Рассказы литературоведа (1962 год)
Ираклий Андроников
«Рассказы литературоведа», как и многие изданные в 60-е гг. ХХ в. книги, выделяются особым духом «оттепели», своеобразного ренессанса русской культуры после мрачных и суровых лет сталинской эпохи.
В те времена в телевизоре было всего два канала (а к концу десятилетия целых четыре), и это было довольно скучное на современный избалованный вкус зрелище: «СССР на вахте пятилетки» или эпические полотна «От съезда к съезду»™ Совсем бы современному человеку нечего было смотреть, если бы не так называемые «авторские программы» - передачи С. Смирнова «Поиск» и «Подвиг», «Солдатские мемуары» К. Симонова, передачи А. Каплера, А. Згуриди, В. Шнейдерова, А. Суркова и, конечно, уникального и неподражаемого Ираклия Андроникова (1908-1990). Его обожали зрители, любило телевизионное начальство, и передачи его показывали часто, много и по всем каналам. По всем двум. Как ни включишь, так непременно Андроников рассказывает свои бесконечные истории, а публика хохочет навзрыд или, наоборот, напряженно слушает, затаив дыхание, стараясь не упустить ни малейшего поворота увлекательного сюжета. Лучше К. И. Чуковского (1882-1969) о нем не скажешь: «В справочнике Союза писателей кратко сказано, что Андроников Ираклий Луарсабович - прозаик, литературовед, и только. Если бы я составлял этот справочник, я раньше всего написал бы без всяких покушений на экс-
центрику: Андроников Ираклий Луарсабович - колдун, чародей, чудотворец, кудесник. И здесь была бы самая трезвая, самая точная оценка этого феноменального таланта. За всю свою долгую жизнь я не встречал ни одного человека, который был бы хоть отдаленно похож на него <…> Дело в том, что, едва только он войдет в вашу комнату, вместе с ним шумной и пестрой гурьбой войдут и Маршак, и Качалов, и Фадеев, и Симонов, и Отто Юльевич Шмидт, и Тынянов, и Пастернак, и Всеволод Иванов, и Тарле. Всех этих знаменитых людей во всем своеобразии их индивидуальных особенностей художественно воссоздает чудотворец Андроников».
Талант Андроникова был оценен на самом высоком уровне. Существовал документ, подписанный И. В. Сталиным: за выступление члену Союза писателей полагалось 15 рублей, а не члену Союза - 8,50. Еще была шефская путевка - 6,50. И отдельной строкой - «Ираклий Андронников - 70 рублей».
В рассказе «Первый раз на эстраде» (1985) Андроников описывает себя словами одного из героев: «Ваш синкретический портрет... производит довольно необычное впечатление. Первое, что о вас говорят, - это, конечно, о вашей странной способности изображать ваших добрых знакомых. Причем, говорят, вы понабрались такой храбрости и даже наглости, что изображаете их чуть ли не им же в лицо, причем проявляете чудеса находчивости.
...Это ваше весьма ценное качество - способность импровизировать и находить общий язык с аудиторией - мы обозначим литерой “А”. Буквой “Бэ” отметим тот факт, что вы окончили университет и, как говорится, у вас имеется некоторое образование; “Це” - это то, что вы долгие годы посещаете филармонию и у вас много музыки на слуху; и, наконец, “Де” - это то, что ваш язык подвешен как балаболка!
Мне кажется, что с вашей помощью мне удастся доказать, что потрепаться - это не такое простое дело, как об этом принято думать! Соглашайтесь, дорогой друг! Соглашайтесь! Право, это гораздо интереснее, чем проводить время в компании каких-то мелких зверушек - я забыл, как называются ваши журналы: кажется, “Окосевшая каракатица” и “Обалдевшая трясогузка”? Ах, простите, я забыл, что это мужчины - “Еж” и “Чиж”! Серьезно: переходите к нам! Неужели вы не сможете объяснить публике, чем отличается симфония от увертюры и на сюжет какого произведения написана “Шехеразада” Римского-Корсакова!»
