Прогулки по старым кварталам Парижа (1912 год)
Георгий Лукомский
Друзья, сестрицы! Я в Париже!
Я начал жить, а не дышать!
Шутливые строки баснописца И.И. Дмитриева, адресованные В.Л. Пушкину, впервые отправившемуся во Францию, довольно точно передают отношение русских путешественников к городу, воспринимавшемуся ими как столица европейской учёности, европейской культуры, европейской моды, европейского гурманства, наконец, европейского образа жизни. «Я в Париже! - с почти детским восторгом заносил свои ощущения в путевой дневник Н.М. Карамзин. - Эта мысль производит в душе моей какое-то особливое, быстрое, необъяснимое, приятное движение... Я в Париже! - говорю сам себе и бегу из улицы в улицу». Хорошо известно, как мечтал оказаться на берегах Сены никогда не покидавший пределов Российской империи Пушкин. «Когда-нибудь спросишь с милою улыбкой, - писал он из Михайловского П.А. Вяземскому, - где ж мой поэт? в нём дарование приметно. Услышишь в ответ: он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится - ай да умница!».
Благодаря тому, что к началу ХХ столетия Париж превратился в один из главных центров притяжения для россиян, путешествовавших по Европе, в России появилось множество изданий, посвящённых этой Мекке российского туризма. Однако даже в массе всевозможных путеводителей, справочников и видовых альбомов книга художника и искусствоведа Г.К. Лукомского «Прогулки по старым кварталам Парижа» занимает особое место.
Лукомский принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду, происходившему, согласно семейным преданиям, от великого князя Литовского Гедимина. Отец будущего художника, инженер путей сообщения, служивший в Орле, послал сына учиться в местное реальное училище. Параллельно мальчик брал уроки в рисовальной школе. Затем были подготовительные рисовальные классы Я.С. Гольдблата в Петербурге, неудачная попытка поступить в Академию художеств, учёба на архитектурном отделении Казанской художественной школы и, наконец, всё-таки состоявшееся зачисление на архитектурное отделение Академии художеств в Петербурге. Воспитанником Академии он пробыл двенадцать лет - с 1903 по 1915 год. Столь затянувшееся обучение объясняется длительными перерывами, которые Лукомский использовал для путешествий и посещения занятий в других художественных школах, таких как московское Строгановское училище и студия К.Ф. Юона.
В 1904-1905 и 1907 годах Лукомский побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии и Польше. Из поездок он вернулся с альбомами, полными зарисовок. Впоследствии эти графические наброски будут использованы им во многих искусствоведческих и краеведческих трудах, в частности, в «Прогулках по старым кварталам Парижа». О том, как родилась идея этой книги, сам Лукомский рассказал следующим образом: «Недавно я пережил вновь одно из увлечений моей юности: я заглянул в старинные кварталы Парижа; с ними связывали меня многие воспоминания. Казалось, так сладостно: ощутить снова атмосферу, насыщенную историей; погрузиться в туман, обволакивающий остроконечные крыши высоких домов с их фронтонами и башнями, любоваться патиной времени, покрывающей порталы, вывески, фонтаны; увидеть прекрасные особняки, высокие, заросшие плющом ограды, позеленевшие статуи. С трепетом приближался я к любимым кварталам. Однако я не мог отыскать многих построек. Неужели десять лет, прошедшие с тех пор, изгладили столь многое в моей памяти? Сверяюсь со своими записями, ищу, ищу, возбуждённый закрадывающимися подозрениями, и с ужасом вижу, что не только отдельные порталы, кариатиды, башни, не только прекрасные дворцы и пышные особняки, но целые нагромождения домов, огромные куски кварталов с их вросшими друг в друга крышами, трубами, ажурными решётками, увитыми плющом балконами исчезли навсегда! Соседние дома, обнажившие свои уютно, целые столетия примыкавшие к погибшим зданиям стены, теперь подпёрты лесом балок, напоминающим о примитивнейших конструкциях. Мои тетради были полны набросков и заметок о парижской старине. Многого из зарисованного на моих этюдах и закреплённого в эскизах уже не существует! Мне казалось поэтому, что я был обязан присоединить свою работу к общему усилию борющихся за сохранение исторических памятников искусства опубликованием этих строк».
Итак, художник решил издать книгу своих заметок об исчезнувшей парижской старине, проиллюстрировав её собственными рисунками. Для Лукомского этот поступок являлся осознанной попыткой противостояния тому, что воспринималось им как вандализм нового века. «Отсутствие любви к родной старине, - писал он, - характеризует наше время. Благородный вкус к минувшей красоте сохранился только в очень узких кругах. Желания массы, любящей мелодрамы в «синема» и наряды от Самаритэн, непреоборимы до тех пор, пока лучшие сыны этой безвкусной толпы будут стоять во главе правительства и находиться среди хозяев города». И это говорится о «толпе» образца 1910 года!
Средства от издания книги автор решил направить на реставрацию великолепного дворца Разумовских в Батурине, заштатном городке Конотопского уезда Черниговской губернии, где в XVIII веке какое-то время находилась резиденция украинских гетманов. «Задумчивый Батуринский дворец, - говорил Лукомский, -в своём уединении на высоком берегу речки Сейм величием своей мощной колоннады, всей прелестью своего зодчества не менее великолепен, нежели лучшие строения Парижа».
Таким образом, самим фактом своего появления книга утверждала и подтверждала наличие общей культурной памяти человечества, когда художник из России стремится сохранить для потомков уходящую красоту великого французского города, пытаясь при этом помочь восстановлению великолепного памятника, гибнущего в украинской провинции.
После выхода «Прогулок по старым кварталам Парижа» Лукомский прожил ровно сорок лет. Они вместили многочисленные поездки по России и странам Западной Европы, во время которых появились на свет прекрасные серии архитектурных рисунков; подготовку и выпуск книг об архитектурной старине Вологды, Галиции, Костромы, Петербурга, Италии, Польши; участие в журналах «Старые годы», «Зодчий», «Столица и усадьба», «Аполлон»; службу в инженерных войсках во время Первой мировой войны, работу по описи и реставрации памятников Царского Села после Февральской революции, отъезд на Украину в 1918 году, создание Музея восточного и западного искусства в Киеве, эмиграцию в Константинополь весной 1920-го, жизнь в Венеции, Берлине и Лондоне, сотрудничество в знаменитой «Жар-птице» и, наконец, смерть во Франции - стране, которую он так любил и для сохранения культуры которой так много сделал.
Лукомский Георгий Крескентьевич (1884-1952)
Прогулки по старым кварталам Парижа. Текст и рисунки Г.К. Лукомского. Издание автора на увеличение средств по реставрации Батуринского дворца «Обществом Защиты и Сохранения в России памятников искусства и старины». Санкт-Петербург: «Сириус», 1912. 145, [3] с. с иллюстрациями. Обложка работы Г.И. Нарбута. В переплёте белой кожи времени издания с орнаментальными золототиснёными рамками на крышках, с золототиснёными розетками на корешке. В верхней части корешка - кожаный ярлык тёмно-зелёной кожи с золототиснёными именем автора и заглавием. Издательские печатные обложки сохранены. Форзацы бумаги «павлиний хвост». Верхний золотой обрез. 18,5х13 см. На оборотной стороне свободного л. переднего форзаца экслибрис М.В. Раца. Иллюстрации - виды Парижа работы Г.К. Лукомского, заставки и концовки - из журнала «Старые годы». Тираж 500 экземпляров.