Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Sunday, November 24, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Самое главное (1940). Уважаемые граждане (1940).

Самое главное (1940). Уважаемые граждане (1940).

Михаил Зощенко

Михаил Зощенко родился в Петербурге в семье художника-мозаиста и актрисы. Обучался в гимназии, где не сдал выпускной экзамен по русскому языку, потом недолго учился на юридическом факультете в Санкт-Петербургском университете. Но Первая мировая война нарушила планы: Зощенко был зачислен в Павловское военное училище и провел всю войну в действующей армии, получив несколько ранений.

С лета 1917 года по 1919 год будущий писатель поменял много профессий, мест проживания, отказался от предложения эмигрировать во Францию, добровольно вступил в действующую часть Красной армии и только в 1920 году демобилизовался по состоянию здоровья. И опять ему приходится работать, где и кем только возможно: от агента уголовного розыска до столяра и сапожника.

Литературный дебют Зощенко состоялся в 1922 году в период занятий в литературной студии, которой руководил К.И. Чуковский. Такой поворот судьбы не был случаен. Стихи и рассказы Зощенко начал писать с ранних лет. Сам он указывал на 1907 год, когда им написан рассказ «Пальто», автору - всего 14 лет. Внутренняя литературная работа не прекращалась все эти сложные годы. Зощенко стал одной из ярких фигур объединения «Серапионовы братья». В 1920-х годах формируется основной круг тем писателя, жанры, которым он останется верен всю жизнь: рассказ, новелла.

Герой Зощенко - обыватель с убогой моралью, примитивным взглядом на жизнь выходит на первый план его повествования. Перо талантливого сатирика и юмориста чувствовалось уже в первых его произведениях. Цикл «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова», вышедшие отдельной книгой, - начало профессиональной литературной деятельности. С 1922 года по 1946 год книги Зощенко выдержали около 100 изданий, в том числе и собрание сочинений в шести томах.

К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его рассказы «Баня», «Аристократка», «История болезни», которые он часто сам виртуозно читал перед многочисленными аудиториями, были популярны и любимы во всех слоях общества. Высокую оценку творчеству Зощенко давали многие его выдающиеся современники - А.Н. Толстой, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, М. Горький.

Реалии советской действительности не могли не отразиться на эмоциональном состоянии восприимчивого и с детских лет склонного к депрессии писателя. Поездка по Беломорканалу, организованная в 1930-е годы в пропагандистских целях для большой группы советских писателей, произвела на него угнетающее впечатление. Не менее тяжелой была для Зощенко и необходимость писать после этой поездки о том, что в сталинских лагерях якобы перевоспитываются преступники. Его повесть «История одной перековки» вошла в книгу «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (1934). А в 1935 году увидел свет сборник рассказов «Голубая книга», вызвавший разгромные отзывы в партийных изданиях. Зощенко фактически было запрещено печатать произведения, выходящие за рамки «положительной сатиры на отдельные недостатки».

Несмотря на его высокую писательскую востребованность и активность, подлинный талант Зощенко проявлялся только в рассказах для детей, которые он писал для журналов «Чиж» и «Ёж». В «Библиохронике» представлен сборник рассказов Зощенко для детей дошкольного возраста - трогательные тексты с замечательными рисунками художника А. Успенского.

Тем не менее в 1940 году выходит сборник избранных рассказов М.М. Зощенко за 1923-1938 гг. «Аристократка», «Баня», «История болезни», конечно, были включены в эту книгу. Есть в ней и рассказ «Забавное приключение», который станет одной из новелл в экранизации Леонидом Гайдаем «Не может быть!» (1975).

Сразу после начала Великой Отечественной войны Михаил Зощенко идёт в военкомат и подаёт заявление с просьбой отправить его на фронт, но получает отказ. Тогда он поступает в группу противопожарной обороны и вместе с сыном дежурит на крыше дома во время бомбёжек, продолжая выполнять работу и как литератор - пишет антифашистские фельетоны для публикации в газетах и на радио. В это же время Михаил Зощенко и Евгений Шварц берутся за написание пьесы «Под липами Берлина» - пьеса о взятии советскими войсками Берлина шла на сцене театра в то время, когда немцы держали в блокаде Ленинград. В сентябре 1941 года Зощенко эвакуируют в Москву, а затем - в Алма-Ату.

