Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Tuesday, December 3, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Пакетовые табакерки Императорского фарфорового завода (1913 год)

Пакетовые табакерки Императорского фарфорового завода (1913 год)

Сергей Казнаков

Сын крупного сановника Николая Геннадиевича Казнакова, в разные годы занимавшего посты киевского губернатора, генерал-губернатора Западной Сибири и члена Государственного совета, Сергей Николаевич Казнаков, в отличие от отца, не стал делать карьеры. Блестящий морской офицер, он, прослужив какое-то время на крейсере «Дмитрий Донской», входившем в состав Тихоокеанской эскадры, вышел в отставку, чтобы заняться собирательством. Его влёк к себе «русский» XVIII век, особенно екатерининская эпоха, и за короткое время Казнаков добился впечатляющих результатов. В 1903 году тридцативосьмилетний коллекционер издал «Краткое описание книг, гравированных портретов и эстампов, миниатюр и медалей, собранных С.Н. Казнаковым», позволяющее судить об авторе как о крупном специалисте в избранной им области. Судя по «Описанию», биолиотека Казнакова была сравнительно невелика - всего лишь около 800 томов, однако её составляли отборные справочные издания по русской истории и иконографии. Коллекция портретов Екатерины II, которую Сергей Николаевич начал собирать ещё в 1890 году, насчитывала свыше 300 эстампов, среди которых находились несколько экземпляров, не описанных Д.А. Ровинским. Часть гравюр была куплена им при распродаже знаменитой коллекции П.А. Ефремова. Кроме того, Казна-кову удалось подобрать уникальное собрание миниатюрных портретов русских государей на эмали, слоновой кости, пергаменте, перламутре. Эту коллекцию дополняли рельефные изображения представителей династии Романовых из золота, бисквита и кости. Наконец, Казнаков собрал практически полный комплект медалей, выбитых в царствование Екатерины II, в серебряных и бронзовых старых экземплярах.

Об авторитете, которым коллекционер пользовался в среде историков и искусствоведов, говорит то, что он вместе с немногими избранными, «особо сведущи-ми и особенно заинтересованными любителями» - П.Я. Дашковым. В.А. Верещагиным, Д.И. Толстым - был приглашён к работе по подготовке знаменитой Таврической выставки 1905 года.

Вышедшая в 1913 году книга «Пакетовые табакерки Императорского фарфорового завода» демонстрирует постоянство интереса Казнакова к русской истории и культуре XVIII века. Сам Сергей Николаевич так объяснял выбор темы для своего исследования: «Основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге Императорский фарфоровый завод на первых же порах своей деятельности достиг таких блестящих результатов, что многие произведения его, относящиеся к той эпохе, мало чем уступают изделиям других старейших европейских заводов. Между первыми изделиями петербургского фарфорового завода первое место занимают «порцелено-вые» табакерки как по количеству, так и по разнообразию своих форм. Объясняется это, с одной стороны, тем, что в середине XVIII века табакерки являлись предметом почти первой необходимости, с другой же - сравнительной лёгкостью выделки на только что оборудованном заводе мелких вещей, не требовавших ни особого навыка от неопытных ещё мастеров, ни устройства сложных дровяных печей. Выделывались они на заводе самых причудливых форм и рисунков: «крутлые», «долговатые» и «овалистые», «флягловые», «яйковатые» и «виноградные», «с ломанидами» и «с репейками», «наподобие плетюшки», «розового цвета» (цветка), «ящичка с дорожками», «наподобие юбки», «комоды», «барабаны» и «уточки», «в манере раковины» и «колыбельки». Ни на одном европейском заводе порцеленовые табакерки не возделывались в то время в таком количестве. «Пакетошные», или «пакетовые», таоакерки, самые незамысловатые и простейшие по форме и украшению, относятся к наиболее ранним изделиям завода».


Долгое время бывшие в большой моде пакетовые табакерки, по мнению автора, интересны не столько в художественном, сколько в бытовом отношении. В книге дана общая характеристика этих изящных фарсюровых безделушек: «Совершенно простые по форме, в большинстве случаев без всякой раскраски и украшений, кроме более или менее роскошной металлической оправы, они изготовлялись на фарфоровом заводе лишь по особым заказам и, как указывает само название их, имеют вид почтового пакета или толстого конверта с надписью-адресом владельца табакерки на крышке и печатью на обороте. Изготавливавшиеся лишь по особому заказу на имя одного точно поименованного лица, русские пакетовые табакерки воспроизводили иногда интересные адреса и курьёзные, дышащие дутом своего времени обращения, а нередко факсимиле подписи и печати лиц, заказывавших их. Приглядываясь к тому, что на большинстве пакетовых табакерок обозначены иногородние адреса и названия различных поместий, невольно приходишь к мысли, не распространялась ли у нас эта милая мода на фарсзоровые пакеты благодаря возможности вложить в посылаемый из столицы гостинец письмо к кому-нибудь из близких в провинциальном захолустье? Письмо читалось, рвалось, терялось или бережно сохранялось в потайном ящике пузатого бюро, а фарфоровый конверт наполнялся табаком и служил ежечасным напоминанием об отсутствующем друге».

Завершают книгу описания нескольких десятков пакетовых табакерок, обнаруженных Казнаковым в различных музейных и частных коллекциях. Помещённые в качестве иллюстраций превосходные фотографии воспроизводят имена тех, кому эти таоакерки предназначались: «Её Императорском}7 Величеству Елизавете Петровне Самодержице Всероссийской, Государыне Всемилостивейшей»; «Милостивому Государю Графу Григорию Григорьевичу Его Сиятельству Орлову, Любителю наук и художеств в Санкт-Петербурге»; «Жене моей Анне Богдановне Её высокородию Тишиной в селе Плоском».

Книга Казнакова не случайно вышла в издательстве «Сириус», принадлежавшем СИ. Тройницкому. Создатель и первый хранитель Галереи фарфора в Эрмитаже, Тройницкий в том же 1913 году опубликовал в журнале «Старые годы» своё исследование «Фарфоровые табакерки Императорского Эрмитажа», так что научные интересы автора и издателя полностью совпадали.

Монография Казнакова о пакетовых табакерках вышла тиражом 500 экземпляров. Обложку для издания оформил известный книжный график ПИ. Нарбут. Автор виньетки на титульном листе - В.Я. Чемберс. Цена книги была по тем временам довольно высока - 6 рублей, и приоорести её можно было на складе издательства. Экслибрис на переднем форзаце свидетельствует, что описываемый экземпляр принадлежал одному из крупнейших коллекционеров русской эмиграции Александру Семенченкову, скончавшемуся в середине 1970-х годов в Париже.


Казнаков Сергей Николаевич (1865- ?)
Пакетовые табакерки Императорского фарфорового завода.
С.-Петербург, типография «Сириус», 1913. 199 с. с иллюстрациями, XXVIII таблиц с цветными иллюстрациями. В марокеновом полукожаном переплёте без уголков работы С. Давида (S. David). На корешке - ярлык с золототиснёными заглавием и именем автора. Печатные обложки зелёного цвета сохранены. Оформление обложки - Г.И. Нарбута, виньетка на титульном листе - В.Я. Чемберса. Тройной золотой обрез. Форзацы бумаги «павлиний хвост». 24x17 см. Тираж 500 экземпляров. Цена 6 рублей. На переднем форзаце экслибрис парижского коллекционера русского происхождения Александра Семенченкова.

Previous Article Выставка 1812 года (1913 год)
Next Article Горе от ума (1913 год)
Print
2165 Rate this article:
4.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top