«Памятная книжка» на 1854 год
Венец каждой человеческой жизни есть память о ней, -
высшее, что обещают человеку над его гробом, это память вечную.
Иван Бунин, «Ночь», 1925 г.
Продолжение Крымской войны, выход первого поэтического сборника Ф.И. Тютчева, основание новой русской колонии - форта Верный (в дальнейшем - Алма-Ата), интенсивное экспедиционное изучение Сибири и Дальнего Востока - все это было в 1854 году.
27 февраля России был предъявлен ультиматум от французского и английского правительств с требованием за шесть дней вывести свои войска с территории Дунайских княжеств. Никакие переговоры уже не могли повлиять на события, объявление войны России Англией и Францией было неизбежно.
12 марта между Францией, Англией и Турцией был подписан союзный договор, и 27-28 марта Англия и Франция объявили войну России. Причем главы двух государств заявили, что они вступили в войну исключительно ради защиты союзника - Турции, тем самым возложив всю ответственность за начало конфликта на Российскую империю.
30 марта / 11 апреля уже с российской стороны последовало официальное объявление войны Франции и Англии. Началась Крымская война.
20 апреля заключен австро-прусский договор, который предусматривал вступление в войну этих стран в случае присоединения Дунайских княжеств к России или нападения русских на Балканы. Через месяц Австрия подписала договор с Турцией, что позволило австрийцам занять Дунайские княжества.
В это время стало известно о готовящемся нападении на Соловецкие острова. Монастырь начал готовиться к отражению атаки. Из Архангельска доставили пушки со снарядами.
6 /18 июля два английских фрегата подошли к Соловецкому монастырю. Сигнальные выстрелы с кораблей монахи расценили как начало обстрела и ответили залпом по одному из фрегатов, повредив его. На следующий день в течение девяти часов английские корабли обстреливали монастырь. Почти две тысячи ядер и бомб приняли на себя крепостные стены и устояли, что принудило англичан оставить монастырь. Удивительным было то, что монастырский «гарнизон» остался цел. Еще одним чудом стало обнаруженное за иконой Божией Матери неразорвавшееся ядро.
8 августа в Вене прошла конференция, по итогам которой союзники выдвинули ряд требований России, среди которых - переработка конвенции 1841 г. по Проливам на неприемлемых для России условиях и согласие на коллективную охрану интересов христиан в Турции. Русское правительство ответило на это решительным отказом.
Начиная с июня 1854 года английские и французские войска стали сосредоточиваться в окрестностях Варны. Было решено основные силы направить на Крым, чтобы разбить Севастополь - главную базу Черноморского флота России. К началу сентября войска союзников достигли берегов Крыма и высадились в Евпатории. 8 (20) сентября они нанесли поражение русским, отступившим после этого к Севастополю.
14 / 26 сентября началась героическая оборона Севастополя. Гарнизоном в 18 тысяч человек командовали вице-адмирал В.А. Корнилов и адмирал П.С. Нахимов. Оборонительные работы не прекращались ни днем ни ночью. Чтобы отвлечь внимание и силы противников, русское командование решило перейти в наступление у Балаклавы.
13 / 25 октября развернулась одна из крупнейших битв Крымской войны - Балаклавская. В историю это сражение войдет под именем нарицательным - «The Charge of the Light Brigade». Английская бригада легкой кавалерии была почти полностью уничтожена. Само выражение «The Charge of the Light Brigade» - «атака легкой бригады» - стало синонимом отчаянно смелых, но обреченных действий.
Крымская война стала материализовавшимся, всем очевидным полюсом политических интересов русского общества. Но существовал и не менее мощный, хотя и не такой явный, полюс - полюс духовной жизни общества.
В 1854 году вышел первый поэтический сборник Ф.И. Тютчева. «Этого несравненного поэта, которым гордилась бы любая литература, хорошо знают у нас только немногие любители поэзии, огромному же большинству даже “образованного” общества он известен только по имени да по двум-трем (далеко не самым лучшим) стихотворениям...» - писал мыслитель и публицист В.С. Соловьев. Понадобилось век с лишним, чтобы сейчас мы называли Федора Ивановича Тютчева классиком.
Зеркально другая судьба ждала произведение, созданное в этом же году, еще одного автора.
Философ, драматург, переводчик А.В. Сухово-Кобылин создал комедию «Свадьба Кречинского». В основе сюжета - известная в Москве история о светском шулере, заложившем фальшивый солитер (от лат. solus - «только один»; единичный крупный драгоценный камень, вправленный в украшение отдельно, без других камней) и получивший за него у ростовщика огромную сумму. Условия создания комедии были экстремальными: в то время Сухово-Кобылин находился в тюрьме по подозрению в убийстве своей любовницы. Наказания помещику удалось избежать благодаря отсутствию доказательств, связям и деньгам. В обществе, однако же, не утихали слухи о виновности Сухово-Кобылина. Однако пьеса «Свадьба Кречинского» на несколько десятилетий стала хитом театральных подмостков Российской империи. Сегодня это уже не смешно...
Есть какая-то тайная и неумолимая закономерность в том, что мгновенного успеха добиваются авторы, которые - как бы это сформулировать точнее, - обладают «народным» вкусом. Вот хороший пример.
