Программа торжественного представления в Императорском Большом Театре (1896 год)
Император Николай II короновался на царство 14 мая 1896 года. Три дня спустя в московском Большом театре состоялось одно из центральных коронационных торжеств - праздничный спектакль в присутствии августейшей четы. Через несколько часов после завершения представления корреспондент иллюстрированного журнала «Нива», будущий основатель МХТ Вл. И. Немирович-Данченко уже передавал в петербургскую редакцию популярного еженедельника свой репортаж со свежими впечатлениями от увиденного: «Я только что из Большого театра. Более помпезного спектакля нельзя себе представить. К 8 часам все приглашённые были уже в театре. Ещё совершенно светло, солнце только что на закате. Главный подъезд весь, всей своей громадой, обращён в превосходный шатёр из красного сукна с белой бахромой. К нему подъезжают Высочайшие особы и лица, имеющие вход в ложи бельэтажа, бенуар и партер. Встречает сам директор Императорских театров, обер-гофмейстер Двора И. А. Всеволожский. В других, боковых, подъездах указывают места, вместо капельдинеров, конвойные Его Величества. Зал уже совершенно полон и представляет необычайный вид. Он обновлён, вычищен и необыкновенно наряден. В партере, разумеется, одни мужчины. Можете судить, до какой степени велик съезд в Москву знатных лиц, если я вам скажу, что члены Государственного совета сидят не ближе пятого ряда кресел, что Царская ложа расширена на 63 персоны, но многие великие князья и великие княгини находятся в литерных ложах бенуара и бельэтажа. Партер Большого театра блестит андреевскими и аннинскими лентами, генеральскими мундирами, красными мундирами сенаторов и т.д. И только два фрака - в углах между барьером оркестра и первым рядом -на художниках Владимире Маковском и Илье Репине. Бенуар и бельэтаж - дамы в эффектнейших туалетах, декольте, и за ними опять сановники. Мундиры и светлые дамские туалеты сверху донизу. Оркестр - на ногах в ожидании приезда Государя. В половине девятого Их Императорские Величества появились в Царской ложе и были встречены «ура!» и гимном. Затем началось представление».
По сложившейся в русском коронационном церемониале традиции, сначала давали первое действие и эпилог оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», а затем специально подготовленный к этому дню балет «Жемчужина» на музыку Р. Дриго в постановке прославленного хореографа Мариуса Петипа.
Действие балета происходило на дне океана. Джинн, случайно попавший в жемчужный грот, влюблялся в прекрасную белую жемчужину, чем вызывал гнев соперника - кораллового короля. Армия кораллового короля нападала на джинна, но тот, являясь, в действительности, королём металлов - золота, серебра и железа - одолевал противника. Современный американский исследователь Ричард С. Уортман пишет: «Сказочный мотив балета вызывал ассоциации с текущим моментом. Прекрасный принц побеждал не благодаря красоте или волшебству, а благодаря власти, предоставленной ему силой современности, которую символизируют металлы. Власть обеспечивала любовь. Жемчужина, по слухам, должна была представлять императрицу Александру, и балет можно интерпретировать как аллегорию полной преданности неотразимому, безупречному предмету любви». Если это так, то особую пикантность представлению придавало участие в нём знаменитой Матильды Кшесинской, которая была известна не только как превосходная балерина, но и как многолетняя привязанность только что коронованного императора.
Помимо помпезности постановки и декораций, восторг и удивление публики вызвала прекрасно отпечатанная программа спектакля, что специально отметил в своём отчёте для «Нивы» Вл. И. Немирович-Данченко: «Афиша -это целая тетрадь, размером с лист бумаги, несколько шире обыкновенного. В ней 24 страницы. Тетрадь в прекрасном белом переплёте с государственным гербом - единственным его украшением, превосходно оттиснутым. Для Высочайших особ та же тетрадь в жёлтом кожаном переплёте. Внутренняя сторона переплёта синяя в золочёной раме и с золотым вензелем. Страницы программы полны прелестных раскрашенных рисунков г-жи [Е. П.] Самокиш-Судковской, [А.] фон-Гогена,
[А. П.] Рябушкина и [К. К.] Первухина. Это положительно перлы искусства. Надо отдать справедливость и типографии Товарищества Левенсон - рисунки прекрасно напечатаны. Изображают они сцены из данного представления. Две в русском стиле старой живописи посвящены «Жизни за царя», четыре - балету «Жемчужина», остальные - виньетки».
В Библиохронике представлена программа торжественного представления 17 мая 1896 года в оформлении «для Высочайших особ». К сожалению, номер экземпляра на ней не проставлен, а потому выяснить, кому она принадлежала и вообще была ли использована в тот вечер, не представляется возможным.
Коронационный спектакль в Большом театре подробно описан многими из присутствовавших на нём. Одно такое свидетельство принадлежит Николаю II. По возвращении из театра император со свойственной ему педантичностью записал в дневник недавние впечатления: «Погода стояла весь день чудесная. ... Обедали у Мама в 7 1/2. Через час поехали в Большой театр на торжественный спектакль. Давали по обыкновению 1-й и последний акты «Жизни за царя» и новый красивый балет «Жемчужина». Окончилось в 11.10 ч. (по программе)». Судя по всему, эти строки были написаны уже после полуночи. Наступало 18 мая 1896 года - день страшной Ходынской катастрофы.
Программа торжественного представления в Императорском Большом Театре в Москве 17-го мая 1896 года, по случаю Священного Коронования Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича и Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Феодоровны. Москва: [Товарищество А. Левенсон], 1896. 2 л. авантитулы, 1 л. титульный л., [1] л., [15] с. с иллюстрациями. Иллюстрации - хромолитографии [Е. П.] Самокиш-Судковской, [А.] фон-Гогена, [А. П.] Рябушкина и [К. К.] Первухина. В оформлении «для Высочайших особ»: в переплёте жёлтой кожи с помещённым в центре российским гербом цветного тиснения. Форзац синей кожи с золотым тиснением и помещённым в центре золототиснёным вензелем Николая II. Золототиснёная подвёртка. Свободные л. форзацев обтянуты голубым муаром. Тройной золотой обрез. 31,5x23 см. Редкость.