Отечественная война и русское общество (1911–1912 годы)
Выпущенный Товариществом И. Д. Сытина «юбилейный» семитомник «Отечественная война и русское общество» до сих пор считается одним из наиболее авторитетных русских исторических исследований. О нём уже шла речь в первом выпуске Библиохроники, однако оказавшийся в распоряжении составителей комплект издания в роскошных, предположительно, тарасовских переплётах вновь позволяет вспомнить об этом выдающемся памятнике исторической мысли и полиграфического искусства.
Действительно, трудно назвать другой издательский проект, объединивший такое количество первоклассных специалистов: в его создании приняли участие 57 учёных, которые написали 118 тематических статей по вопросам военной и политической истории, социологии, искусства, литературы, музыковедения. Недаром в редакционной статье говорилось: «Отечественная война – один из самых драматических и вместе самых значительных по последствиям моментов русской истории. В ней всё захватывает и всё заставляет работать научную мысль. В ней и в тех событиях, которые из неё развернулись, найдут неисчерпаемый кладезь и художник, и социолог, и политик, и дипломат. Ибо она заставляла разыгрываться страсти высокие и низменные, она производила перемены в общественном строении общества, она положила начало определённому течению и во внутренней и во внешней политике России… Мы не могли считать Отечественную войну событием исключительно военным. Сквозь дым пожаров, сквозь кровавый туман, поднимающийся с бесчисленных полей битв, мы хотели сделать попытку разглядеть облик русского общества, определить долю участия в войне русских общественных групп, выяснить ту меру признательности, какой потомки обязаны каждой из них. В свою очередь, такая постановка задачи заставляла нас отказаться от взгляда на Отечественную войну как на явление обособленное, тянувшееся каких-нибудь несколько месяцев. Мы считали невозможным начинать историю её с перехода через Неман и даже с Тильзита. Мы думали, что только поставленная в рамки европейской истории, изучаемая в тесной связи со всей эпохой она может быть понята и оценена надлежащим образом».
Обозначая свои задачи, члены редакторской группы писали: «Наша цель – дать книгу объективную в полном смысле слова, такую, которая, воздавая должное русскому и русским, не делала бы из quasi-патриотического ликования издевательства над французами и их невольными союзниками по Великой армии. И те и другие слишком дорогой ценою заплатили за безумство Наполеона. Их мужество, их благородные страдания, их трагическая судьба в 1812 году — плохой предлог для шовинистических излияний. Пусть другие заслуживают свои сомнительные лавры на этом пути. Мы будем удовлетворены, если русское общество признает, что книга добросовестно старалась нарисовать верную картину Отечественной войны, поставленной в правильные исторические рамки».
Но даже эти исполненные стремлением к справедливости строки свидетельствовали о невозможности составления «книги объективной в полном смысле слова»: полемичность тона свидетельствовала о готовности авторов защищать свои политические позиции. Да и финансировавший предприятие И. Д. Сытин также пытался реализовать собственную любимую идею: помня о своём крестьянском происхождении, он надеялся этим изданием искупить видевшуюся ему историческую несправедливость по отношению к русскому мужику. Как писал впоследствии Иван Дмитриевич, готовя тома «Отечественной войны», он «хотел, чтобы хоть через 100 лет на могилу русского солдата, солдата-раба, пришла история и поклонилась его светлой памяти». Именно для создания такого памятника издатель-самоучка Сытин пригласил группу либерально настроенных учёных, многие из которых принадлежали к партии конституционных демократов – кадетов.
Впрочем, была ещё одна причина, не позволявшая подготовить «стопроцентно» объективную книгу. Составители, профессиональные историки, прекрасно понимали, что этого не позволял сделать существовавший на тот момент уровень изученности архивных документов об Отечественной войне. Авторы издания были вынуждены ориентироваться прежде всего на уже опубликованные материалы, многие из которых, по их мнению, являлись малодостоверными. Они считали, что в трудах большинства их предшественников господствовала официозно-патриотическая, националистическая точка зрения, из-за чего замалчивался ряд важных исторических событий, преувеличивались силы армии Наполеона и преуменьшались ошибки русских военачальников. Поэтому перед приглашёнными специалистами ставилась задача не навязывать читателям собственную точку зрения на поставленные вопросы, а «дать как бы сводку того материала, который до последнего времени был известен в значительной степени только специалистам».
