Новоселье (1833 и 1834 годы)
Выходу в свет двух частей альманаха «Новоселье» предшествовало реальное событие - переезд книжной лавки петербургского издателя и книготорговца Александра Филипповича Смирдина (1795-1857) из скромного помещения у Синего моста на набережной реки Мойки в трёхэтажный флигель лютеранской церкви Св. Петра на Невском проспекте. Сам факт переезда на главную улицу Петербурга свидетельствовал о финансовом благополучии владельца магазина: ведь только за аренду дома ему предстояло платить в год двенадцать тысяч рублей ассигнациями.
Сын московского торговца полотном, Смирдин начинал предпринимательскую деятельность «мальчиком» в книжных лавках П.А. Ильина и А.С. Ширяева. Важнейшую роль в его судьбе сыграл известный книгопродавец и типограф В.А. Плавильщиков, сначала предложивший двадцатидвухлетнему Смирдину место приказчика, а затем сделавший его своим преемником и наследником. Деловые качества и коммерческая удача позволили Смирдину по-настоящему разбогатеть. Немалую прибыль приносило, в частности, увеличение тиражей книг и снижение их продажной стоимости. В то же время он выплачивал высокие гонорары авторам, что давало ему, во-первых, очевидные преимущества перед другими издателями, а во-вторых, сознание благородного служения отечественной словесности. Не случайно перемещение его книжной лавки было воспринято как факт культурной жизни Петербурга.
19 февраля 1832 года в большой зале смирдинской библиотеки, в бельэтаже, по случаю переезда был дан литературный обед, на котором присутствовали около семидесяти приглашённых - представителей различных и не всегда дружественных литературных партий и направлений. «Гости-литераторы, из особой благосклонности ко мне, вызвались, по предложению Василия Андреевича Жуковского, подарить меня на новоселье каждый своим произведением, и вот дары, коих часть издаю ныне», - так Смирдин в предисловии к альманаху, в честь достопамятного события получившего заглавие «Новоселье», излагал историю его появления. Редактором альманаха выступил талантливый филолог-ориенталист, а в начале 1830-х годов начинающий писатель и литературный критик О.И. Сенковский.
По мнению А.А. Старческого, изложенному в «Воспоминаниях литератора», выход в свет «Новоселья» инициировал именно Сенковский, незадолго перед тем предложивший Смирдину финансировать новый журнал -«Библиотеку для чтения», появление же литературного альманаха, как он считал, должно было стать своего рода «пробным шаром»: «Сенковский начал готовиться к выпуску в будущем 1834 году первой книжки "Библиотеки для чтения", но чтоб поднять на ноги всю публику, задумал предварительно выпустить сборник "Новоселье", который должен был наглядным образом познакомить с тем, что её ожидает в будущем. "Новоселье" затеяно было Сенковским как будто по поводу переведения книжного магазина Смирдина от Синего Моста на Невский проспект. Послали Смирдина бить челом перед всеми известными нашими литераторами и просить у них статей для его сборника "Новоселье"».
Первая часть «Новоселья» вышла в 1833 году, причём под предисловием Смирдина стояла памятная дата - «19 февраля». Своим внешним видом альманах представлял не привычную «карманную» книжку, а увесистый том в 587 страниц. По поводу его объёма Н.В. Гоголь писал М.П. Погодину: «Книжица ужасная: человека можно уколотить». Здесь под одной обложкой соединились «Домик в Коломне» А.С. Пушкина, «Сказка о царе Берендее» В.А. Жуковского, «Сказка о некоем православном покойном мужичке и о сыне его Емеле-дурачке» Казака Луганского (В.И. Даля), стихи П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского, Д.И. Хвостова, В.Ф. Одоевского, А.С. Хомякова, басни И.А. Крылова, проза, литературная критика и исторические очерки Ф.В. Булга-рина, Н.И. Греча, А.С. Шишкова, М.Е. Лобанова, А.И. Михайловского-Данилевского.
