На заре жизни: воспоминания (1911 год)
Елизавета Водовозова
Русская детская писательница, педагог и мемуаристка Елизавета Николаевна Водовозова - одна из первых и немногих женщин 1860-х гг. - заговорила о новых демократических методах воспитания детей, которые сегодня естественны и необходимы. Она писала о том, что ребенку и подростку лучше жить в семье, чем в закрытом учебном заведении, что ему нужен свежий воздух в его комнате, прогулки и режим питания - эти простые правила казались тогда непривычными. Водовозова приняла участие в создании новой массовой детской литературы, которая, по ее убеждению, должна была помочь растущему человеку в познании природы и окружающего мира, а не только наставлять и забавлять. В своей первой опубликованной работе - рецензии на роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» (1863) - Водовозова писала о необходимости серьезного женского образования, о свободном труде и женской эмансипации: «Наконец-то женщина явилась так, как ей должно быть: не рабой-труженицей, а независимой помощницей своего мужа» (Библиотека для чтения. 1863. Сентябрь). Творчество и судьба писательницы и педагога Е.Н. Водовозовой пришлись на эпоху колоссальных исторических и социальных сдвигов и потрясений в России, начиная от отмены крепостного права 1861 г. и кончая революциями начала XX столетия; она пережила личные трагедии и утраты, но не потеряла веру в идеи своей молодости.
Елизавета Николаевна Цевловская родилась в селе Поречье (ныне г. Демидов) Смоленской губернии в многодетной помещичьей семье. За двадцать лет супружества у ее родителей родились шестнадцать детей, четверо умерли до холеры 1848 г., холера унесла отца и семерых детей. Десятилетней девочкой Елизавета была зачислена за казенный счет в Александровское училище Смольного института, куда принимались (в отличие от аристократической Николаевской половины) дочери гражданских чиновников и военных с невысокими чинами, девочки из семей протоиреев, евангелических пасторов и дворян, внесенных в третью часть дворянской книги. Елизавета Николаевна была выпущена из Смольного института в 1862 г. С 1859 г. инспектором Смольного института стал К.Д. Ушинский, пригласивший прогрессивных преподавателей. Среди них был прекрасно образованный писатель и переводчик Василий Иванович Водовозов (1825-1886). В год окончания института, когда Елизавете еще не исполнилось восемнадцати лет, она стала его женой.
Молодая семья поселилась в Петербурге в квартире дома № 11 во Второй линии Васильевского острова. По этому адресу в течение тридцати лет на литературные вторники Водовозовой (или журфиксы, как она их называла) собирались педагоги, историки, писатели, критики разных поколений - читали новые произведения, обсуждали книги и статьи, спорили обо всем на свете. В гостеприимном доме Водовозовых бывали В. А. Слепцов, П.И. Якушкин, В.С. Курочкин и Н.С. Курочкин, П.А. Гайдебуров, позже И.Е. Репин. В первые годы замужества все для Елизаветы Николаевны складывалось как нельзя лучше. Она увлеклась педагогическими идеями. Ее муж руководил организованной им воскресной школой, преподавал в различных учебных заведениях, изучал опыт воспитания в других странах. Вместе с мужем она ездила в Германию и Швейцарию, где они наблюдали, как работают недавно появившиеся детские сады. Оба выступали со статьями на педагогические и литературные темы. В конце января 1863 г. родился сын Михаил, в 1864 - сын Василий.
Невзгоды начались с 1866 г., когда после покушения Д. Каракозова на царя Александра II начались массовые увольнения неблагонадежных преподавателей из учебных заведений. Лишился службы и В.И. Водовозов, семья осталась без средств к существованию. Сегодня нельзя без волнения читать те страницы воспоминаний Елизаветы Николаевны, где она писала, как они с мужем от безденежья решили кормить обедами только детей, а сами в это время уходили из дому, как она отказывалась в гостях от угощения, чтобы не есть с жадностью... Этой женщине пришлось похоронить двоих своих детей - Михаила, который умер в раннем возрасте, и младшего Николая, сгоревшего от чахотки на двадцать шестом году жизни. Она дважды овдовела. В 1886 г. не стало ее первого мужа В.И. Водовозова. Спустя несколько лет она вышла замуж за друга и ученика ее первого мужа, историка и основателя журнала «Голос минувшего» Василия Ивановича Семевского (1848/1849-1916). Похоронив второго мужа, Елизавета Николаевна - уже на восьмом десятке - продолжала жить и работать.
