«Памятная книжка» на 1865 год
Вот и я точно таков же! Терпеть не могу вин заморских! Дрянь такая!
Брага не брага, вода не вода, а так, что-то ни туда, ни сюда. То ли дело - православное! Как дернешь стаканчика два-три, так хоть на Ивана
Великого полезай!
Петр Ершов, автор сказки «Конек-горубунок», учитель, драматург
Взятие Ташкента русскими войсками - это, пожалуй, самое громкое событие года. По крайней мере, для российской истории. Но, возможно, большее влияние на жизнь в стране оказали другие, более тихие, почти незаметные для глаза новации - начало военно-судебной реформы и утверждение «Временных правил по делам печати».
В январе московское Дворянское собрание обратилось к императору с просьбой созвать Собор Русской земли и тем самым «увенчать здание реформ». Вскоре с той же просьбой обратилось к правительству Петербургское земство. Другими словами, общество ждало и было готово к тому, что царь-реформатор, царь-освободитель логически завершит начатые в 1861 г. глубочайшие социально-политические реформы. Речь шла о принятии конституции и, таким образом, превращении России в конституционную монархию. «Если Государь постигнет истинные выгоды своей династии, если он захочет избегнуть опасностей и ужасов революции, то он внемлет разумным желаниям и законным требованиям своих подданных, и дарует нам конституцию, - писал в своей книге «Правда о России», изданной в Париже на русском языке в 1861 г., князь Петр Долгоруков. - Если он этого не сделает, то по прошествии нескольких лет неотразимый поток событий увлечет и с корнем вырвет в России нынешний порядок вещей». Но Александр II ответил на это решительным отказом: «Я готов подписать какую угодно конституцию, если бы я был убежден, что это полезно для России. Но я знаю, что сделай я это сегодня, и завтра Россия распадется на куски».
Как будто желая слегка поиронизировать над самодержцем российским, история подготовила показательный контрпример. Мол, выбирайте, сравнивайте...
1 февраля президент США Линкольн подписал 13-ю поправку к Конституции - о безусловном запрете на рабовладение во всех штатах. То есть через океан, в Америке, очень похожую по смыслу с отменой крепостного права в России реформу провели именно с использованием действующей конституции.
А в итоге незавершенность реформ в России стала первейшей, глубинной причиной всего того, что произошло со страной в следующие полвека. Пороховая бочка не была обезврежена, хотя чадивший фитиль к ней вроде бы на время удалось загасить. Но только на время.
Между прочим, в этом году произошло событие, которое не в переносном, а в прямом смысле связано с пиротехникой.
20 апреля впервые было объявлено о появлении безопасных спичек. Это уж настолько привычная нам вещь, своего рода гаджет, что и не задумываешься, что когда-то и ее надо было придумать впервые. А ведь тут тоже история. Скажем, первые зажигавшиеся трением спички были изобретены в Англии в 1827 году. А в 1994 г. в Ливерпуле закрылась последняя из существовавших в Англии спичечных фабрик, ее купили шведы.
Так и в политике: никто не мог предсказать, что репрессии против католиков в Царстве Польском и в западных областях Российской империи после подавления восстания 1863 г. приведут в 1865 году к полному разрыву отношений между Россией и Ватиканом. Только в 1883 г. Александр III направил своего представителя с «неофициальной миссией». И год спустя она завершилась учреждением постоянного дипломатического представительства - Российской императорской миссии при Святом престоле.
Но империю занимали в этот момент другие важные геополитические дела.
15 / 27 июня начался бой между отрядом русской армии под командованием генерала М.Г. Черняева и гарнизоном Ташкента. Генерал М.Г. Черняев уже предпринимал попытку захвата Ташкента в 1864 г., однако, не достигнув результата, его отряд отступил. В 1865 году генерал изменил тактику и решил не штурмом, а блокадой взять город. Чтобы оставить Ташкент без воды, необходимо было взять крепость Ниязбек, где протекала река Чирчик. Захватив крепость в конце апреля, русский отряд двинулся к Ташкенту. Навстречу русским мулла Алимкул выставил войско в 40 тыс. человек, но оно было разбито за два часа, а сам мулла погиб. Поступившие сведения о намерении бухарского хана прийти на помощь Ташкенту и заставили Черняева отказаться от осады города и начать немедленный штурм: против 15-тысячного ташкентского гарнизона русские смогли выставить менее 2 тысяч солдат.
17 / 29 июня аксакалы и все почетные жители Ташкента явились к Черняеву и сдали крепость без каких-либо условий. Один торговец вспоминал о той встрече: «Как теперь помню: сражение кончилось, город был взят и наши ташкентцы вышли к нему... бледные, дрожат от страха, низко опустили головы... Наши аксакалы думали, что всех накажут за то, что много русских погибло при взятии Ташкента... Другой на месте генерала, пожалуй, сделал бы им что-нибудь дурное... Вскрикнули „Аман“ и упали наши на землю, закрыли головы руками и ждали своей участи... И что же? Черняев нагнулся, поднял их ласково, как простой человек, принялся объяснять: „что он не думает их казнить, что если они сделали много вреда, зато теперь верностью Ак-Падше могут загладить прежнюю вину и не только не будут считаться врагами, но могут сделаться друзьями русских, что война кончилась и настал мир“... и долго говорил он, и все так ровно, тихо. Нам показалось, что не человек говорит, не привыкли мы к этому...» После такого успеха Черняева прозвали «Ташкентским львом».