Составителями издания и его редакторами стали А. К. Дживелегов, С. П. Мельгунов и В. И. Пичета. Три молодых (самому старшему из них в момент начала работы над семитомником едва перевалило за тридцать пять), но уже добившихся признания историка, известных своими леволиберальными взглядами, они составляли общую концепцию издания, согласовывали темы статей, участвовали в выборе приглашённых авторов, иначе говоря, во многом определили наполнение и тональность сытинского проекта. Кроме того, каждый из них опубликовал в издании по несколько статей: Дживелегов – восемь, Мельгунов – шесть, Пичета – пять. Талантливые учёные, на тот момент схожие по политическим воззрениям, но различные по стилистике и темпераменту своих научных работ, они прошли очень непохожие жизненные пути, в которых отчётливо отразилась российская история ХХ столетия.
Алексей Карпович Дживелегов (1875–1952) родился в Ростове-на-Дону в армянской купеческой семье. Закончил историко-филологический факультет Московского университета. Работал в «Русских ведомостях», где познакомился с С. П. Мельгуновым. В 1905 году стал членом партии кадетов. Считался одним из самых талантливых историков своего времени. В феврале 1917 года поддержал демократическую революцию. После ноября 1917 года был вынужден отойти от изучения общей истории и стал заниматься историей искусства. Добился признания как специалист по эпохе Возрождения. В 1930–1934 годах преподавал в Институте Красной профессуры, в 1938–1939 годах работал в Московском институте истории, философии и литературы, с 1930 года возглавлял кафедру зарубежной литературы в Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского. Когда во второй половине 40-х годов его обвинили в «космополитизме», то после публичной проработки всё же оставили на кафедре «ввиду полной невозможности заменить его лицом такой же квалификации».
Для «Отечественной войны и русского общества» Дживелегов написал блок статей о Наполеоне. В них – гимн военному гению французского императора. Вопреки продекларированной в издании позиции «беспристрастности», статьи Дживелегова подчёркнуто пристрастны, в них история поднимается до высот поэзии. Вот, например, его характеристика Наполеона: «Бывают гениальные люди, лишённые характера, воли, работоспособности. Бонапарту всё это было дано щедрой рукой. Поэтому мысли, зарождавшиеся в его голове, сейчас же начинали претворяться в действительность, и не было того препятствия, которого он не мог бы одолеть. Именно эта печать действенного гения, несокрушимой воли, направленной огромным умом, которую окружающие видели на его челе, создавала ему его власть над людьми. В нём не было того непроизвольного, не зависящего от человека обаяния, которое как-то само собой покоряет всех без того, чтобы приходилось делать усилия. Но когда он хотел, он становился неотразим, и не было человека, который устоял бы против него… Обаяние Наполеона тем и было непохоже на обаяние других людей, что в нём причудливо и капризно преломлялись лучи гения. Их было много, этих лучей, и трудно сказать, какой из них был ярче, какое дарование господствовало… В его военном гении, как и во всём, поражало соединение двух трудносоединяющихся вещей: творческой, если только можно воспользоваться этим словом, силы и самой кропотливой чёрной работы. Чтобы сделать итальянскую армию способной быть орудием своей молниеносной тактики, он прежде всего одел, обул, накормил её и снабдил всем необходимым. Чтобы добиться этого, он во всё входил сам: пробовал хлеб, мясо; смотрел кожу для сапог, сукно для шинелей, сёдла; вымерял размер груди и длину в рубахах; безошибочно определял, сколько сена ворует подрядчик; всех приструнивал, всех подтягивал. И когда всё было готово, грянули один за другим: Монтенотте, Миллезимо, Мондови, Лоди, Кастильоне, Арколе, Риволи, Тальяменто... Одно обусловливалось другим. В этом была его система.
