Сатиры и другие стихотворческие сочинения
Антиох Кантехмир
Известный русский критик В.Г. Белинский в 1845 г., почти сто лет спустя после смерти Кантемира, написал, что «...развернуть изредка старика Кантемира и прочесть какую-нибудь из его сатир есть истинное блаженство». Актуальность и злободневность сатир Кантемира, действительно, оставалась востребованной, а вот стать стариком Кантемир не успел - он умер в возрасте 36 лет.
Первыми литературными произведениями Кантемира были переводы и любовные песни, которые до нашего времени не сохранились. А наиболее значительными в творчестве Кантемира являются девять сатир, написанные им в период с 1729 по 1739 год.
Первая сатира Антиоха Кантемира была создана им в возрасте 20 лет и обращена в защиту наук, просвещения. На первый взгляд, рассуждения поэта имели общий характер, но в действительности почву для этих размышлений Кантемиру предоставила российская действительность. Сатира была направлена против Григория Дашкова и Стефана Яворского, защищавших патриаршество и стремившихся вернуть допетровские порядки. Антиох Кантемир к этому моменту получил блестящее образование, в совершенстве знал современные и древние иностранные языки, античную, французскую, итальянскую, испап скую литературы. Его обширные знания буквально поражали современников. Он прослушал несколько курсов лекций в Петербургской Академии наук, увлекался философией, начал переводить научно-популярный труд французского писателя и ученого Б. Фонтенеля «Разговоры о множестве миров».
Сформировавшиеся просветительские взгляды отразились в его первой сатире: автор искренне верил, что от развития просвещения зависит государственный прогресс и, конечно же, исправление нравов. Сатира необычно была названа - «На хулящих учения. К уму своему». Она носила социально-философский характер, была новаторской по многим своим чертам:
Бесстрашно того житье, хоть
и тяжко мнится,
Кто в тихом своем углу
молчалив таится;
Коли что дала ти знать мудрость
всеблагая,
Весели тайно себя, в себе рассуждая
Пользу наук; не ищи, изъясняя тую,
Вместо похвал, что ты ждешь,
достать хулу злую.
В 1730 году Кантемир вступил в «Ученую дружину», объединение придворных интеллектуалов из духовного и дворянского сословия, которые всячески защищали реформы Петра I, образ которого был идеальным правителем для Кантемира. Вместе с Феофаном Прокоповичем и Василием Татищевым, также членами «Ученой дружины», было написано воззвание к Анне Иоанновне с просьбой стать единовластной правительницей. Но в придворных кругах подозрительно относились к Антиоху Кап темиру. Например, ему было отказано в возможности получить в 1731 г. пост президента Академии наук, хотя трудно было на тот момент отыскать более подходящую кандидатуру. Многие сторонились общения с поэтом, понимая крамольность его поэтических высказываний. Явно, именно литературная деятельность Кантемира-сатирика пришлась не по вкусу многим представителям высшей знати. Кантемир не раз писал о трудности избранного им пути:
А лучше век не писать, чем писать
сатиру,
Что приводит в ненависть меня всему
миру.
Иначе и быть не могло, ведь Кантемир не только позволял себе высмеивать в духе классицизма общечеловеческие пороки (ханжество, расточительность, скупость, невежество, лицемерие, болтливость), но и обличал пороки современной ему русской действительности. Он зло высмеивал представителей дворянства, которое требовало чинов и наград только за свое происхождение, гневно восставал на тех, кто пытался повернуть Россию вспять - к дореформенным порядкам. Поэт обличал судей за взяточничество, помещиков за жестокое обращение со своими крестьянами, что было по тем временам немыслимым проявлением свободомыслия.
Вторая сатира Кантемира «На зависть и гордость дворян злонравных» имела подзаголовок «Филарет и Евгений». В этой сатире впервые поэт высказывает мысль о природном равенстве людей, которая была характерна для эпохи Просвещения, а значит, и для образа мыслей Антиоха Кантемира. Сатира «Филарет и Евгений» была направлена опять же и против врагов реформ Петра I и против представителей старой родовой аристократии, недовольных возвышением в новое время «выскочек», то есть не знатных, но талантливых.
