Памятная книжка для офицеров в поле (1848 год)
Генерального штаба полковник Искрицкий. Генерального штаба полковник Скалон 5-й.
Написанная двумя полковниками Генерального штаба и «удостоенная всемилостивейшего воззрения Его Императорского Величества» Николая I, «Памятная книжка для офицеров в поле» содержит, как сказано во введении к ней, «те предметы, которые более или менее должны быть в памяти, но нередко ускользают и от самого опытного и знающего своё дело офицера». Иначе говоря, «Памятная книжка» - это краткий справочник, составленный из таких разделов, как «Рекогносцировка местности», «Карты и проекции», «Масштабы», «Сравнительная таблица путевыхмер», «Таблица веса», «Нижний предел вечных снегов», «Отношение гор к объёму Земного шара», «Сведения из артиллерии», «Сведения из полевой фортификации», «Состав сухопутных войск с их управлениями», «О числе обоза при войсках полагаемом», «Сигналы на рожке» и др.
Особо выделены «практические сведения». К таковым относятся, например, данные о скорости движения войск в походе. В частности, указывается, что «галопом кавалерия может скакать в продолжение шести минут, не изнурив лошадей; при этом лошадь проскакивает в 1 минуту 500 шагов, значит, в течение 6 минут она пройдёт 3000 шагов, или 2 версты». Здесь же говорится о пехоте, которая «в походе движется обыкновенно вольным шагом, в прохладную погоду проходит в 1 минуту 100 шагов, или 4 версты в час, но в жару или по дурной дороге не может сделать в час более 3-х или 2 1/2 вёрст». Следом помещён «приблизительный способ определить отдаление движущихся войск»: «На расстоянии 2000 шагов в пехоте ничего нельзя открыть, кроме одного блеска ружей; в кавалерии же приметны ряды, но весьма неясно. В 1500 шагах можно отличить пехоту от кавалерии. В 400 шагах приметен человек с ружьём и ремни, ежели они белые. В 300 шагах латунь на кивере и суме приметна. От 150 до 100 шагов можно распознать лицо и виден цвет волос». Заключает «практический» раздел «сравнение сил человека и лошади», где сказано: «Подёнщина (т.е. работа в течение дня) как человека, так и лошади не должна превосходить 10 часов труда. Работа непродолжительная, но сопряжённая с чрезмерными усилиями истощает их. Принимая среднюю силу человека за единицу, опытом доказано, что одна лошадь может нести столько, сколько 6 человек, а везти сколько Человек истощает бесполезным образом 2/3 силы лошади, на которой он сидит».
«Памятная книжка» ещё долгое время использовалась для обучения молодых офицеров русской армии. Подтверждением этому служит редкостный экземпляр, представленный в Хронике. Двуглавый орёл, тиснённый золотом по зелёному марокену на верхней крышке переплёта, и экслибрис на переднем форзаце свидетельствуют, что издание первоначально принадлежало великому князю Александру Николаевичу, будущему императору Александру II, а затем цесаревичу Алексею, сыну Николая II.
Согласно издавна установившемуся порядку, наследник российского престола с детства обучался военному делу. Так, уже в шесть лет воспитание Александра Николаевича было поручено боевому офицеру, отличившемуся при Аустерлице, - капитану К. К. Мердеру. Определяя учебную программу сына, Николай I писал тогда: «Он должен быть военным в душе, без чего он будет потерян в нашем веке». Семи лет великий князь имел чин корнета, в одиннадцать командовал ротой, в четырнадцать заменил командира взвода во время учений 1-го Кадетского корпуса. Однако в историю Александр II вошёл прежде всего как реформатор. «Царь-освободитель», уничтоживший в России крепостное право, погиб от бомбы, брошенной в него народовольцем ГШ. Гриневицким.
Пятый, младший ребёнок последнего русского императора, великий князь Алексей родился 30 июля 1904 года. Известный художник А.Н. Бенуа, находившийся в тот день в Царском Селе, вспоминал впоследствии: «Однажды под вечер чудесного летнего дня я услышал пушечный выстрел. То значило, что царица разрешилась от бремени. Просчитав число ударов, которым ознаменовалось бы рождение особы женского пола и слыша, что пушка продолжает палить, я понял, что Российское государство получило давно ожидаемого наследника. Дай-то Бог, подумалось мне тогда и, вероятно, миллионам моих соотечественников, чтобы этот наш будущий государь оказался более отвечающим идеалам монарха, нежели его отец, который в это время уже перестал пользоваться любовью и доверием своих подданных. Какой то был ясный, радостный день! Какие радостные лица были у всех, кого я встречал. Как весело неслись со всех концов экипажи - придворные, «собственные» и наёмные, спешившие к Александровскому дворцу поздравить царскую чету!»
Несмотря на тяжёлую врожденную болезнь, цесаревич воспитывался, как и подобало наследнику престола. Дядя Николая II великий князь Александр Михайлович в своих мемуарах приводит слова, сказанные ему однажды августейшим племянником: «В продолжение трёхсот лет мои отцы и деды предназначали своих родных к военной карьере. Я не хочу порывать с этой традицией».
Уже в день своего рождения цесаревич Алексей, как тогда было принято, стал шефом лейб-гвардии Финляндского и Атаманского имени Его Высочества полков, атаманом всех казачьих войск, полтора года спустя - шефом 4-й имени Его Высочества батареи Гвардейской Конно-артиллерийской бригады. «Памятная книжка для офицеров в поле», без сомнения, являлась одним из учебных пособий, по которому он осваивал «азы» военной науки.
Великий князь Алексей Николаевич Романов не смог оправдать возлагавшихся на него надежд. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года он, больной гемофилией тринадцатилетний мальчик, вместе с родителями, сестрами и несколькими слугами был расстрелян в Екатеринбурге, в подвале дома, некогда принадлежавшего капитану инженерных войск Н.Н. Ипатьеву.
Генерального штаба полковник Искрицкий, Генерального штаба полковник Скалон 5-й
Памятная книжка для офицеров в поле. Санкт-Петербург, печатано в Военной типографии. 1848. [6], 144 с, XXVIII л. таблиц, чертежей, нот и др. В переплёте тёмно-зелёного сафьяна, с золототиснёными орнаментами на корешке и крышках, с тиснённым золотом заглавием на корешке. Золототиснёный суперэкслибрис на верхней крышке указывает на принадлежность издания к военному разделу библиотеки императора Александра II. Форзацы белой муаровой бумаги. Тройной золотой обрез. 16,1x10,6 см. На первом форзаце - экслибрис (хромолитография с золотом и серебром): «Из библиотеки Е.И.В. Наследника Цесаревича и Вел. кн. Алексея Николаевича» (выполнен по рисунку барона Арминия Евгеньевича Фелькерзама (?-1918), художника-любителя, хранителя Эрмитажа, автора 20 экслибрисов для императорской фамилии и дворцовых библиотек). На втором форзаце -гербовый экслибрис (хромолитография с золотом) известного историка книги, библиографа и искусствоведа, обладателя прекрасной коллекции гравированных и литографированных портретов Владимира Яковлевича Адарюкова (1863-1932). Выпускник Константиновского военного училища в Петербурге, 12 лет отдавший военной службе, Адарюков должен был оценить книгу и как библиофил, и как бывший офицер. Экслибрис Адарюкова исполнен в 1905 году художником Николаем Иосифовичем Шатиловым (1852-1918), учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Академии художеств.