Для него не существовало скучных вещей в военном деле… И нет ни одного уголка в сложном военном механизме, который представлял бы для него какие-нибудь секреты. “На войне нет ничего, — говорит он, — чего я не мог бы сделать сам. Если нет никого, кто мог бы приготовить порох, я приготовлю его; лафеты для пушек – я их смастерю; если нужно отлить пушки – я велю их отлить”... Он был и собственным начальником штаба и собственным главным интендантом. А в стратегическом маневрировании и тактическом ударе он творил, как художник… А наполеоновская тактика?.. Мир весь затихал в страхе, когда он, как буря, проносился по Европе во главе своих железных легионов, серым пятном выделяясь на фоне золотых и красных мундиров своего штаба, не зная, что такое неудача. Словно богиня победы была прикована к колесу пушечного лафета и не могла отлететь от Великой армии, словно сама Фортуна была маркитанткой у гренадер Удино. Таким древние скандинавы представляли себе Одина во главе “неистового воинства”, когда он, верхом на своём восьминогом белом коне, летал по воздуху, сокрушая всё на своём пути».
Полной противоположностью дживелеговской смотрится статья об Александре I, написанная Сергеем Петровичем Мельгуновым (1879–1956).
Мельгунов родился в Москве в дворянской семье. Как и Дживелегов, закончил историко-филологический факультет Московского университета, работал в «Русских ведомостях», вступил в партию кадетов. В 1911 году организовал издательство «Задруга». Редактировал журнал «Голос минувшего». После февральской революции 1917 года стал ответственным за обследование и приём архивов Министерства внутренних дел. Возглавлял Комиссию по разработке политических дел в Москве. Октябрьскую революцию встретил настороженно. После подписания Брестского мира стал руководителем антибольшевистских организаций «Союз Возрождения России» и «Тактический центр». Перешёл на полулегальное положение. С 1919 года пять раз был арестован, приговаривался к смертной казни, заменённой 10 годами тюрьмы. В ноябре 1922 года его выслали из России. Выпускал сборники «Голос минувшего на чужой стороне».
В статьях, подготовленных Мельгуновым для сытинского издания, личность Александра I сначала реконструируется при помощи многочисленных свидетельств современников, а затем хладнокровно изучается и препарируется. В итоге возникает портрет человека двуличного, скрытного и недоброго. Мельгунов пишет: «Крайним самолюбием и в то же время жаждой популярности можно объяснить много загадочных противоречий в деятельности Александра. Искание популярности, желание играть мировую роль, пожалуй, и были главными стимулами, направляющими деятельность Александра. Как человек без определённого миросозерцания, без определённых руководящих идей, он неизбежно должен был бросаться из стороны в сторону, улавливать настроения, взвешивать силу их в тот или иной момент и, конечно, в конце концов подлаживаться под них. Отсюда неизбежные уколы самолюбия, раздражение, сознание утрачиваемой популярности. Быть может, такова неизбежная судьба всякого игрока — и особенно в области политики. Доведённая даже до артистического совершенства, подобная игра должна была привести к отрицательным результатам. Таков и был конец царствования Александра I, когда, в сущности, недовольство охватывало и реакционные и либеральные круги русского общества. Реформаторские порывы, парализованные своей половинчатостью, не удовлетворяли и тех, на кого мог опереться Александр и у кого он снискал популярность на первых порах, не удовлетворили они и тех, кто свято блюл заветы старины.. Республиканец на словах, Александр в то же время имел твёрдое представление о власти самодержавной как об установлении Божественном. Понятно, что при таком воззрении в его либеральных мероприятиях не было “энтузиазма”, как отмечает современник… Александр был “слишком философ”, как выразился Жозеф де-Местр, чтобы заниматься черновой домашней работой, которая не сулила сделать его великим человеком. Александр мечтал о более широком поприще славы… В излишней самоуверенности Александр слишком торопился “играть роль в Европе”. Он воображал себя великим полководцем. Но мог ли им быть тот, кто всё воинское искусство видел в парадах, кто из всей военной тактики Наполеона заимствовал лишь эполеты тамбур-мажоров? Говорят, что Александр проявлял личную храбрость… Но соперничество с Наполеоном на поприще брани привело лишь к поражению Александра. Его боевая слава померкла, не успев расцвесть, на полях Ауетерлица, что весьма чувствительно отзывалось на самолюбии Александра… В семейном кругу его называли “кротким упрямцем”. Но упрямство и сила воли далеко не синонимы. Первая черта скорее признак слабохарактерности. Но обычное суждение о нерешительности Александра, о его уступчивости может быть оспариваемо! В Александре была большая доля упрямства, желания во что бы то ни стало настоять на своём… И когда дело