Русские народные картинки (1881 год)
Дмитрий Ровинский
Современники знали Дмитрия Александровича Ровинского как выдающегося юриста. Неполных двадцати лет, с отличием окончив Училище правоведения, он занял место помощника секретаря московского департамента Сената, в двадцать шесть стал товарищем председателя Московской уголовной па-чаты, в двадцать девять - московским губернским прокурором. Избранный звенигородским дворянством в Комитет по вопросу об освобождении крестьян, много и плодотворно работал над положениями Великой реформы. Противник телесных наказаний как «оесполезного орудия возмутительного произвола», он сыграл заметите роль в их отмене. Ровинский — один из инициаторов введения в России суда присяжных, участник подготовки новых судебных уставов, положивших начало глобальной судебной реформе. Тогда, напутствуя молодых судебных следователей, Ровинский произнёс ставшие широко известными слова: «Будьте людьми, господа, а не чиновниками». Назначенный сенатором уголовного кассационного департамента, он отдал этой работе четверть века. Им лично было рассмотрено, доложено и изложено в форме решений и подробных, мотивированных резолюций 7825 дел.
Казалось бы, этого достаточно, чтобы заполнить человеческую жизнь до предела. Но Ровинский - это ещё и писатель, искусствовед, один из основоположников русской иконографии, исследователь русской и западноевропейской гравюры и лубка, почётный член Академии наук и Академии художеств, автор и издатель великолепных книг «Полное собрание гравюр Рембрандта» (тома 1-3, Санкт-Петербург, 1890), «Подробный счоварь русских гравёров XVI-XK веков» (тома 1-2, Санкт-Петербург, 1895), «Обозрение иконописания в России до конца XVII века. Описание фейерверков и иллюминаций» (Санкт-Петербург, 1903) и др.
В Хронике представлен один из главных трудов Ровинского - «Русские народные картинки». Сохранилось свидетельство, что тема эта была подсказана Дмитрию Александровичу известным историком и писателем М.П. Погодиным. «То, что вы собираете, - сказал он както молодому Ровинскому, составлявшему тогда коллекцию офортов, - довольно собирают и другие; этим никого не удивишь, а вот собирайте-ка всё русское, чего ещё никто не собирает и что остаётся в пренебрежении и часто бесследно пропадает, - так польза будет иная». Результатом этого разговора стала многолетняя поисковая работа, завершившаяся созданием одной из лучших в России коллекций лубков и появлением монументального исследования, состоящего из четырёх альбомов с воспроизведениями 1780 картинок и пяти томов пояснительного текста на 2880 страницах большого формата. Сам Ровинский так аннотировал свое издание: «В четырёх книгах включены народные картинки, выходившие до 1839 года, то есть до того времени, когда все сказки и вновь издаваемые отдельные листы стали выходить с дозволения цензуры. Собственно говоря, некоторые листы к простонародным картинкам не относятся, но так как они были гравированы не для печатных книг, а издавались отдельными листами в то время, когда ещё разделения картинок на барские и простонародные не было, так как картинки эти раскупались людьми всякого сословия и налепливались на стены как в царских палатах и барских хоромах, так и в простых избах, то и эти первые произведения нашей гравюры нельзя было исключить из общего описания народных картинок, точно так, как нельзя было исключить из числа их и лицевые календари, и буквари, и некоторые математические и географические листы, печатавшиеся для простого народа и на простой серой бумаге». Всего же Ровинский описал почти 4700 листов, а с учётом разных изданий одних и тех же картинок - до 8000.
Не менее интересны, чем описания картинок, авторские примечания к ним. Написанные живым образным языком, они демонстрируют не только глубину проникновения исследователя в изучаемый им материал, но и незаурядный талант литератора. Так, размышляя 6 лубках, созданных на сказочные сюжеты, Ровинский говорит: «У человека, постоянно общающегося с природой, всё составляющее его обиход живёт и разговаривает. Залает собака - и привычный хозяин понимает, что сказывается в её лае; он хорошо знает, чего добивается, мурлыча и бормоча около него, Котофей Иванович; отчего ревёт лесной Михайло Иванович и кричит домашняя коза его Машка; он олицетворяет их как неизменных своих товарищей и переводит их лай, рёв и мурлыканье на свой человеческий язык. Простой человек и видит, и думает целыми картинками; гребнем стоит перед ним лес, полотенцем растянулась река, громовые тучи несутся в виде каких-то неведомых великанов, и всё это и вчера и сегодня, помимо всякого доисторического развития, а потому естественно, что он чтём чует, что около него нет ничего мёртвого».
Не случайно один из критиков сказал об этой книге: «Трудом, положенным в "Народные картинки", Ровинский поставил памятник своему народу, вложив в постройку его и силу своего разностороннего ума, и теплоту своёго, верящего в народ, сердца».
Ровинский Дмитрий Александрович (1824-1895)
Русские народные картинки. Собрал и описал Д. А. Ровинский. [В 5-ти книгах.] С.-Петербург, Экспедиция Заготовления Государственных бумаг, 1881. Кн.1: Сказки и забавные листы. [2], XVI, 510 с, 1 л. фронтиспис (цветная иллюстрация). Кн.2: Листы исторические, календари и буквари. [2], 531 с, 1 л. фронтиспис (цветная иллюстрация), 2 л. таблиц. Кн. 3: Притчи и л. духовные. [2], 751 с, 1 л. фронтиспис (цветная иллюстрация). Кн. 4: Примечания и дополнения. 788 с. Кн.5: Заключение и алфавитный указатель имён и предметов. [2], 567 с, 1 л. фронтиспис (цветная иллюстрация). В пяти одинаковых полукожаных переплётах конца XIX века. 23,8x16 см.
Русские народные картинки. Собрал и описал Д. А. Ровинский. Атлас. [В 3-х томах, 4-х книгах.] С.-Петербург, Экспедиция Заготовления Государственных бумаг, 1881. Т.1. [4.1.] 1-135, [8] с, 97 л. иллюстраций. Т.1. [Ч.2.] 137-284, [10] с, 117 л. иллюстраций. Т.2. 294-684, [8] с, 114 л. иллюстраций. T.3. 686-1650, [8] с, 151 л. иллюстраций. В четырёх одинаковых холщовых переплётах с кожаными корешками. 49,5x38 см.