой стала (1925 год)
В. Попков
Пропаганда как одно из средств реализации власти применялась в 1920-х гг. все масштабнее. В ранг идеологических сфер переводились агрономия, медицина... Вопросы брака, семьи и деторождения не могли остаться вне политических интересов, особенно учитывая падение рождаемости во время и после Гражданской войны.
Например, в заводских клубах устраивались «комсомольские свадьбы». Рождение детей отмечалось «красными крестинами» («октябринами»), на которых новорожденный получал имя в присутствии руководителей и сотрудников предприятия. Под политизированные речи новые граждане назывались популярными с 1920-х гг. Кимами, Владленами, Рэмами и т. д.
Задачи партии доводились до масс посредством печатных изданий - газет, листовок, брошюр. В. И. Ленин отмечал, что «каждый учитель обязан иметь брошюрки агитационного содержания; он обязан их не только иметь, а читать крестьянам. Если он этого не будет делать, он должен знать, что он лишится места». Велась ликвидация политической безграмотности на языке потенциального читателя.
В 1918 г. в газете «Новая жизнь» появилась заметка Исаака Бабеля «Дворец материнства»: «Женщины будут поступать во Дворец на восьмом месяце беременности. Полтора месяца до родов они проведут в условиях покоя, сытости и разумной работы. Платы никакой. Рождение детей - дань государству. Государство оплачивает ее. После родов матери остаются во Дворце в течение 10-20-42 дней, до полного восстановления сил. Раньше из приютов уходили на третий день...»
Такие меры принимались потому, что «в начале столетия в родильных наших приютах умирало до 40% рожениц. Цифра эта не спускалась ниже 15-20%. Теперь, в связи с худосочием и малокровием, количество смертей увеличивается».
Это ситуация в городе. На селе смертность была гораздо выше. В 1913 г. в стране насчитывалось всего 9 детских консультаций и 6824 койки в родильных домах. Более 30 тысяч женщин умирало ежегодно. При этом рождаемость в середине 1920-х гг. все еще оставалась достаточно высокой.
Считалось, что существует два основных решения проблемы, особенно в деревнях, - следовало оборудовать специальные больницы или палаты для рожениц и обучать акушерок.
«Дети должны жить. Рождать их нужно для лучшего устроения человеческой жизни. Такова идея. Ее надо провести до конца. Надо же когда-нибудь делать революцию. Надобно хорошо рожать детей. И это - я знаю твердо - настоящая революция», - писал И. Бабель.
Брошюра «Как Матрёша акушеркой стала», выпущенная тиражом 50 тысяч экземпляров, рассказывает о трагической смерти во время родов крестьянки, матери троих детей, наступившей из-за отсутствия своевременной врачебной помощи и непрофессионализма акушерки-знахарки. Ее соседка, молодая сознательная крестьянка, по совету местного доктора отправилась на двухгодичные курсы акушерок в Москву.
«Добралась Матрёша кое-как до общежития, где девушки находились, что на акушерку обучаются. Вошла в ворота, аллея длинная, а на конце большущий дом выстроен. Дворцы такие, должно, строятся. Вошла в него Матрёша. Лестница огромная, глядеть голова кружится, а не то что лазить по ней. Большие комнаты, кровати рядами поставлены, и девушки с книжками сидят, читают. Одна платочком кумачовым повязана.»
Это в Москве. А в Петербурге, в построенном Растрелли дворце, по словам И. Бабеля, тоже «предположено открыть школу материнства. Приходить будет всякий, кто захочет. Будут учить - чистоте, тому, как сохранить жизнь ребенка и матери. Этому поучиться надо».
В результате вернувшейся на село Матрёше удалось предотвратить очередную преждевременную смерть и «...вместо маленькой комнатки в больнице во дворе особый дом выстроили - родильный. И уже не две койки для рожениц, а пять стояло. Особо ванную комнату утроили и няньку взяли, чтобы ребятишек купать. А ежели родные навещать больную приходили, то халат им белый надевали, чтобы заразу какую с улицы не занесли. И все в деревне говорили, что правильно это, и никто не прекословил, потому что все уже хорошо знали, что худого от этого не будет».
Автору В. А. Попкову принадлежат еще несколько книг: «Семья Чуриловых» (1925), «Настасьина жизнь» (1926, 1928), «Встреча» (1928), «Горновщик» (1928), «Ксюша» (1928) и др.
Вышла книга в Государственном издательстве, созданном в 1919 г. и выпускавшем в основном агитационную и политическую литературу. На 1925 г. пришелся пик объемов его издательской продукции - совокупный тираж составил более 92 миллионов экземпляров.
Усилия Госиздата не пропали даром. Уже через десять лет И. Сталин в «Речи на совещании передовых комбайнеров и комбайнерок», произнесенной 1 декабря 1935 г., утверждал: «У нас теперь все говорят, что материальное положение трудящихся значительно улучшилось, что жить стало лучше, веселее. Это, конечно, верно. Но это ведет к тому, что население стало размножаться гораздо быстрее, чем в старое время. Смертности стало меньше, рождаемости больше, и чистого прироста получается несравненно больше. Это, конечно, хорошо, и мы это приветствуем. Сейчас у нас каждый год чистого прироста населения получается около трех миллионов душ. Это значит, что каждый год мы получаем приращение на целую Финляндию. Ну, а это ведет к тому, что приходится кормить все больше и больше людей.»
Книга украшена рисованной обложкой и тремя черно-белыми иллюстрациями.
Попков В. А.
Как Матрёша акушерской стала: Повесть. С рис. М.; Л.: Гос. изд-во, 1925. 35 с., ил. 17х13 см. Тираж 50 000 экз.