Рассказы дедушки про седую старину (1870 год)
[Варвара Андреевская]
«Дедушка, милый дедушка! - закричали дети, - расскажи нам, как в старину человек жил. Мы тихо будем сидеть.
- Сначала я буду рассказывать, как человек в лесу жил и охотился за животными. Эту жизнь или быт человека я назову охотничьим бытом. Потом стану о том сказывать, как люди животных некоторых к себе приручили и начали пасти стада свои на лугах. Такую жизнь человека я назову пастушеским бытом».
«Охотничий быт» содержит «Рассказ о том, как и чем питался человек», очерки «Людоедство», «Свет и тьма», «Громовник», «Человек и природа», «Ветер», «Горыня», «Леший», «Люди научаются погребать мертвых», «Как человек собаку приручил к себе», «Кот и лиса» и др. «Пастушеский быт» - это «Мороз-Снегович», «Птичий язык», «Сказка про двенадцать месяцев», «Кочевье» и т. д. Рассказы о первобытном обществе перемежаются с изложением известных детских сказок, поэтическими отрывками.
Текст подготовлен детской писательницей Варварой Павловной Андреевской (1848- после 1915). С детства увлекаясь чтением, хорошо зная русскую литературу и историю, В. П. Андреевская впервые опубликовалась в 1884 г. в журнале «Юная Россия». Ее перу принадлежит множество неоднократно переиздававшихся книг для детей: сборники рассказов «Колокольчики»
(1890), «Радость и горе» (1896), книга маленьких повестей «Вместо игрушки» (1890) и др. Андреевская успешно пересказывала в доступной для детей форме события русской истории: «Предание о царе Алексее Михайловиче» (1901), «Ермак» (1901) и др. Переводила Сервантеса, Ф. Шиллера и др.
Текст сопровождают десять (включая титульный лист) литографий русского художника Владимира Егоровича Маковского (1846-1920), имеющих подписи «Дикий человек убивает медведя», «Люди принимают горы за великанов», «Человек принимает дерево за лешего» и т. д. Литографии выполнены в заведении Чуланова и вклеены в книжный блок.
За год до создания иллюстраций В. Е. Маковский получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью Виже-Лебрен за экспрессию» (за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей»). В 1869 г., после рождения сына, художник начал рисовать для детей, что в большей степени отразилось на живописи, чем на книжной иллюстрации. Например, картина «Игра в бабки» (1870) была приобретена предпринимателем и меценатом П. М. Третьяковым (1832-1898) для галереи. Это означало признание Маковского как художника. Позже его произведения вошли и в коллекцию промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова (1841-1918) (в частности, в кабинете висела картина «Поздравление»).
«Рассказы дедушки про седую старину» подготовлены к печати и изданы Анатолием Ивановичем Мамонтовым (1839-1905), типографом, издателем, книгопродавцем. Как и его младший брат Савва Мамонтов, он окончил Вторую московскую гимназию, затем естественное отделение физико-математического факультета Московского университета (1860). После этого он провел два года за границей, посетив Лондон, Париж, Берлин, Вену, Швейцарию и Италию. Савва Мамонтов вспоминал: «Брат Анатолий, старательно окончив курс университета, уехал™ отдыхать в Европу. В Милане он сошелся с очень оживленной певицей Марией Александровной Лялиной, которую и привез в Москву, где и состоялся его брак против воли отца» (в 1864 г).
А. И. Мамонтов служил кандидатом в директора правления общества Московско-Ярославской железной дороги, был потомственным почетным гражданином. В 1862 г. он арендовал на три года типографию со словолитней Лазаревского института восточных языков. 18 июня 1866 г. было получено свидетельство на содержание собственной типографии, имущество которой оценивалось в 20 000 рублей.
В 1860-е гг. Мамонтов печатал «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, роман В. Скотта «Квентин Дорвард» (1865), журнал «Книжник» (1866, редактор-издатель А. Ф. Черенин), «Русский архив» Петра Бартенева и другие издания. На Пятой мануфактурной выставке в Москве типография и словолитня удостоились Большой серебряной медали.
В 1863 г. им была основана собственная фирма, а в 1866 открыта своя типография. В 1872 г. Мамонтов писал прошение о переводе типографии в собственный дом в Леонтьевском переулке: «Я возвожу для нее особое здание, в котором желаю взамен имеющейся у меня паровой машины установить новую в 6 сил и при ней один котел в 8 сил». Всего в типографии было установлено 8 скоропечатных машин, по одной сатинировочной и бумагорезательной, один пресс и три типографских станка. Работали на них 80 специалистов и 20 учеников.
На том же участке Мария Александровна Мамонтова открыла магазин «Детское воспитание». В 1881 г. были организованы книжный склад и библиотека для чтения.
А. И. Мамонтов издавал хорошо иллюстрированные русскими художниками детские книги (обычно печатались тиражом 5000 экземпляров), выпускал журнал «Детский отдых». Его заслуги в области детского книгоиздания были замечены и оценены. «Издания A. Мамонтова должны быть отмечены, как эпоха в истории детской книги, которая получила художественный облик и полноценное содержание», - писали в 1925 г. П. Дульский и Я. Мексин в труде «Иллюстрация в детской книге».
Описываемый экземпляр имеет примечательный книжный знак: литографированный ярлык (450х350 мм), исполненный в середине XIX века. Под императорской короной монограмма «МА», под которой полукругом надпись: «Библиотека Ливадии». Книжный знак свидетельствует о принадлежности экземпляра собранию императрицы Марии Александровны (1824-1880), жены Александра II.
Мария Александровна, по словам историка B. О. Ключевского (1841-1911), «положила начало новому периоду женского образования учреждением открытых всесословных женских гимназий; организовала Красный Крест, пожертвовав на него в 1877-1878 г. все свои личные сбережения».
Дочь великого герцога Гессенского Людвига II принцесса Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-Мария в 1841 г. была выдана замуж за великого князя Александра Николаевича. «Она обладала в исключительной степени престижем государыни и обаянием женщины и умела владеть этими средствами с большим умом и искусством», - вспоминала фрейлина А. Ф. Тютчева.
Библиотека в Ливадийском дворце, согласно описи, произведенной в октябре 1924 г., насчитывала 479 иностранных и 336 русских книг. Известно три книжных знака императрицы: еще один - ливадийской библиотеки, один - собрания в имении Ильинское Звенигородского уезда Московской губернии.
[Андреевская, Варвара Павловна] (1848 - после 1915(?)
Рассказы дедушки про седую старину. Издание А. И. Мамонтова. М.: Тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1870. [4], 240 с., 10 л. ил. 25х17 см.