О воспитании девиц (1763 год)
Фенелон
Творческая и общественная деятельность Фенелона совпала с «золотым веком» французской литературы, развивавшейся под скипетром «короля-солнца» Людовика XIV. Современник Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена, Буало, он представлял эпоху классицизма в сфере воспитания и церковного красноречия. Нравоучительный характер сочинений доставил ему статус писателя-моралиста, наряду с Ларошфуко, Паскалем, Лабрюйером.
Пройдя курс наук в Кагорском университете, затем в семинарии Св. Сульпиция в Париже, Фенелон в 24 года вступил в духовное звание и был назначен духовником в парижский институт для молодых девушек, перешедших из протестантизма в католичество. Свои миссионерские дарования он получил возможность проявить в Сентонже и Пуату, где ему также доверили проповедовать католические догмы насильно обращенным протестантам.
Обладая уже немалым опытом духовного наставничества, Фенелон в 1687 году выпустил свою первую книгу - «О воспитании девиц», обратившую на себя внимание новизной темы и практической основательностью содержания. В тринадцати главах книги излагались нравственные цели и конкретные способы воспитания девушек от младенческого возраста до замужества. Начиналось это педагогическое руководство с напоминания о неисчислимых бедах, принесённых миру недобродетельными женщинами: «Какие хитрые видим мы предприятия в историях, какие опровержения законов и нравов, какие кровопролитные войны, какие расколы в вере, коль великие перемены в государствах, произошедшие от бесчиния худо воспитанных женщин».
Никакой новой общественной роли для женщины, кроме хозяйки, жены и матери, Фенелон не предлагал, но в тщательном исполнении женщинами своих обязанностей он видел «важнейшие услуги обществу», первейшая из которых - хорошо воспитывать сыновей. Знания слишком обширные и отвлечённые, как полагал Фенелон, здесь не нужны, ибо «женщины имеют разум слабее и любопытнее, нежели мужчины». Исправно читать и писать, знать грамматику природного языка, четыре действия арифметики, начальные правила правосудия, связанные с владением собственностью, - таков образовательный уровень, достаточный для добродетельной девушки. Гораздо более важная задача -развить в ней презрение к праздности, лени, лицемерию, притворству, хитрости, многословию. Чтение комедий и романов, «ко страстям принуждающих», следовало заменить греческой и римской историей, «соседних земель описанием» и другими «разумно написанными повестями», удаляющими от тщеславия и высокомерия.
Способом преподавания основ веры и нравственных правил Фенелон избрал не «порядочные уроки», а «околичные наставления», чтобы мудрость «показывалася иногда и с весёлым лицом». В качестве награды он рекомендовал никогда не давать детям «ни уборов, ни закусок», а только книги, или географические карты, или гравированные картинки.
Вовсе не собираясь внушать равнодушие к земной жизни, Фенелон вместе с тем представал страстным проповедником умеренности во всём: в желаниях, чувствах, надеждах, знаниях, даже в домашнем хозяйстве: «Приучай девиц, чтоб они нечистоты и непорядка не любили... Однако в то же самое время удаляйся от неумеренности. Умеренная чистота почитается за добродетель, но чрез излишнее наблюдение своего вкуса показываем мы своё скудоумие: хороший вкус отвергает чрезвычайную нежность, он малые вещи почитает за малые и не много об них думает». Следовало избегать того, что будоражит воображение и вызывает сильные эмоции. Самыми опасными возбудителями страстей ещё у древних считались стихи и музыка.
В своём сочинении Фенелон постоянно ссылался и на античные образцы, естественные в эпоху классицизма, и на раннехристианских авторов, прежде всего на Блаженного Августина. Педагогические идеи Фенелона были ориентированы на достижение главной ценности подлунного мира - спокойствия духа. Универсальность педагогических приёмов, предложенных в книге «О воспитании девиц», делала её вполне пригодной и для воспитания отроков.
Проверить на практике действенность своих методов Фенелон смог в 1689 году, когда его пригласили в воспитатели к герцогу Людовику Бургундскому, внуку Людовика XIV и будущему отцу Людовика XV. Через некоторое время в придворных кругах стали говорить, что новый воспитатель не только изменил избалованного, дерзкого, своенравного мальчика, но даже слишком его укротил. Именно в качестве учебных пособий для юного герцога были составлены знаменитые «Басни», «Разговоры мёртвых» и «Телемак».
В 1б95 году, оставаясь воспитателем Людовика Бургундского, Фенелон получил сан епископа Камбрийского, но поворотным в его судьбе оказалось знакомство с госпожой Ж.М. Гюйон, ревностной сторонницей квиетизма - религиозно-мистического ответвления католицизма, осуждённого церковными властями как еретическое учение. Издав в 1697 году книгу в защиту квиетистов «Разъяснение изречений святых отцов о внутренней жизни» и подвергшись римскому суду, Фенелон покинул двор и удалился в свою епархию, где и прошли его последние годы.
В России века Просвещения «сладкоречивый епископ» (определение А.С. Пушкина) пользовался широкой известностью, его сочинения неоднократно переводились и часто переиздавались. В связи с екатерининскими реформами в системе российского образования, учреждением воспитательных домов и новых учебных заведений произведения Фенелона приобретали особую актуальность. Книга «О воспитании девиц» в переводе чиновника Герольдмейстерской конторы Ивана Туманс-кого выдержала три издания. В Библиохронике представлено первое из них, вышедшее в 1763 году тиражом 1800 экземпляров.
Фенелон Франсуа де Салиньяк де Ла Мот (1651-1715; Fenelon Frangois de Salignac de La Mothe)
О воспитании девиц сочинение г. Фенелона архиепископа дюка Камбрийскаго. С французского языка переводил Иван Туманский Геролдмейстерской канторы переводчик. Санкт-Петербург: [Типография Сухопутного кадетского корпуса], 1763. [5], 145, [2] с. В цельнокожаном переплёте второй половины XVIII века. На корешке заглавие и растительный узор блинтового тиснения. На верхней крышке переплёта золототиснёный суперэкслибрис: «К.П.М.». Форзацы бумаги «павлиний хвост». Тройной красный обрез. 20x12 см. Издание вышло на средства переводчика.