Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание великого князя Николая Михайловича (1905-1909 годы)
Говоря о пяти томах «Русских портретов XV111 и XIX столетий», известный художник и историк искусств А.Н. Бенуа назвал их «грандиозным памятником», честь и слава создания которого полностью принадлежит великому князю Николаю Михайлович) Романову.
Внук императора Николая I, сын великого князя Михаила Николаевича. Николай Михай-лович, согласно династической традиции, предназначался к военной службе. Двадцати четырёх часов от роду он уже являлся шефом бригады гвардейской артиллерии, числился в лейб-гвардии конногвардейском полку и в батарее конноартиллерийской бригады.
Николай Михайлович получил домашнее воспитание. Выпускные экзамены выдержал в Тифлисской классической гимназии. Практически ежегодно получая повышение по службе, уже в 20 лет был флигель-адъютантом. Участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Окончил Академию Генерального штаба. В 37 лет стал генерал-майором, командиром дивизии. Он и впоследствии будет регулярно награждаться чинами и званиями: станет генерал-адъютантом императорской свиты, а незадолго до Первой мировой войны - генералом от инфантерии.
Но уже со второй половины 1890-х годов великий князь посвятил себя тому, к чему чувствовал особое призвание, - науке.
Несколько лет он занимался энтомологией и выпустил 10-томное фундаментальное исследование «Бабочки и чешуекрылые насекомые». Однако интерес к естествознанию постепенно уступил место истории. Современники вспоминали, что принадлежавший ему Ново-Михайловский дворец в Петербурге напоминал древлехранилище, наполненное картинами, книгами и рукописями.
Список исторических трудов великого князя обширен и впечатляющ. В знак признания его научных заслуг Русское историческое общество сначала избрало его своим почётным членом, а в 1909 году - председателем.
«Русские портреты XVIII и XIX столетий» - самый масштабный из проектов, осуществлённых Николаем Михайловичем. Идея собрать и опубликовать лучшие образцы русской иконографии, судя по всему, возникла у него в 1903-1904 годах, во время подготовки задуманной СП. Дягилевым выставки русского портрета. Открытие экспозиции состоялось 6 марта 1905 года в Таврическом дворце, благодаря чему она вошла в историю как Таврическая. Именно тогда великий князь, входивший в организационный комитет выставки и принимавший активное участие в отборе материалов, смог оценить богатство и разнообразие многочисленных частных коллекций, скрытых от глаз публики и мало известных даже специалистам. Об этом он написал в предисловии к первому выпуску «Русских портретов»: «Цель издания будет достигнута, если таким путём удастся сохранить навсегда изображения, оригиналы которых, быть может, погибнут затем от времени и неблагоприятных условий хранения».
Вряд ли Николай Михайлович мог тогда предполагать, насколько его слова окажутся пророческими: пройдёт чуть более десяти лет, и многое из того, что было им опубликовано, окажется уничтоженным, а его издание останется единственным свидетельством существования исчезнувших памятников.
Всего в 1905-1909 годах увидели свет пять томов «Русских портретов» (по четыре выпуска в каждом томе). В них были собраны и проаннотированы свыше 1100 изображений. В отборе портретов вместе с великим князем принимали участие А.Н. Бенуа, СП. Дягилев, П.Я. Дашков. Текстовой комментарий готовили Б.Л. Модзалевский, Н.П. Гумов, В.И. Сеитов. Аннотации к изображениям печатались параллельно на русском и французском языках. Тираж издания составил 600 экземпляров.
В распоряжении составителей Хроники имеются два комплекта «Русских портретов»: один -в издательских картонных папках, другой - в цельнокожаных переплётах работы Е. Ро.
Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание Великого князя Николая Михайловича. Тома I-V. 1905-1909. С.-Петербург, Экспедиция заготовления Государственных бумаг. [Каждый том состоит из 4-х выпусков в печатных обложках.] Т.1. 1905. 194 л. текста, 100 л. портретов, III, [10] л. Т.2.1906. 205 л. текста, 100 л. портретов, III, [4] л. Т.3.1907. 209 л. текста, 100 л. портретов, III, [8] л. Т.4. 1908. 225 л. текста, 100 л. портретов, III, [4] л. Т.5.1909. 254 л. текста, 100 л. портретов. [Указатели:] 99, [10], IV, [6] с. В пяти цельнокожаных переплётах работы Е. Ро (Е. Rau). Тройной золотой обрез. Форзацы муаровой бумаги. 34,6x26,9 см. То же. В пяти издательских папках. 37x28 см.