Собственно, пять «Рассказов литературоведа» - авторская запись феерических телевизионных выступлений. Здесь сошлись таланты Ираклия Луарсабовича - великолепного живого рассказчика и тонкого профессионального литературоведа, филолога, исследователя творчества М. Ю. Лермонтова (1814-1841).
А еще эта книжка - обаятельное оформление художника О. Г. Верейского (1915-1993).
Орест Григорьевич Верейский родился в 1915 г. в старинной петербургской интеллигентной семье, его дед по материнской линии - крупнейший историк, член-корреспондент Петербургской Академии наук Н. И. Карев (1850-1931). Отец - Георгий Семенович Верейский (1886-1962), создатель великолепных графических портретов, достиг званий действительного члена Академии художеств и народного художника СССР. Мать - Елена Николаевна Верейская (1886-1966), была известной детской писательницей. В 1936 г. Верейский поступил во Всероссийскую Академию художеств, а затем завершил образование в Институте повышения квалификации работников искусств. Реалистические традиции, усвоенные им еще в родительском доме, утвердились под руководством ведущих ленинградских графиков. Профессиональную работу художник начал очень рано, уже в 16-летнем возрасте сотрудничая с рядом ленинградских изданий как рисовальщик-журналист, а потом и книжный иллюстратор. Еще до войны Верейский участвовал в большой выставке «Советская графика». С первого и до последнего дня войны Верейский был художником газеты Западного фронта «Красноармейская правда». Именно там он познакомился и подружился с Александром Твардовским (1910-1971), там создал иллюстрации к поэме «Василий Теркин» (1941-1945). Этот графический образ стал таким же популярным, как и литературный, и все последующие иллюстраторы поэмы ориентировались на героя Верейского.
После войны Верейский - художник журнала «Огонек», работал в издательствах над иллюстрациями к произведениям А. Фадеева («Разгром»), М. Шолохова («Тихий Дон», «Поднятая целина»), Джанни Родари («Здравствуйте, дети»). Среди множества наград - медаль Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 г. («Тихий Дон» Шолохова), Золотая медаль Академии художеств в 1984 г. («Анна Каренина» Толстого), а в 1978 г. - Государственная премия СССР за работу над изданием 200-томной Библиотеки всемирной литературы.
Государственное издательство детской литературы, выпустившее «Рассказы литературоведа», было создано в 1933 г. и только в 1963 г. получило привычное сегодня название «Детская литература». С Детгизом сотрудничали практически все крупные художники детской книги ХХ в.: В. М. Конашевич (1888-1963), В. В. Лебедев (1891-1967), В. А. Фаворский (18861964) и др. Поэтому неудивительно, что оформленные ими книги неоднократно отмечались наградами на международных выставках (например, в 1958 г. - Золотая медаль Лейпцигской выставки, в 1979 г. - Золотая литера красивейшей книги в Лейпциге).
В «Рассказах литературоведа» О. Г. Верейский с присущим ему вниманием к деталям и бережным отношением к традициям создал обложку, заставки и концовки, буквицы, иллюстрации.
Описываемое издание, как и другие книги автора, по словам К. И. Чуковского, «доверху набиты людьми, с которыми встречался Ираклий Андроников во время своих неистовых странствий за разбросанными по всему свету драгоценностями русской культуры. До сих пор литературоведы сообщали читателям лишь результаты своих разысканий. Андроников - именно потому, что он портретист и художник, - первый решился поведать о самих разысканиях и о тех персонажах, с которыми ему в это время довелось повстречаться».
Андроников, Ираклий Луарсабович (1908-1990)
Рассказы литературоведа. Оформление О. Г. Верейского. М.: Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1962. 144 с., ил. 21,8х16,6 см. Тираж 100 000 экз. («Школьная библиотека»).