Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Thursday, November 21, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

От «Глухаря» до «Жар-птицы» (1989)

От «Глухаря» до «Жар-птицы» (1989)

Георгий Жженов. От «Глухаря» до «Жар-птицы» (1989)

Георгий Степанович Жженов - петербуржец, родился на Васильевском острове в семье крестьян. Годы детства пришлись на первые годы становления советской власти. Георгий рос в большой семье, которая испытала все тяготы бедности и лишений, учился в трудовой школе. В 15 лет поступил в эстрадно-цирковой техникум на акробатическое отделение, подложив вместо своих документов документы брата. Начал выступать вместе со своим сокурсником Жоржем Смирновым в акробатическом дуэте «2-Жорж-2». Там его и приметили сотрудники «Ленфильма», и в 1931 году пригласили на роль Пашки Ветрова в фильме «Ошибка героя». Это была его первая роль в кино, которая заставила его изменить свой выбор.

После съемок Жженов поступает в Ленинградский техникум сценических искусств, где и проучился до 1935 года. Его преподавателем был кинорежиссер Сергей Герасимов, к тому времени уже поставивший несколько фильмов, ставших известными. За годы учебы в техникуме Георгий Жженов успел сыграть в нескольких фильмах, в том числе и в легендарной картине «Чапаев».

После убийства 1 декабря 1934 г. С.М. Кирова по стране прокатилась волна репрессий. Брат Жженова, Борис, не вышел на траурную демонстрацию, сославшись на то, что у него нет теплой обуви. И за это был исключен из института. После протеста против этого решения его восстановили в институте, но вскоре осудили за антисоветскую деятельность, а всю семью выслали в Казахстан. Георгий отказался от высылки. И вскоре был арестован, но по ходатайству С. Герасимова освобожден и принят на киностудию «Ленфильм».

Фраза, как-то произнесенная самим артистом, о том, что «вся моя жизнь - сплошная ошибка», во многом отразила череду страшных и роковых событий, случившихся в судьбе Жженова и исключивших его из нормальной жизни на долгие годы.

В 1938 году, во время поездки на съемки кинофильма «Комсомольск», Жженов оказался в одном вагоне с американским дипломатом, с которым завязался разговор. Этот эпизод не прошел мимо «киношного коллектива», кто-то из своих же коллег сообщил об этом куда следует, что привело к аресту. Клеймо брата - неблагонадежного человека не было забыто. Следствие длилось долго. Жженов провел два года в знаменитой ленинградской тюрьме «Кресты», пройдя все круги ада сталинских застенков: бесконечные допросы, избиения, так называемый следственный конвейер... Многие не выдерживали этого кошмара.

Жженов отказался признать обвинение в шпионаже, чем спас себе жизнь. Если бы он признал это, то был бы расстрелян, а так - получил пять лет исправительно-трудовых лагерей на Колыме, которые, правда, как положено при сталинском режиме, растянулись на двадцать лет изгнания. Жженов вступил в борьбу с фальсификаторами следствия, которые приписали ему согласие стать агентом американской разведки, выполнять задание по сбору сведений о частях Красной армии, о военных заводах в Ленинграде... Он не подписал этого протокола.

Уезжал Жженов в лагеря уже женатым человеком, но просил жену не ждать его, так как считал, что не выживет в лагерях и не вернется. Когда корабль доставил Жженова вместе с сотнями зэков в бухту Нагава в Магадане, ему было всего 25 лет... Жженов вынес тяжелые испытания, изнурительный труд, ежедневную борьбу за выживание, самые тяжелые военные годы, когда зэков кормили и снабжали нечеловечески скудно, когда вымирали целые лагпункты. Жженов напишет позже об этой страшной жизни в своих воспоминаниях и рассказах.

Георгий Степанович находился на золотых приисках Дальстроя, работал диспетчером, шофером, валил лес. Срок закончился в 1944 году, но, когда Жженова вызвали к начальству и он ожидал услышать приказ об освобождении, то ему дали подписать документ с постановлением о продлении срока еще на 21 месяц. Возражений не могло быть, а если бы они и возникли, то пришлось бы расплачиваться еще большим сроком.

Но еще в 1943 году в штрафном лагере на прииске «Глухарь» Георгия Жженова приметил руководитель разъездной актерской бригады, который узнал в изнуренном, оголодавшем человеке актера Жженова. И вытащил его из лагеря в агитбригаду, а затем в Магаданский музыкальный театр, труппа которого состояла почти из одних зэков.

Накануне Победы, в марте 1945 года, Жженов был досрочно освобожден из лагеря за хорошее поведение и добросовестную работу. Актер остается в качестве вольнонаемного в Магаданском театре до 1946 года, встретив свою вторую жену, также лагерницу. В 1946 году Жженов выезжает на материк, жена еще отбывала срок, и артисту опять помогает Сергей Герасимов, устроив его на Свердловскую киностудию, так как въезд в столицу был запрещен. Супруга Жженова вскоре получает второй срок, Георгию Степановичу приходится забирать дочь из детского распределителя и отправлять ее в Ленинград к маме. Но «свобода» продолжалась недолго...