В 1865 году образована Туркестанская область, а в 1866 жителей Ташкента приняли в русское подданство.
4 июля произошло событие, весьма далекое от политики. И от России, казалось, далекое тоже. В Англии вышло в свет первое издание книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Сказка о девочке Алисе, о том, как она побежала за кроликом и через его нору проникла в волшебный мир, чтобы там пережить чудеса и приключения. Характерна реакция современников на «Алису...». В Англии критики, как правило, не видели в приключениях девочки никакого смысла. И в России, в отзыве на русский перевод 1879 г., рецензент из журнала «Воспитание и обучение» был настроен скептически и даже пренебрежительно к этому тексту: «Публика, которая ищет содержания в детских книгах, не найдет его в “Соне в царстве дива”. Царство дива - это нескладный сон девочки, который переносит ее в мир мышей, кошек, белок, насекомых».
Сегодня, однако, выясняется, что Льюис Кэрролл (настоящее имя - Чарльз Лютвидж Доджсон), весьма неплохой математик и логик, предвидел и зашифровал в своей самой знаменитой книге чуть ли не всю космологическую концепцию путешествия сквозь черные дыры и другие парадоксы пространства-времени. Об этом можно спорить. Но вот что бесспорно, так это то, что он предвосхитил некоторые решения в математической теории игр и стал одним из создателей теории голосования. Его именем даже названа одна из математических операций голосования - «процедура Доджсона». Заметим, что с начала XXI века около 15 ученых- экономистов получили Нобелевские премии именно за работы в области теории игр. Ведь что такое игра с точки зрения математики? Игра - это идеализированная модель поведения нескольких субъектов с противоположными интересами. Вот вам и «…нескладный сон девочки, который переносит ее в мир мышей, кошек, белок, насекомых».
Впрочем, предвидение не является результатом. Поэтому не будем строго судить русского рецензента «Алисы в стране чудес» («Сони в царстве дива»). Тем более, что происходящее вокруг здесь и сейчас часто меняет оптику восприятия.
В 1865 году начала реализовываться военносудебная реформа. Отменялись телесные наказания, работа военного суда основывалась на принципах гласности и состязательности. Были сформированы три инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды.
Принятые в 1865 году «Временные правила по делам печати» отменяли предварительную цензуру для петербургских и московских журналов и газет, книг, объем которых превышал 10 печатных листов. Она сохранялась для сатирических и провинциальных изданий. Контроль за периодической печатью переходил из Министерства народного просвещения в Министерство внутренних дел, которое могло давать разрешения на новые издания, утверждать редакторов, делать изданиям предупреждения, а при третьем предупреждении закрыть их на шесть месяцев. Эта реформа благоприятствовала появлению новых журналов и газет, особенно либерального толка.
Художественное чувство иногда бежит впереди времени... 1865 год позволил в этом убедиться вполне. Правда, лишь post factum. Но с этим уже ничего не поделаешь. Остается только фиксировать события. Более или менее честно. Что и выполняет наша «Памятная книжка на 1865 год».
На форзаце - экслибрис «Aus meinen Buchern. Otto A. von Oettingen» («Из моих книг. Отто А. фон Еттинген»).
Текст «Памятной книжки на 1865 год» сопровождают гравюры Ф.А. Брохгауз, Р. Гревса по рисункам П. Грузинского, Ад. Шарлемана, Ф. Львова, Зауервейда, Е. Мейера, А. Макарова:«Депутация от крестьян Царства Польского подносит хлеб-соль Государю Императору при представлении Его Величеству в Зимнем Дворце 7-го Апреля 1864 года», «Часовня Св. Ильи Троицкого Монастыря под Черниговом», «Переход Фельдмаршала Князя Италийского Графа Суворова-Рымникского через Альпы в 1799 году», «Выезд Государя Императора из Николаевской церкви в Гельсингфорсе 6/18 Сентября 1863 года, по случаю открытия Финляндского сейма», «Селение Михайловское на р. Амуре, в Приморской области», «Катанье по льду на коньках, бывшее 19-го Февраля 1864 года в С.-Петербурге, по р. Неве», «Город Кострома», «Деревня Пикрюки».
Сверх сего - пожарные сигналы, употребляемые в С.-Петербурге, и «Карта сообщений Европейской России с показанием почтовых, шоссейных и железных дорог, путей дилижансов, морских и речных пароходных и телеграфических линий».
Памятная книжка на 1865 год. С.-Петербург: В военной типографии, 1864. [2], [1 грав. тит. л.], [14 с.: огл.], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 125, [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 129-631, [9], 8 л. ил., карта; 11,5х7,5.
Владельческий кожаный переплет-футляр с тиснением золотом года и названия по корешку. Ляссе.