затрагивало его самолюбие, он был удивительно настойчив. История с военными поселениями может служить наилучшим показателем. Если Александр бросался из стороны в сторону, то это не потому, что он искренно верил последовательно то в прогресс, то в реакцию. Как у тонкого политика, у него всё было построено на расчёте, хотя, быть может, часто этот расчёт и был ошибочен: жизнь народа, жизнь общества не укладывается в математические рамки. Жизнь подчас путает все расчёты. Да и можно ли учесть переменчивые общественные настроения, их силу или бессилие? Здесь ошибки неизбежны. Сильный человек их сознаёт. Александр под влиянием обстоятельств менялся, но ошибок своих никогда не сознавал. В Отечественную войну Александр проявил большую настойчивость вопреки ожиданию многих из современников. Как рассказывает Сегюр в своих воспоминаниях, после взятия Москвы “Наполеон надеялся на податливость своего противника, и сами русские боялись того”… Но для Александра борьба с Наполеоном была делом личного самолюбия, в жертву которого он готов был принести многое. Соперничество с Наполеоном заставило Александра быть столь же твёрдым в решении продолжить борьбу за границей и, воспользовавшись благоприятным моментом, сломить могущество Наполеона».
Третьим редактором «Отечественной войны и русского общества» являлся преподаватель Московского университета Владимир Иванович Пичета (1878–1948).
Пичета родился в Полтаве в семье преподавателя Духовной семинарии. Закончил историческое отделение историко-филологического факультета Московского университета с дипломом I степени. Служил в средних учебных заведениях на Украине. В 1905 году перебрался в Москву, преподавал в гимназиях, давал частные уроки. В 1909 году стал приват-доцентом историко-филологического факультета Московского университета. В 1911 году после увольнения части университетского руководства, придерживавшегося либеральных взглядов, в знак протеста добровольно покинул университет. Преподавал на Высших женских юридических курсах. В мае 1917 года вновь стал приват-доцентом в университете. Продолжал преподавать после Октябрьской революции. В 1919 году возглавил вновь созданный факультет общественных наук. Занимался организацией университета в Минске. В 1930 году был арестован по «академическому делу». До 1935 года находился в ссылке в Вятке. После освобождения работал в Москве, где с 1938 года стал вновь преподавать в университете. Ему была присуждена степень доктора исторических наук без защиты диссертации. В 1939-м он стал членом-корреспондентом, а в 1946 году – действительным членом Академии наук СССР.
Его публикации, подготовленные для семитомника («Международная политика России в начале царствования Александра I (до 1807 года)», «Международная политика России после Тильзита», «Хозяйство в России в начале XIX века», «Польская конфедерация в 1812 году», «Александр I и Европа»), строги и академичны. Они изобилуют цифрами, датами и фактами, за которыми следует чёткий вывод. Так, приведя и проанализировав многочисленные показатели состояния российской экономики в период Отечественной войны, Пичета говорит: «Накануне войны Россия уже переросла натурально-хозяйственный уклад жизни и вступила в начальную эру капиталистического развития. Последнее и дало возможность правительству не только довести до конца военные операции 1812 года, но и предпринять новый поход против Наполеона, уже не имевший ничего общего с интересами России. Накопление торгового и промышленного капитала позволило несколько раз повышать процентные отчисления с гильдейского капитала, а развитие отхожих промыслов среди государственных крестьян дало возможность повысить значительно подушную подать с крестьянства. И крестьянство в период войны выдержало это возвышение налоговой тягости, которое всё-таки было значительно легче помещичьих поборов. Усиливавшийся внешний товарообмен благодаря соответствующей таможенной политике давал в казну значительный таможенный доход, поступавший большею частью в металлической валюте и давший возможность использовать металлический фонд во время заграничных войн. В течение 1810 – 1812 годов, несмотря на действие континентальной системы, таможенные доходы поднялись, и доходный бюджет сразу стал больше. Таким образом, новые условия экономической жизни страны дали правительству необходимый денежный фонд, без которого были бы немыслимы никакие военные действия. Французскому правительству Россия казалась более отсталой в хозяйственном развитии, чем это было на самом деле, да и оценка влияния континентальной системы тоже была не совсем правильна. Вместо земледельческой страны с ничтожным внешним отпуском Франция увидела страну, далеко шагнувшую вперёд в хозяйственном отношении. Неправильная оценка экономического состояния России и чрезмерно низкое представление о финансовых ресурсах страны – вот одна из причин неудачи великого похода 1812 года».