В 1949 году Георгия Жженова опять арестовывают, он проводит полгода в тюрьме в Горьком, а затем его отправляют в Норильск. Ссылки в Норильск добивалась его супруга, она хотела воссоединить разбитую семью. И хотя сам Жженов просил отправить его в ссылку в другие места, но именно в Норильске он встречает Иннокентия Смоктуновского на сцене Норильского Заполярного театра драмы, где оба артиста работают в одной труппе и часто - вместе на сцене.

Смоктуновский, прошедший войну, имевший боевые награды, освободившись из немецкого плена, получил статус «минус 39» как неблагонадежный и не имел права работать в 39 крупных городах страны. Так они встретились за полярным кругом...

В Норильске Жженова еще долго помнили и как фотографа, который освоил цветную фотосъемку, что по тем временам было диковинкой. В норильском театре Жженов встречает свою третью супругу, которая служила в той же труппе вольнонаемной актрисой. Она была младше Георгия Степановича на 10 лет и рискнула соединить свою судьбу с заключенным, позже именно она добилась освобождения Жженова. В 1955 году ссылка была снята, Жженов был полностью реабилитирован, за спиной остались почти 20 лет тюрем, лагерей, ссылок...

Жженов возвращается в Ленинград, пытается в свои неполные сорок лет начать «жить с нуля»: поступает актером в труппу Ленинградского областного драматического театра, затем он был тарифицирован киноактером на «Ленфильме», с 1960 года - выступает на сцене Театра имени Ленсовета. Судьба опять приготовила ему испытания: его жизнь в кино была достаточно тяжелой, он долгое время получал роли второго плана, эпизодические. Фильмы, в которых он снимался, не имели успеха. А в 1960 году ушла из жизни его супруга.

Но в 1961 году выходит на экраны научно-фантастический фильм режиссера Павла Клушанцева «Планета бурь», который сразу стал знаковым и популярным. Выход фильма на экран совпал с полетом Юрия Гагарина в космос, что во многом определило успех. Но более громкая известность пришла к Георгию Жженову, когда на экраны страны вышел фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», в котором Жженов сыграл не очень большую роль автоинспектора. Актер настолько точно попал в образ, что запомнился зрителям надолго. Это была первая актерская известность, Жженову тогда исполнился 51 год.

С 1968 года Жженов с новой семьей живет в Москве и работает в Театре имени Моссовета, на сцене которого им сыграны десятки ролей. В этом же 1968 году выходит на экраны приключенческий фильм Вениамина Дормана «Ошибка резидента», ставший на многие годы культовым. Это был звездный час Георгия Жженова. А затем последовало продолжение фильма - «Судьба резидента» (1970 год), через 12 лет - «Возвращение резидента» и в 1986 году вышел четвертый фильм, завершивший тетралогию, - «Конец операции “Резидент”».

Запомнилась зрителям и актерская игра Жженова в культовом фильме Александра Митты «Экипаж» (1979 год), где Георгий Степанович сыграл командира экипажа авиалайнера Андрея Тимченко. Все эти годы Жженов был на пике популярности, принимал участие в бесконечных встречах со зрителями, гастрольных поездках, телепередачах, его любили и почитали, он стал всенародно любимым артистом.

В кино и на сцене Георгий Степанович Жженов сыграл более сотни ролей, кинофильмы и театральные постановки с его участием стали классикой.

Кроме этого, Георгий Степанович решился писать мемуары, попробовал себя и как писатель. Он - автор более десяти книг, в которых делился воспоминаниями о своей актерской судьбе и о самом печальном - своей лагерной жизни, воспоминания о которой не оставляли его ни на час. Наиболее известные книги - «От “Глухаря” до “Жар-птицы”», «Прожитое» - постоянно переиздаются.

Георгий Степанович умер на 91-м году жизни, продолжая играть в театре до последних дней своей жизни. В последние годы он был занят в единственном спектакле «На золотом озере» по пьесе Э. Томпсона. Фильм, поставленный в Америке по этой пьесе, получил в свое время трех «Оскаров». Жженов называл эту пьесу «великой пьесой о двух стариках».

Еще при жизни актера, в 2000 году, по просьбе жителей Челябинска, в этом городе открыли памятник Жженову (скульптор А. Полянский). Скульптура возведена во дворе дома №3 по улице Пионерской. В этом городе Жженов никогда не жил, но часто бывал на гастролях, присутствовал на разных кинофестивалях. В доме №3 и в других домах этого микрорайона живут семьи репрессированных, Жженов не мог отказать им в этой просьбе. В Москве на улице Зоологической, дом №12/2, где последние годы жил Жженов, установлена мемориальная доска. Похоронен актер на Новодевичьем кладбище. Его актерская деятельность отмечена правительственными наградами, специальными премиями, званиями.


Георгий Степанович Жженов (1915-2005)

От «Глухаря» до «Жар-птицы» / Повести и рассказы. - М.: Современник, 1989. -159, [1] с. - (Новинки «Современника»). - 20,7 х 13 см. Тираж 100 000 экз. Издательский переплет.

Previous Article Жизнь и судьба (1988)
Next Article Крутой маршрут (1990)
Print
573 Rate this article:
5.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top