О генеральном плане реконструкции города Москвы (1935 год); Генеральный план реконструкции города Москвы (1936 год)
История человечества знает немало случаев, когда города, уничтоженные стихией или людьми, возрождались заново. Известны примеры, когда из-за изменения климатической, политической или экономической ситуации города переносили на новые места. Но с тем, что должно было случиться (и отчасти случилось) с Москвой в 30-40-е годы ХХ столетия цивилизованный мир, похоже, ещё не сталкивался. Город с многовековой историей, город с богатейшими культурными традициями, город-памятник должен был претерпеть коренную перестройку, лишиться своего исторического центра, утратить своё лицо, чтобы превратиться в мегаполис нового типа, стать площадкой для гигантского эксперимента, проводимого с целью доказать жизненность социальной утопии, возведённой в ранг официальной идеологии государства нового типа - Союза Советских Социалистических Республик.
В принятом по инициативе И.В. Сталина совместном Постановлении Совета народных комиссаров и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 года говорилось: «Стихийно развивавшаяся на протяжении многих веков Москва отражала даже в лучшие годы своего развития характер варварского российского капитализма. Узкие и кривые улицы, изрезанность кварталов множеством переулков и тупиков, неравномерная застройка центра и периферии, загромождённость центра складами и мелкими предприятиями, низкая этажность и ветхость домов при крайней их скученности, беспорядочное размещение промышленных предприятий, железнодорожного транспорта и других отраслей хозяйства и быта мешают нормальной жизни бурно развивающегося города, в особенности городскому движению, и требуют коренного и планомерного переустройства».
Как весьма метко отметили советские газеты, решался «вопрос о рациональном проведении «кесарева сечения» кварталов старой Москвы в соответствии с требованиями новой социалистической системы жилищного хозяйства столицы».
«Кесарево сечение» гигантского города означало снос целых кварталов, преимущественно в центре, особенно богатом памятниками истории и культуры. То, как это предполагалось реализовать на практике, нашло отражение в объёмистом томе «Генеральный план реконструкции города Москвы», выпущенном менее чем через год после принятия Постановления.
Вот какой, например, должна была стать магистраль «Улица Герцена - Красная Пресня»: «Магистраль берёт начало от Моховой улицы и расширяется с 18-22 до 40 м. От Никитских ворот магистраль продолжается по Малой Никитской улице, которая расширяется до 40 м и получает прямой выход через Садовое кольцо на Красную Пресню. Площадь Восстания реконструируется, освобождаясь от здания, закрывающего перспективу на Новинский бульвар. Улица Красная Пресня расширяется с 22-32 до 40 м и выходит на площадь Краснопресненской заставы».
Согласно идеям разработчиков, Арбат с 22 м расширялся до 32-х; Покровка - с 14-22 до 50 м «за счёт обеих сторон»; от площади Дзержинского (Лубянской) пробивалась новая магистраль шириной 43 м; в два раза (с 26 до 52 м) расширилась Стромынка, равно как и Пречистенка - улица Кропоткина (с 20 до 40 м) и т.д.
Многое из намеченного успели сделать, что-то так и осталось на бумаге. И хотя в плане имелось немало интересных, рациональных и новаторских предложений (особенно касавшихся застройки новых кварталов), исторической части Москвы был нанесён невосполнимый ущерб. Вот как, по свидетельству известного москвоведа С.К. Романюка, «сталинская реконструкция» коснулась одной из центральных магистралей столицы - улицы Горького (ныне Тверская): «Улицу стали спрямлять, с неё начали срезать землю, по обе стороны её сносить старинные здания. В начале улицы одним махом разрушили десятки уникальных зданий. По правой стороне исчезли строения усадьбы камергера П.П. Бекетова, снесли прекрасный образец классического жилого дома в усадьбе графа Ираклия Моркова на углу с Камергерским переулком, памятный тем, что там жил художник В.А. Тропинин. На противоположной стороне улицы сломали усадьбу графов Гудовичей, дома Олсуфьевых, дворец князя А.А. Прозоровского. Многие здания, которые украшали улицу, задвинули, не считаясь с расходами, внутрь дворов и переулков. В результате вместо уникальной московской улицы на сотни метров протянулись унылые дома под один и тот же фасад в стиле соцреализма - произведение архитектора А.Г. Мордвинова. Как писала пресса, «чрезвычайно важной заслугой архитектора А. Мордвинова является тот факт, что, работая над образом советского жилого дома, он стремился выразить черты жизнерадостного быта советской семьи»... На здании, выходившем на Тверской бульвар, тот же автор водрузил большущую женскую статую, которая держала в одной руке одновременно и серп и молот. Простояла она недолго, из-за разрушения материала и коррозии каркаса её сняли в 1950-х годах. Ради строительства этого «шедевра» со статуей разрушили классическое здание церкви св. Дмитрия Солунского с уникальной древней шатровой колокольней».
Как утверждал журнал «Архитектура СССР» в 1938 году, «последнее столетие не знало примеров ансамблевого городского строительства такого размаха». К сожалению, о том, что «размаху строительства» соответствовал «размах разрушения» архитектурных памятников, в этом официальном печатном органе советских градостроителей не упоминалось. Оно и понятно. Обо всём, что было связано с Генеральным планом реконструкции Москвы, в то время следовало говорить совсем иначе:
«Гением родного товарища Сталина, нашего великого вождя и учителя трудящегося человечества, создан величайший документ победоносного социализма, зажигающий огнём творческого энтузиазма миллионные массы трудящихся и поднимающий их на завоевание новых высот социализма, на борьбу за превращение Москвы в образцовую столицу социалистической родины».
О Генеральном плане реконструкции г. Москвы. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 г. Постановление объединённого пленума МГК ВКП(б) и Моссовета 10-11 июля 1935 г. Резолюция партактива г. Москвы 13 июля 1935 г. Москва: «Московский рабочий», 1935. 31 с. В издательской обложке. 15,5х12,5 см. Тираж 60 000 экз.
Генеральный план реконструкции города Москвы. 1. Постановления и материалы. Москва: «Московский рабочий», 1936. [1], 162 с., 36 л. карт, схем, иллюстраций; фронтиспис - фотопортрет И.В. Сталина; 2 л. приложений - «Схема планировки Москвы» и «Схема основных магистралей, обводнения и озеленения г.Москвы». В издательском переплёте. Печатные форзацы - «Вид реконструированной Москвы с высоты птичьего полёта». 26х19,5 см; приложения - 75х65 см. Тираж 15 000 экз.