Именно в 1854 году появляется в русской литературе новое имя - Козьма Прутков. «Если хочешь быть счастливым, будь им», «Если хочешь быть красивым, поступи в гусары», «Не шути с женщинами: эти шутки глупы и неприличны» - автор этих изречений появился на литературном небосклоне еще в 1851 г. Но имя «Козьма Прутков» - только в 1854 г. Вот одно из первых стихотворений, созданных под этим именем:
«Вянет лист. Проходит лето.
Иней серебрится.
Юнкер Шмидт из пистолета
Хочет застрелиться.
Погоди, безумный, снова
Зелень оживится!
Юнкер Шмидт! честное слово,
Лето возвратится!»
(«Юнкер Шмидт», 1854)
Сатирический образ поэта-чиновника был создан А.К. Толстым вместе с братьями Жемчужниковыми. Под этим коллективным псевдонимом литераторы печатали стихи, афоризмы, пародии, пользовавшиеся огромной популярностью у читателей.
Но в 1854 году Российскую империю разрывало еще между двумя - на это раз географическими - полюсами: Дальний Восток и Центральная Азия.
В этом году правительство России решило создать форт на берегу реки Малая Алмаатинка. Военное укрепление назвали Верным и только в 1921 г. уже городу, а не просто форту, было дано название - Алма-Ата. Осенью 1856 г. в Верном побывал во время своей экспедиции на Тянь-Шань русский географ П.П. Семенов. В его воспоминаниях есть интересный эпизод, касающийся посещения Верного. «1 октября поутру мы быстро совершили последний переезд и благополучно вернулись в Верный, где были торжественно встречены городским населением. Особенно радовались нашему успеху <удачному исследованию озера Иссык-Куль> два интеллигента этой юной колонии, которой предстояла такая блестящая будущность, - полковник Хоментовский и артиллерийский капитан Обух. Этот последний был очень симпатичным и талантливым человеком, к сожалению, не чуждым общего порока лучших людей нашей юной колонии - алкоголизма. Впоследствии он первый с известным путешественником Н.А. Северцовым вошел при взятии Ташкента на вал крепости, но был сражен там вражеской пулей». Так что жизнь в «юных колониях» была тяжела не только в физическом смысле, но и в психологическом. Выживали, не спивались и не сходили с ума от тоски не только сильные телом люди, но и сильные духом. А, если проще, сумевшие найти себе, кроме борьбы за выживание, некое интеллектуальное занятие.
В 1854 году в журнале «Вестник естественных наук» публиковалась статья «Гусиное озеро». Автором ее стал участник декабристского восстания, отбывающий наказание в Сибири, Н.А. Бестужев. В своем этнографическом очерке он описал не только природу Забайкалья, но и нравы бурят, их обычаи, жилища, игры и т.д.
Сибирский и дальневосточный вектор политики России тоже был вполне отчетливо проявлен.
В 1854 году известный российский географ, этнограф, действительный член Русского географического общества со дня его основания А.И. Шренк по результатам экспедиции (1854-1856) в Приамурье и на Сахалин составил первый словарь местных народностей - гиляков (нивхов), айнов, ульчей. Им были описаны природа Приамурья и Сахалина, климат Дальнего Востока, гидрология Японского и Охотского морей.
Еще один год прошел. Кое-какие его события найдут, конечно, свое отражение в последующих памятных книжках. Но все это будет потом. «Памятные книжки», как жанр, оказываются сильны, что называется, задним числом. Поэтому и впечатление они производят завораживающее, только когда их собираешь вместе. Каждая в отдельности, как и рассматриваемая нами «Памятная книжка на 1854 год», - это лишь элемент исторического пазла. Но зато какой изящный элемент!
В Памятную книжку вошли гравюры Брандарда, Флоида, Гоберта: «Парад Л.-Гв. Измайловского полка, 11-го Июня 1850 года», «Вид г. Гельсингфорса», «Вид выставки сельских произведений в Московском Экзерциргаузе, в 1852 году», «Дело отряда под начал. Г.-М. Слепцова, на правом берегу р. Гехи, 10-го Декабря 1851 года», «Подвиг карабинера Л.-Гв. Конного полка Гаврилова в Аустерлицком сражении, 20-го Ноября 1805 года», «Отдых в бреш-батарее под Чохом (в Дагестане), в 1849 году», «Вид Одесского Порта», «Вилла Е.К.В. Наследного Принца Виртембергского, близ Штутгарта», «Замок Царицы Тамары на р. Куре, в Грузии», «Церковь Рождества Св. Иоанна Предтечи на Каменном острове, в С.-Петербурге», «Караван судов, идущих с грузом по р. Волге в г. Рыбинск», «Русская тройка», «Вид Смольного монастыря, в С.-Петербурге», «Туалет русских солдат на Кавказе». В конце книжки помещены пожарные сигналы в С.-Петербурге.
Памятная книжка на 1854 год. С.-Петербург: В военной типографии, 1853. [2], [1 грав. тит. л.], [8 с.: огл.], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 123, [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 125-570, [6], 14 л. ил.; 11,5х7,5.
Владельческий кожаный переплет с золотым тиснением орнамента на крышках и по корешку. Тройной золоченый обрез.