Москва (1912 год)
Большеформатный, в щегольском белом переплёте, с тиснённым на верхней крышке золотой фигурной вязью названием, альбом «Москва», выпущенный «Товариществом скоропечатни А.А. Левенсон» в 1912 году, можно отнести к ещё редкому для России начала XX столетия жанру, широко известному в наши дни как «гид-справочник интуриста». О том, что он предназначался для «гостей древней столицы», прежде всего зарубежных, говорят наличие параллельных текстов на трёх языках (русском, французском и английском) и содержание книги, включающее весьма поверхностный очерк истории Первопрестольной, беглое описание святынь Кремля, а также перечень главных городских достопримечательностей, музеев и театров.
Заурядность текста с лихвой искупается высочайшим уровнем полиграфического исполнения и множеством прекрасно воспроизведённых иллюстраций, специально подготовленных для издания известными мастерами книжной графики - Б. Зворыкиным, В. Васнецовым, В. Российским и др.
Впрочем, и в содержании путеводителя имеется раздел, который неизбежно привлечёт внимание современного читателя. Это краткая справка о Москве и москвичах, городе и его обитателях, какими они были в год выхода книги. В справке говорится: «По переписи 1912 года в Москве насчитывалось 1 617 009 человек. Из них 879 286 мужчин и 727 723 женщины. Другими словами, на 1000 мужчин приходится 839 женшин. Из сословий преобладают крестьяне - 72% всего населения (преимущественно пришлые), затем мещане и дворовые; дворян - 5%, купечества - 2,5%; иностранный элемент составляет около 1% обывателей Москвы.
Коэффициент смертности за последние годы колеблется от 28 до 30 на тысячу. Несмотря на рост домостроительства, средняя скученность московского населения достаточно высока - почти 2 жителя на комнату. По данным 1912 года, в Москве было 43 тысячи деревянных построек, 24 тысячи каменных и остальные - смешанного характера.
Канализация Москвы по сплавной системе, начатая с 1898 года, расширяется с каждым годом, но далека ещё от исчерпывающих требований общественной санитарии и гигиены. Городская санитарная станция, университетские клиники, 14 городских больниц, 17 родильных приютов, 17 амбулаторий и свыше 100 частных больниц и лечебниц с 2 тысячами вольнопрактикующих врачей обслуживают задачи здравоохранения Москвы.
Обширная сеть электрического трамвая и паровая тяга на загородной линии ещё не вполне удовлетворяют нужды населения. Ежедневно городскими трамваями расходуется около 1 000 000 билетов. В Москве к январю 1912 года было зарегистрировано 680 автомобилей для частного и общественного пользования.
В древней столице 814 учебных заведений, из них 9 высших и 87 средних. Начальное обучение, сосредоточенное преимущественно в руках городского управления, с каждым годом заметно растёт. В Москве выходит свыше 180 газет, журналов и различных повременных органов печати оощего и специального характера.
Средоточие богатств страны, главный центр общественной торговли и промышленности, Москва, будучи узлом 10 железных дорог, насчитывает свыше 27 тысяч торгово-промышленных заведений, из них 820 фабрик и заводов с 150 тысячами рабочих. В Москве 15 банков и 23 частных банкирских конторы.
Если проследить только последнее десятилетие жизни столицы, мы увидим, какой большой шаг сделан по пути прогресса и культуры. Городское самоуправление в эти годы много потрудилось над благоустройством города: введена канализация, построены бойни, сеть городских трамваев, переделаны мостовые, разбиты несколько новых скверов. Город продолжает украшаться день ото дня».
Это добротное, дорогое, массивное издание чем-то напоминает саму Москву начала 1910-х годов - спокойную, неторопливую, уверенную в своём будущем. Когда альбом увидел свет, до начала Первой мировой войны оставалось ещё полтора года, до октября 17-го - пять лет.
Москва. Издание Товарищества скоропечатни А.А. Левенсон. Москва, 1912. 1 л. с иллюстрированной рамкой, 1 л. - цветной иллюстрированный титул, 90 с. с иллюстрациями (текст в 3 столбца на русском, французском и английском языках), 13 л. иллюстраций. Титул, заставки, виньетки, концовки - Б. Зворыкина, иллюстрации в красках - В. Васнецова, Н. Фон-Воля, В. Российского, Е. Вашкова, К. Спасского и В. Резникова. В издательском переплёте. Название на верхней крышке - барельефное тиснение золотом. 35x26,1 см. Часть тиража вышла в обложках по рис. В. Российского.