Подробный словарь русских гравированных портретов (1886-1889 годы)
Дмитрий Ровинский
Среди трудов Д.А. Ровинского современники, помимо «Русских народных картинок», особо выделяли «Подробный словарь русских гравированных портретов». Выразительное описание этого сразу же по выходе ставшего классическим исследования оставил известный юрист, литератор и мемуарист, сослуживец и ученик Ровинского -А.Ф. Кони: «"Словарь" состоит из четырёх томов in quarto и представляет собою драгоценный памятник для ознакомления с искусством гравирования вообще и в России в особенности, давая описание портретов 2000 лиц, в каком-либо отношении привлекших к сеое внимание современников и потомства и закреплённых гравировальным резцом. Эти описания, составляя отчёт о каждом портрете с массою точных и мельчайших технических подробностей, потребовали ввиду 10 000 снимков, упоминаемых в книге, поразительного по своей настойчивости и усидчивости труда. Но не для одних любителей гравюр или учёных-исследователей истории дают эти четыре тома богатейший материал... На 3086 столбцах этой книги рядом с разнообразными, всегда вполне отчётливыми, а иногда и прямо прекрасными фототипиями идут биографические заметки, рассказы и указания современников. В них содержится в высшей степени интересный бытовой и исторический материал, рисующий и освещающий со многих сторон русскую жизнь и её судьбы. Пестро собрание людей, изображения которых приютились на страницах "Словаря" Ровинский терпеть не мог официальных классификаций. Его интересовал прежде всего человек. Поэтому, как он сам говорит, ему было всё равно: «Гений ты или замечательный шут, великан или карлик, разбойник, учёный, самодур-самоучка, - сделал ты что замечательное в жизни или просто промытарит её, - но есть с тебя гравированный портрет, ну и ступай в словарь, и ложись там под свою букву». И лежат под этими буквами, как на обширном кладбище, самые разнообразные люди, а вместе с ними перед глазами читателя лежит и прошлая русская жизнь. Заметки Ровинского не имеют претензии на полноту или на определённую систему, -это, по большей части, краткие, живые характеристики, блещущие умом, вооружённым громадной начитанностью и знанием».
Портреты расположены «не взирая на лица» в алфавитном порядке. Императоры и самозванцы, сановнпки и авантюристы, военные, священнослужители, дипломаты, артисты, учёные, литераторы, купцы, путешественники - люди разного происхождения и различных эпох соседствуют на страницах «Словаря». Многократно увеличило научную ценность издания то, что, не ограничиваясь известными или характерными изображениями, Ровинский стремился дать материал «на полноту». Например, помимо портретов А.В. Суворова, Дмитрий Александрович включил в «Словарь» всю доступную ему гравированную «суворовиану»: исторические сюжетные картинки и карикатуры на великого полководца - всего 207 изображений.
«Словарь» снабжён подробным справочным аппаратом, а также статьями, в которых даётся очерк истории гравюры, сообщаются ценнейшие сведения о различных способах гравирования на меди, о видах печати и пр.
Труд Д.А. Ровинского - не только первое систематизированное описание русского гравированного портрета, но и первое масштабное исследование русской гравюры вообще. В одном из некрологов Ровинскому «Словарь» был назван «настольною книгою» каждого образованного русского человека. В 1911 году искусствовед Владимир Яковлевич Адарюков (18бЗ—1932), продолжая дело Ровинского, издал «Добавления и исправления к "Подробному словарю русских гравированных портретов"».
«Словарь» всегда ценился коллекционерами не только как прекрасное произведение полиграфического искусства, но и как справочник для каждодневной работы. Вот почему комплекты «Словаря» в хорошей сохранности встречаются крайне редко.
Экземпляр, представленный в Хронике, находится в идеальной сохранности. Как свидетельствуют экслибрисы и владельческие печати, в разное время он принадлежал члену Московского библиографического общества графу Михаилу Павловичу Келлеру и известному библиофилу, суконному с Фабриканту, основателю и председателю Московского библиографического кружка Николаю Ивановичу Носову (1847-1898). Увлечение книгами заставило Носова бросить фабричное дело. Обладая крупным состоянием, он скупал целые библиотеки, в том числе прекрасное собрание знаменитого библиографа Геннади. В 1895 году библиотека Носова, размещавшаяся на даче в Люберцах, сгорела. Книги этой коллекции попадаются нечасто и всегда вызывают интерес знатоков.
Ровинский Дмитрий Александрович (1824-1895)
Подробный словарь русских гравированных портретов. Составил Д.А. Ровинский. Издание с 700 фототипными портретами. [В 4-х томах.] Санкт-Петербург, типография Императорской Академии наук, 1886-1889. Т. 1: А—Д. 1886. XVI с, 736 столбцов с вклеенными портретами. Т. 2: Е-0.1887. Столбцы 737-1419 с вклеенными портретами. Т. 3. П-0.1888. [2] с, столбцы 1421-2208 с вклеенными портретами. Т. 4. Приложения. 1889. 4 с, 878 столбцов с вклеенными портретами, [2] с. В четырёх полукожаных переплётах в стиле АА Шнеля с золототиснёными орнаментами и заглавиями на корешках. Форзацы вощёной разноцветной «мраморной» бумаги «павлиний глаз». Обложки сохранены в переплётах. 28,7x20,4 см. На первых форзацах наклеен гербовой экслибрис: «Bibliotheque du comte Keller». На титулах владельческие печати: «Библиотека Н.И. Носова». Граф Михаил Павлович Келлер (1883-?) - известный библиофил, член Московского библиографического общества. «Граф М.П. Келлер владел библиотекой русских и иностранных книг. Переплёты для него изготовлялись у лучших мастеров Парижа. После революции библиотека распылилась по всей стране» (Глезер Л.А. Записки букиниста. Москва, 1989). Экслибрис М.П. Келлера гравировал академик Михаил Викторович Рундальцев (1871-?).