«Памятная книжка» на 1869 год
Да если хотите знать, и никакого русского народа нет. И России
никакой нет!.. Есть только несколько миллионов квадратных
верст пространства и несколько сотен совершенно разных
национальностей, - есть несколько тысяч языков и множество религий.
Александр Куприн, «Мелюзга», 1907 г.
Этот год для России оказался годом двух событий: Дмитрий Иванович Менделеев открыл периодической закон химических элементов (что символично - открыл во сне). Создана террористическая организация «Народная расправа» - ее деятельность послужила поводом для написания Федором Михайловичем Достоевским романа «Бесы».
В январе 1869 года в журнале «Заря» появились первые главы историко-философского труда Н.Я. Данилевского «Россия и Европа». В сочинении Данилевский заявил о все шире распространяющейся и в России и во всем Славянском мире болезни «европейничанья». В качестве противодействия западной цивилизации автор предлагал создание Всеславянского Союза, в который бы вошли, помимо России, Польша, Сербия, Болгария и такие неславянские страны, как Румыния, Греция и Венгрия. Данилевский не был противником западной культуры, он хотел только, чтобы Россия наконец осознала свои национальные интересы и вышла из тени Европы.
С 1 / 13 января в России стала возможна подписка на периодику в почтовых отделениях. То есть движение в сторону европейских культурных стандартов, которые не отрицал и Данилевский, все же было. Пусть даже только на бытовом уровне. В сфере же геополитики Российская империя и Европа оставались в жестком противостоянии.
В 1869 году начались переговоры между Россией и Англией о распределении зон влияния в Средней Азии. Министр иностранных дел России А.М. Горчаков в качестве такой границы предложил Афганистан, объявив, что в таком случае ни одна из сторон не имеет права посягать на территории этой страны. Однако такое предложение не устроило англичан - они настаивали на расширении нейтральной зоны на север, что захватывало области, представляющие интерес для внешней политики России. Прийти к какому-либо соглашению в 1869 г. не удалось. И только в 1873 г., после перехода Хивинского ханства под протекторат Российской империи, было заключено соглашение о признании в качестве нейтральной зоны между владениями двух держав Афганистана. В общем, в терминологии известного политика последней трети XX века, Збигнева Бжезинского - разыгрывалась партия на «Великой шахматной доске».
17 февраля / 1 марта Россия явила миру некий естественнонаучный, образно говоря, аналог такой «шахматной доски», с ее клетками и правилами заполнения этих клеток. В этот день Д.И. Менделеев составил свой исторический текст - «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Другими словами, открыл периодический закон химических элементов. Геолог А.А. Иностранцев вспоминал, как застал Менделеева за конторкой в угнетенном состоянии. Ученый сказал ему: «Все в голове сложилось, а выразить таблицей не могу». - «Позже выяснилось, что Менделеев трое суток, не ложась спать, продолжал безрезультатно биться над составлением таблицы и, наконец, под влиянием крайнего утомления, лег спать и сразу же заснул. О дальнейшем Менделеев рассказал так: “Вижу со сне таблицу, где элементы расставлены как нужно; проснулся, тотчас записал на клочке бумаги, - только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка”».
В гигантском и разнообразнейшем научном наследии Менделеева - 25 объемных томов: от химии до экономики и промышленной политики! - мы не найдем даже попытки прогноза тех событий, которые буквально захлестнут Россию в 1869 году.
В марте в Санкт-Петербурге проходили студенческие волнения, одним из организаторов которых стала революционная группа С.Г. Нечаева и А.Н. Ткачева. Тогда нечаевцы были разгромлены, многие из них подверглись арестам, однако сам Нечаев успел сбежать за границу. В Женеве революционер виделся с А.И. Герценом и Н.П. Огаревым, сблизился с М.А. Бакуниным, который задумал сделать Нечаева своим агентом в России. Вернувшись, последний сформировал тайное общество под названием «Народная расправа». В знак солидарности со студенческими выступлениями в Москве, общество решило расклеить листовки в Петровской академии. Это неизбежно привело бы к ее закрытию, поэтому один из нечаевцев, студент академии Иван Иванов, высказался против. Требовавший полного и беспрекословного подчинения, Нечаев почувствовал угрозу своему авторитету и решил избавиться от Иванова, предварительно обвинив его в сотрудничестве с властями.
21 ноября / 3 декабря Иванов был убит на территории Петровской академии членами «Народной расправы», после чего Нечаев сразу сбежал за границу. 87 членов революционного общества были осуждены на каторжные работы, другие получили более мягкие наказания, а некоторые были оправданы. В Швейцарии Нечаев вновь принялся создавать революционное общество среди российских студентов, однако по требованию России Швейцария выдала Нечаева в 1872 г. «Нечаевское дело» легло в основу сюжета романа Ф.М. Достоевского «Бесы» (издан в 1871-1872 гг). Об убийстве Иванова писатель узнал не только из газет: брат его жены был в ту пору студентом Петровской академии и лично знал Иванова, а также некоторых его убийц.