Педагогические сочинения Водовозовой интересны и сегодня. В книге «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста» (СПб., 1871; 7-е изд., 1913) она писала о том, что в дошкольном воспитании главными приемами должны стать народные сказки, песни и игры. (СПб., 1876). Книга «Одноголосые детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями», с нотами и схемами, была отличным пособием для воспитателей. Для детей она написала несколько познавательных и беллетристических книг.
Многотомный сборник «Жизнь европейских народов. Географические рассказы» (Т. 1-3, СПб., 1875-1883) был проиллюстрирован В.М. Васнецовым и другими художниками. Картинки позволяли наглядно представить жителей разных стран, их занятия и окружавшую их природу. Сборник был несколько раз переиздан, причем целиком и отдельными очерками.
Свою главную книгу воспоминаний «На заре жизни» Водовозова-Семевская публиковала в журналах в 1887-1908 гг. Первое отдельное издание, где повествование доведено до начала 1860-х гг., вышло в 1911 г. Последний очерк «Житейские невзгоды» о ее жизни в конце 1860-х гг. увидел свет на страницах первого номера журнала «Голос минувшего» за 1923 г. В том же номере был напечатан некролог по поводу смерти писательницы. В кратких записках историка и философа Николая Ивановича Кареева (1850-1931) есть отрывочные и глухие упоминания о том, как Елизавете Николаевне жилось при советской власти. По его словам, Водовозова-Семевская оставила (или вынуждена была оставить?) свою квартиру на Васильевском острове, «ликвидировала всю свою обстановку и свою библиотеку» (или вынуждена была продать?); пробовала жить у сына Василия, тогда уже известного публициста и журналиста, участника «Энциклопедического словаря» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, «но ему грозило немедленное выселение из занимавшейся им квартиры» («Голос минувшего». 1923. № 2. С. 182). К внукам - детям ее умершего сына Николая - она переехать не могла. В преклонном возрасте Е.Н. Водовозова-Семевская скиталась по чужим углам и голодала...
Для современного читателя воспоминания писательницы - это не только горестные повествования о тяготах жизни, но и светлые страницы, написанные с надеждой и верой в будущую счастливую судьбу русской женщины. В очерке «Житейские невзгоды» мемуаристка написала, как переболела дифтеритом. Надо бы жаловаться на упадок сил и истощение. Но у мужественной Елизаветы Николаевны были другие чувства и переживания: «Как только я встала с постели, я начала работать и с каждым днем чувствовала, что работа - моя спасительница и утешительница во всех несчастиях, моя отрада, счастье и наслаждение всей моей жизни, что она успокаивает нервы лучше всяких лекарств и дает с каждым днем все более силы забывать житейские невзгоды, напряженнее углубляться в труд, окрыляет надеждою расплатиться, наконец, со всеми долгами, которых накопилось особенно много вследствие экстренных расходов за время болезни» («Голос минувшего». 1923. № 1.С.71).
Водовозова Елизавета Николаевна (урожд. Цевловская, по второму мужу Семевская; 1844-1923). На заре жизни: воспоминания. Санкт-Петербург: Тип. 1-й СПб. Трудовой Артели, 1911. XII, 608, [4] с.; 24,5x15,5. На свободном л. переднего форзаца, тит. л., с. Ill, 1 фиолетовый оттиск штампа: ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ / библиотека / женской гимназии / имени / В. П. фон-ДЕРВИЗ.