Статьи Дживелегова, Мельгунова и Пичеты очень несхожи между собой. Столь же различны материалы, представленные остальными пятьюдесятью четырьмя участниками издания. Но в этом и заключается его достоинство. Оно, выполняя замысел редакторов, не только обобщило ранее публиковавшийся материал, но и представило чёткий срез состояния российской науки своего времени. Неслучайно в рецензии на семитомник, помещённой в газете «Русские ведомости» от 1 июня 1912 года, известный историк Александр Александрович Кизеветтер (1866–1933) писал: «Среди юбилейной литературы, посвящённой 1812 году, настоящее издание занимает, бесспорно, первое место. Это коллективный труд многих специалистов-историков задуман и выполнен по очень сложному плану. Картина Отечественной войны вставлена здесь в широкую раму общей характеристики и международного положения Европы и внутреннего состояния России в эпоху Наполеона… Читающая публика получает в этом издании прекрасное руководство по эпохе Отечественной войны. Все статьи, сюда вошедшие, проникнуты духом научной объективности. В общей сложности все они дают читателю громадное количество искусно сведённого и критически обработанного материала».
Отечественная война и русское общество. 1812–1912. Редакция А. К. Дживелегова, С. П. Мельгунова, В. И. Пичета. Юбилейное издание. Историческая комиссия учебного отдела О.<бщества> Р.<аспространения> Т.<ехнических> З.<наний>. [В 7-ми т.]. Москва, издание Товарищества И. Д. Сытина, 1911–1912. Т. 1: Россия перед столкновением с Францией. Франция перед столкновением с Россией. Франко-русские войны до 1812 года. После Тильзита. 1912. VIII, 235 с. с иллюстрациями, 38 л. иллюстраций. Т. 2: После Тильзита. Россия перед 1812 годом. 1911. [1], 272 с. с иллюстрациями, 26 л. иллюстраций. Т. 3: Наполеон и его сподвижники. Русская армия и её вожди. Первый период войны. 1912. [2], 227 с. с иллюстрациями, 30 л. иллюстраций. Т. 4: Второй период войны. Москва при французах. Третий период войны. 1912. [2], 268 с. с иллюстрациями, 41 л. иллюстраций. Т. 5: Война и русское общество. Отражение войны в литературе и искусстве. 1912. [2], 236 с. с иллюстрациями, 30 л. иллюстраций. Т. 6: Заграничные походы. Конец Наполеона. Русская армия во Франции. Литературные отклики. 1912. [2], 208 с. с иллюстрациями, 32 л. иллюстраций. Т. 7: Ликвидация революции. Россия после 1812 года. Наполеон и 1812 год в исторической науке. 1912. [2], 331 с. с иллюстрациями, 33 л. иллюстраций. В семи полукожаных переплётах времени издания. Крышки оклеены «мраморной» бумагой. Вдоль корешков и углов золототиснёные канты. На корешках с бинтами тиснённые золотом заглавия, номера томов и суперэкслибрис: «В. У.». Форзацы цветной печати. 28,5х21 см. Издание Московской исторической комиссии Общества распространения технических знаний. Стиль оформления переплётов позволяет предположить, что их выполнили в знаменитой московской мастерской Захара Матвеевича Тарасова. Суперэкслибрис может указывать, что комплект принадлежал к библиотеке начальника Московского технического железнодорожного училища Вячеслава Гавриловича Ульянинского (1855–1928). Прекрасный образец переплётного искусства.