В этом же году, что называется - в пандан, впервые на русском языке вышла работа Карла Маркса и Фридриха Энгельса «Манифест коммунистической партии», в которой раскрывались цели и задачи коммунистических партий. Перевод был выполнен Бакуниным без какой бы то ни было правки Маркса или Энгельса. Вообще же до 1917 года было выпущено несколько сотен (!) изданий этого произведения на тридцати языках, включая три японских и одно китайское. Но большую часть изданий составляли именно на русском языке - 70. Именно этой книжке мы обязаны двум лозунгам, которые со временем превратятся в популярные слоганы. Первый - «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма» - открывает эту работу; второй - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» - ее завершающие строки.
А вот художественное сопровождение сугубо социологических и политических исследований в рассматриваемом нами году продолжили русские писатели.
В журнале «Вестник Европы» напечатан был роман И.А. Гончарова «Обрыв» - третья часть трилогии, в которую вошли также романы «Обыкновенная история» и «Обломов». Произведение имело большой успех, и журнал увеличил тираж с 3700 до 5200 экземпляров. Однако глас народа не совпал с мнением «экспертов». Так, И.С. Тургенев отозвался об «Обрыве» резко отрицательно: «...Эдакая промозглая и неистинная литература уже невозможна! Это надо сдать в архив!.. Это написано чиновником для чиновников и чиновниц».
В 1869 году была завершена еще одна трилогия. А.В. Сухово-Кобылин написал комедию-шутку «Смерть Тарелкина», последнюю часть к двум предыдущим пьесам - «Свадьба Кречинского» и «Дело». Здесь уже в качестве эксперта выступило цензурное ведомство: пьеса была запрещена к постановке, и только в 1900 г. состоялась премьера спектакля.
Наконец, еще одна пара событий, в которых тоже, при желании, можно разглядеть коллизии и взаимопроникновения востока и запада. Впрочем, в таких терминах об этих событиях тогда никто и не думал.
В 1869 году вокруг первого металлургического предприятия, построенного выходцем из Южного Уэльса Дж. Дж. Хьюзом, был образован поселок Юзовка, превратившийся позже в столицу Донбасса - Донецк.
28 декабря американец Уильям Семпл получил первый в мире патент на жевательную резинку (чуингам, от англ. chewing gum). Уж конечно, этот самый Семпл и не подозревал, какой создает всемирный символ западного образа жизни как такового. Замечательно этот феномен в свое время, после поездки в Америку, выразил Владимир Маяковский в стихотворении «Бродвей» (1925):
«Скрежещет механика,
звон и гам,
а люди
немые в звоне.
И лишь замедляют
жевать чуингам,
чтоб бросить:
«Мек моней?»
Я в восторге
от Нью-Йорка города.
Но кепчонку
не сдерну с виска.
у советских
собственная гордость:
на буржуев
смотрим свысока».
Тоже ведь по сути все на ту же тему - Россия и Европа (если понимать Европу как западную цивилизацию вообще).
Как это ни удивительно, сегодня мы не более продвинулись к истине в спорах о влиянии «европейничанья» на Славянский мир. И уж тем более нельзя было этого требовать от составителей «Памятной книжки на 1869 год». Красивому томику с золоченным обрезом явно не хватало для этого глубины исторической ретроспективы. Да и перспективы тоже.
На форзаце - два экслибриса (П.Д. Эттингера и неустановленного лица). На обороте титульного листа и на карте - круглая синяя печать с изображением короны.
Текст «Памятной книжки на 1869 год» сопровождают гравюры Ф.А. Брокгауза по рисункам П. Джогина, А. Шарлемана: «Село Виноградово, близ Москвы», «Собор в Астрахани», «Прогулка в Токсове, близ С.-Петербурга», «Речной Яхт-Клуб в С.-Петербурге», «Ярмарочный мост в Нижнем Новгороде», «Вид города Флоренции», «Нижний базар в Нижнем Новгороде».
Сверх сего - пожарные сигналы, употребляемые в С.-Петербурге, и «Карта сообщений Европейской России с показанием почтовых, шоссейных и железных дорог, путей дилижансов, морских и речных пароходных и телеграфических линий».
Памятная книжка на 1869 год. С.-Петербург: В военной типографии, 1868.[1 грав. тит. л.], [15 с.: огл.], [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)- отсутствует], 3-125, [1], [2 с.: шмуц. (текст в орнамент. рамке)], 129-660, [6], 8 л. ил., карта; 11,5х7,5.
Тройной золоченый обрез. Владельческий кожаный переплет с тиснением золотом на крышках и по корешку. Картонный футляр с тиснением золотом. Ляссе.