Сенковский, не ограничивая себя обязанностями редактора альманаха, поместил на его страницах три собственных сочинения: под своим именем - восточную повесть «Антар», а под псевдонимом Барон Брамбеус - критические статьи «Незнакомка» и «Большой выход у сатаны», наделавшие много шума своей полемической направленностью и необычной художественной формой, напоминавшей одновременно фантастический рассказ и памфлет.
«Новоселье» 1833 года было прекрасно иллюстрировано. Помимо гравированных картинок на обложке и титуле, альманах украшали пять иллюстраций, в том числе к «Домику в Коломне», «Сказке о царе Берендее» и «Большому выходу у сатаны». Знаковой для первой части «Новоселья» явилась помещённая на титуле гравюра С.Ф. Галактионова по рисунку А.П. Брюллова «Обед у Смирдина». Среди гостей на ней изображены Ф.В. Булгарин, цензор В.Н. Семёнов, Н.И. Греч (с поднятым бокалом), И.А. Крылов, А.Ф. Смирдин, Д.И. Хвостов, А.С. Пушкин. Позднее Греч вспоминал об остроте Пушкина, обратившего внимание, что на обеде соседями цензора Семёнова (подписавшего, кстати, цензурное разрешение на выход «Новоселья») были Булгарин и Греч и сказавшего: «Ты, брат Семёнов, сегодня словно Христос на горе Голгофе», имея в виду, что Спаситель был распят между двумя разбойниками.
Титульная гравюра принесла издателю непредвиденное осложнение: художник украсил сюртук Д.И. Хвостова орденом, которого у того не было. Когда оплошность обнаружилась, орден с гравировальной доски пришлось счищать. Однако часть тиража к тому времени уже поступила в продажу, и наиболее редкими считаются как раз экземпляры с изображением Хвостова-«орденоносца».
В 1834 году вышла вторая часть альманаха. Хотя по количеству страниц она не уступала первой и была достаточно представительна с содержательной точки зрения (пушкинская поэма «Анджело», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя), тем не менее, второе «Новоселье» получилось гораздо скромнее и по числу участников сборника, и по разнообразию публикуемых материалов, и по оформлению книги, не предполагавшей на сей раз иллюстраций в тексте. Если титул первой части украсила гравюра с изображением обеда у Смирдина, то титул второй части представлял смирдинскую книжную лавку (гравюра С.Ф. Галактионова с рисунка А.П. Сапожникова).
На переднем плане справа изображены А.С. Пушкин и П.А. Вяземский, слева, со стопками книг в руках, - приказчик Ф.Ф. Цветаев, за конторкой - сам Смирдин, беседующий с О.И. Сенковским, за ними ещё два приказчика книжной лавки - Кожевников и Цыганков, знаменитый, между прочим, тем, что знал по номерам каталога все имевшиеся в продаже книги.
Обе части «Новоселья» пользовались огромным успехом у читателей. В.Г. Белинский причислял их к лучшим русским альманахам и считал, что именно «Новоселье» открыло эру отечественных массовых изданий.
Новоселье. Ч.1—2. Санкт-Петербург, 1833-1834. Ч.1: В типографии вдовы Плюшар с сыном, 1833. Гравированный титульный л., VII, [5], 587 c., 5 л. иллюстраций. Иллюстрации — гравюры С.Ф. Галактионова, И. Ческого, К. Афанасьева, Е. Долгова с оригиналов А.П. Брюллова, Е. Гейнеринга, К. Зеленцова. Ч.2: В типографии А. Плюшара, 1834. Гравированный титульный л., 575 с. Титульный л. — гравюра С.Ф. Галактионова с оригинала А.П. Сапожникова. В двух цельнокожаных переплётах времени издания с сохранением издательских печатных обложек. На крышках — золототиснёные орнаментальные рамки, на корешках — золототиснёные орнамент и заглавия. Форзацы «мраморной» бумаги. 21,5х12,5 см. На передних форзацах экслибрис: «Собрание книг Ивана Ивановича Кузнецова». Экземпляры с сохранёнными издательскими обложками — величайшая редкость.