Кантемир первым в русской поэзии сформулировал вопрос о благородстве рождения и благородстве заслуг, который позже будет во весь голос звучать в русской литературе. Поэт стремится защитить умных и способных людей независимо от их социального происхождения:
Адам дворян не родил, но одно с двух
чадо
Его сад копал, другой пас блеюще стадо;
Ной в ковчеге с собой спас все себе
равных
Простых земледетелей, нравами лишь
славных;
От них мы все сплошь пошли, один
поранее
Оставя дудку, соху, другой - попозднее.
Такое не прощалось в окружавшем поэта обществе...
И тем не менее заслуги Кантемира были оценены. В конце 1731 года его назначили дипломатическим представителем в Лондон. К этому моменту был завершен перевод «Разговоров о множестве миров» Фонтенеля, в котором защищалась гелиоцентрическая модель Солнечной системы. Кантемир перед отъездом за границу передал рукопись перевода в Академию наук, но напечатали этот перевод лишь в 1740 г. Однако, уже после смерти Кантемира, в 1756 г., Синод запретил это издание, увидев в нем «богопротивную книгу».
Кантемир знакомится с выдающимися просветителями своего времени - Вольтером и Монтескье. Он берется перевести знаменитую сатиру Монтескье «Персид ские письма» и с блеском справляется с этой задачей. Кантемир первым перевел на русский язык послания Горация и оды Анакреонта, сопроводив их подробными примечаниями и комментариями.
Рассуждения Кантемира о своем долге и месте в поэзии приводят его к мысли о том, что он должен продолжать писать сатиры, несмотря на ожидающие его неприятности. Такую необходимость подсказывает ему сама жизнь и сознание нравственного долга писателя. Многие его сатиры так и не увидели свет при жизни поэта, в России они в большей степени были известны в рукописях.
Из сатир Кантемира, написанных за границей, большой интерес представляет седьмая сатира - «О воспитании», в которой поэт высказал свое видение гуманистического воспитания детей, указав на значение нравственного примера родителей. Первое русское издание сатир Кантемира пояии лось лишь в 1762 году, через 18 лет после смерти поэта, под влиянием европейской известности сатирика, поскольку первое издание сатир вышло в 1749 году в Лондоне на французском языке и несколько раз переиздавалось.
В Лондоне Кантемир вошел в сообщество друзей и коллег по дипломатической службе, которое составило своеобразный камерный клуб, где шли споры о поэзии, произносились речи, длились долгие научные беседы. В библиотеке Антиоха Кантемира были представлены книги английских писателей - Мильтона, Поупа, Свифта, английские сатирические журналы, научные труды Локка, Ньютона, хотя английский язык поэт знал недостаточно хорошо. В 1738 году Кантемир получил назначение российского посланника в Париж и покинул Лондон. Последние годы жизни поэт провел в столице Франции, где и скончался, исполняя дипломатическую службу, продолжая заниматься наукой и поэзией.
Моя есть - стихи писать против
неприличных
Действ и слов; кто же мои (и я
не без пятен)
Исправит - тот честен мне будет
и приятен.
Кантемир Антиох Дмитриевич (1708-1744)
Сатиры и другие стихотворческие сочинения князя Антиоха Кантемира, с историческими примечаниями и с кратким описанием его жизни. В Санкт-Петербурге: При Императорской Академии наук, 1762.1 л. - гравированный портрет А. Д. Кантемира работы Е. Г. Виноградова, [2], 14, [16], 176 с. В цельнокожаном переплёте времени издания. Форзацы бумаги «павлиний хвост». 16x24,5 см. На обороте печатного л. переднего форзаца цифра «123» орешковыми чернилами, владельческие пометы простым карандашом со ссылками на библиографические справочники и каталоги, а также штемпель фиолетовыми чернилами: «Эта книга из собрания Л. А. Глезера». На титульном л. штемпель: «ГРД». Портрет автора, прилагавшийся лишь к части тиража, в описываемом экземпляре вплетён не как фронтиспис, а после титульного л., перед текстом «Житие князя А. Д. Кантемира». Редкость.