Письма великой княгини Екатерины Павловны (1888 год)
«Я скорее выйду замуж за последнего русского истопника, чем за этого корсиканца!» - таков был ответ великой княгини Екатерины Павловны (1788-1819) на предложение руки и сердца от Наполеона. К тому времени французский император решил развестись с Жозефиной (которая не могла подарить ему наследника) и заодно укрепить положение своей империи браком с представительницей какой-нибудь старинной царствующей династии. Его выбор пал на сестру Александра I.
Русский государь был не против такой партии для своей любимой сестры, но вдовствующая императрица Мария Федоровна, мечтавшая об австрийском престоле для дочери, и сама великая княжна категорически отказались от этого предложения. Гордая великая княжна не могла представить себя на месте Жозефины, которую Наполеон так и не смог забыть.
Екатерина Павловна, «краса царского дома», как говорили о ней, была завидной невестой. Внучка Екатерины Великой была умна, образованна. У нее был по-настоящему академический ум, талант организатора и дипломата. Она знала французский и немецкий языки, достаточно хорошо разбиралась в английском и латыни и, что самое примечательное, без ошибок писала по-русски, чем могли похвастаться далеко не все представительницы царского дома. Екатерина Павловна обладала способностями и в занятиях искусством: она лепила, рисовала и гравировала.
Князь А.Б. Куракин писал о ней так: «Она обладает умом и духом, соответствующим ее роду, имеет силу воли, она не создана для тесного круга, робость ей совершенно не свойственна, смелость и совершенство, с которыми она ездит верхом, способны возбудить зависть даже в мужчинах».
На руку и сердце Екатерины Павловны было еще три претендента: принц Баварский, принц Вюртембергский и один из сыновей эрцгерцога австрийского Фердинанда. Однако великая княжна выбрала принца Ольденбургского, удивив этим решением всех. Помимо того, что принц был двоюродным братом великой княгини и этот союз противоречил бы церковным уставам, многих смущала внешность принца, которого, по воспоминаниям современников, сложно было назвать красавцем. Однако принц был человеком образованным, умным, честным, и великая княжна очень скоро привязалась к нему, в 1809 г. Екатерина Павловна и принц Георг повенчались.
После свадьбы пара отправилась в Тверь, в то время бывшую одним из красивейших городов России. Принца государь назначил генерал-губернатором Тверским, Новгородским и Ярославским.
Этот брак оказался счастливым. Супруги редко расставались, Екатерина Павловна помогала мужу в работе. Мирную и счастливую жизнь в Твери нарушила война 1812 года. Екатерина Павловна принимала страстное участие в организации народной обороны во время Отечественной войны, вместе с мужем она устраивала больницы и госпитали, на ее средства из крестьян ее имений был собран Егерский батальон. Раненым солдатам и семьям погибших ею была назначена пожизненная пенсия. Детей-сирот за свой счет она устроила в учебные заведения, а отслуживших солдат освободила от оброка. Всю работу по основанию батальона, организации госпиталей Екатерина Павловна выполняла перед рождением второго сына.
Не жалел себя и принц Георг. Во время одного осмотра госпиталя он простудился и после нескольких недель болезни 27 декабря 1812 г. скончался. Его кончина была для Екатерины Павловны страшным потрясением. После того как она отвезла останки мужа в Петербург, она закрылась, не желая никого видеть. Горничные часто находили ее лежащей без сознания на полу. Ее стали мучить судороги, сердечные боли, а друзей и родных Екатерины Павловны - тревоги за ее здоровье и жизнь.
Уступив просьбам брата и матери, она в марте 1813 г. отправилась на лечение в Европу. В течение своего почти трехлетнего путешествия по Европе великая княжна много работала, читала, писала, отправлялась спать за полночь, а поднималась в пять утра. Так она сознательно изматывала саму себя, для того чтобы сил вспоминать былое уже не оставалось.
Екатерина Павловна оставалась красивой и привлекательной женщиной. Она совершенно очаровала англичан: принц Уильям Кларенский, знаменитый распутник, просил ее руки, а вслед за ним и его брат, принц Август Суссекский, признался ей в любви и сделал предложение.
Но не этим встречам было суждено стать судьбоносными. В Англии Екатерина Павловна стала невестой наследного принца Вильгельма Вюртемберского, человека непростого, со сложным характером. Тогда он был женат на принцессе Каролине Августе Баварской, но в 1808 г., вскоре после свадебного торжества, супруги расстались, чтобы никогда более не видеться. Брак этот был заключен только из политических расчетов и не мог стать счастливым.
Принц Вильгельм был очарован своей двоюродной сестрой, подружился с ее старшим сыном Александром, который путешествовал вместе с матерью, и Екатерина Павловна оценила это внимание. Вскоре принц развелся со своей женой, и в апреле 1816 г. новобрачные прибыли в Штутгардт. Сыновья Екатерины Павловны от брака с принцем Георгом Ольденбургским приехали вместе с ними: на этом настоял сам принц Вильгельм, пожелавший, чтобы дети жили вместе с матерью.
В то время Вюртембергское королевство переживало не самые лучшие времена: экономическое положение было устрашающим, разоренной войной стране грозил голод от неурожая. Несмотря на трудности в начале своего пребывания в королевстве, Екатерина Павловна с присущей ей горячностью взялась за дела: встречалась с сановниками, разбирала доклады, создавала приюты и работные дома, училища и пансионы и т.д. Екатерина Павловна рисовала, гравировала, читала и занималась переводами, много ездила по Вюртембергу, знакомясь с народными традициями и нравами, культурой и историей королевства.
30 октября 1816 г. старый король скончался, а принц Вильгельм стал королем и отцом. На следующий день после кончины короля Екатерина Павловна родила принцессу Марию-Фредерику, а через два года на свет появилась еще одна принцесса - София.
Рождение дочерей не угасило пыла Екатерины Павловны, она бросила все свои силы на спасение маленького королевства от голода. На свои средства она из разных стран покупала семена, новейшие машины, организовала премии за изобретения в области техники, сельского хозяйства, садоводства и лесничества. Когда летом 1817 г. выдался богатый урожай и голод больше не угрожал народу, Екатерина Павловна взялась за реализацию другого проекта - она мечтала организовать в королевстве учебное заведение по аналогии со Смольным институтом в Санкт-Петербурге.
В январе 1819 г. во время одной поездки она простудилась. На другой день по лицу и телу королевы пошла сыпь - началось рожистое воспаление. На третий день Екатерина Павловна уже не приходила в себя, потеряв от сильного жара сознание. Король сидел возле супруги, гладил ее руки, ожидая, когда же наконец она придет в себя. Утром 9 января 1819 г. Екатерина Павловна умерла.
Подданные Вюртемберга не могли поверить в смерть своей королевы, кто-то распространил слух, что она была отравлена. Отказывалась верить в смерть дочери и вдовствующая императрица Мария Федоровна, накануне страшной вести получившая очередное письмо от своей Като.
«Я должна дорожить временем. Конец может наступить в любой момент, и потому мне не следует откладывать то, что еще можно сделать!» - часто повторяла Екатерина Павловна, будто предчувствуя, что ей суждено уйти так рано.
Екатерина Павловна (1788-1819), великая княгиня. Письма великой княгини Екатерины Павловны: с 2 фотогравюрами / Тверской исторический музей.Тверь: Тип. Губернского Правления, 1888. [1], 74с., 2 л. ил. 24,3x16,2