В 1943 году начальные главы давно задуманного писателем научно-художественного исследования о подсознании были изданы в журнале «Октябрь» под названием «Перед восходом солнца». Зощенко исследовал случаи из жизни, дававшие импульс к тяжелому душевному заболеванию, от которого его не могли избавить врачи. Многие ученые отмечали, что в этой книге писатель на десятилетия предвосхитил некоторые стороны науки о бессознательном. Эта журнальная публикация вызвала скандал, на писателя был обрушен шквал критической брани, печатание «Перед восходом солнца» было прервано. Зощенко обратился с письмом к Сталину, прося его ознакомиться с книгой, «либо дать распоряжение проверить ее более обстоятельно, чем это сделано критиками». Ответом стал очередной поток ругани в печати, книга была названа «галиматьей, нужной лишь врагам нашей родины».

В апреле 1946 года Зощенко в числе других писателей был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Но уже через три месяца, после перепечатки журналом «Звезда» (№5-6 за 1946 г.) его рассказа для детей «Приключения обезьяны» (опубликован в 1945 году в «Мурзилке»), оказалось, что «окопавшийся в тылу Зощенко ничем не помог советскому народу в борьбе против немецких захватчиков». 14 августа 1946 года выходит Постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором за «предоставление литературной трибуны писателю Зощенко» подверглись жесточайшей разгромной критике редакции обоих журналов - журнал «Ленинград» был закрыт навсегда.

Критика на все лады повторяла и перепевала основные положения Постановления: написан пошлый пасквиль на советский быт и на советских людей; Зощенко изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с обывательскими вкусами и нравами; предоставление страниц «Звезды» таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции «Звезда» хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное поведение его во время войны, когда Зощенко ничем не помогал советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков...

Зощенко был исключён из Союза писателей, лишён средств к существованию. Писателя не только перестали печатать - Зощенко был полностью вычеркнут из жизни: его имя не упоминалось в прессе, даже издатели переведённых им произведений не указывали имя переводчика, почти все из знакомых литераторов прекратили с ним отношения. Но самым печальным следствием этой идеологической кампании стало обострение душевной болезни, не позволявшее писателю полноценно работать. В 1946-1953 годах Зощенко вынужден был заниматься переводческой работой и... подрабатывать освоенным в молодости сапожным ремеслом.

После смерти Сталина в марте 1953 года был поднят вопрос о восстановлении Михаила Зощенко в Союзе писателей. Константин Симонов был против формулировки «восстановление»: по его мнению, восстановить - значит признать свою неправоту. Поэтому нужно принимать Зощенко заново, а не восстанавливать, зачисляя только те произведения, которые Зощенко написал после 1946 года, а всё, что было до - считать, как и прежде, литературным хламом, запрещённым партией. Симонов предложил принять Зощенко в Союз писателей как переводчика, а не как писателя. В июне 1953 года Зощенко был заново принят в Союз писателей. Бойкот ненадолго прекратился.

В мае 1954 года Зощенко и Ахматову пригласили в Дом писателя, где проходила встреча с группой студентов из Англии. Английские студенты настаивали на том, чтобы им показали могилы Зощенко и Ахматовой, на что им ответили, что обоих писателей им предъявят живьём. На встрече один из студентов задал вопрос: как Зощенко и Ахматова относятся к губительному для них постановлению 1946 года. Зощенко ответил, что с оскорблениями в свой адрес он не может согласиться. Он, русский офицер, имеющий боевые награды, в литературе работал с чистой совестью, его рассказы считать клеветой нельзя, сатира была направлена против дореволюционного мещанства, а не против советского народа. Англичане ему аплодировали.

После этой встречи Зощенко снова начали упрекать: вместо того, чтобы измениться, что и предписывалось, он все ещё не согласен с Постановлением партии. Симонов и Кочетов пытались уговорить Зощенко «покаяться». Причины его твёрдости не понимали.

Последние годы жизни писатель провёл на даче в Сестрорецке. Он добивался пенсии, ему совершенно не на что было жить, персональную пенсию он получил незадолго до смерти... Власти запретили хоронить Зощенко на Литераторских мостках Волкова кладбища, а собратья по цеху не стали добиваться разрешения. В итоге, Зощенко был похоронен на городском кладбище в Сестрорецке.

По свидетельству очевидца, в жизни мрачный Зощенко улыбался в гробу.


Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958)

Самое главное / Москва - Ленинград , Издательство детской литературы, 1940. - 44 с. Рисунки и обложка А. Успенского. 22 х 17 см. Тираж 50 000 экз. Издательские иллюстрированные обложки.

Уважаемые граждане. Избранные рассказы 1923-1938 / Ленинград, Издательство «Советский писатель», 1940. - 323 с. Автолиторафии Евгения Кибрика, оформление книги В. Двораковского. 23 х 16 см. Тираж 10000 экз. Издательский коленкоровый переплет.

Previous Article Старик Хоттабыч (1940)
Next Article Избранные переводы (1940)
Print
982 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top