Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Thursday, November 21, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Сатиры и другие стихотворческие сочинения

Сатиры и другие стихотворческие сочинения

Антиох Кантехмир

Известный русский критик В.Г. Белинский в 1845 г., почти сто лет спустя после смерти Кантемира, написал, что «...развернуть изредка старика Кантемира и прочесть какую-нибудь из его сатир есть истинное блаженство». Актуальность и злободневность сатир Кантемира, действительно, оставалась востребованной, а вот стать стариком Кантемир не успел - он умер в возрасте 36 лет.

Первыми литературными произведениями Кантемира были переводы и любовные песни, которые до нашего времени не сохранились. А наиболее значительными в творчестве Кантемира являются девять сатир, написанные им в период с 1729 по 1739 год.

Первая сатира Антиоха Кантемира была создана им в возрасте 20 лет и обращена в защиту наук, просвещения. На первый взгляд, рассуждения поэта имели общий характер, но в действительности почву для этих размышлений Кантемиру предоставила российская действительность. Сатира была направлена против Григория Дашкова и Стефана Яворского, защищавших патриаршество и стремившихся вернуть допетровские порядки. Антиох Кантемир к этому моменту получил блестящее образование, в совершенстве знал современные и древние иностранные языки, античную, французскую, итальянскую, испап скую литературы. Его обширные знания буквально поражали современников. Он прослушал несколько курсов лекций в Петербургской Академии наук, увлекался философией, начал переводить научно-популярный труд французского писателя и ученого Б. Фонтенеля «Разговоры о множестве миров».

Сформировавшиеся просветительские взгляды отразились в его первой сатире: автор искренне верил, что от развития просвещения зависит государственный прогресс и, конечно же, исправление нравов. Сатира необычно была названа - «На хулящих учения. К уму своему». Она носила социально-философский характер, была новаторской по многим своим чертам:


Бесстрашно того житье, хоть
                             и тяжко мнится,
Кто в тихом своем углу
                            молчалив таится;
Коли что дала ти знать мудрость
                                       всеблагая,
Весели тайно себя, в себе рассуждая
Пользу наук; не ищи, изъясняя тую,
Вместо похвал, что ты ждешь,
                               достать хулу злую.

В 1730 году Кантемир вступил в «Ученую дружину», объединение придворных интеллектуалов из духовного и дворянского сословия, которые всячески защищали реформы Петра I, образ которого был идеальным правителем для Кантемира. Вместе с Феофаном Прокоповичем и Василием Татищевым, также членами «Ученой дружины», было написано воззвание к Анне Иоанновне с просьбой стать единовластной правительницей. Но в придворных кругах подозрительно относились к Антиоху Кап темиру. Например, ему было отказано в возможности получить в 1731 г. пост президента Академии наук, хотя трудно было на тот момент отыскать более подходящую кандидатуру. Многие сторонились общения с поэтом, понимая крамольность его поэтических высказываний. Явно, именно литературная деятельность Кантемира-сатирика пришлась не по вкусу многим представителям высшей знати. Кантемир не раз писал о трудности избранного им пути:

А лучше век не писать, чем писать
                                                    сатиру,
Что приводит в ненависть меня всему
                                                        миру.

Иначе и быть не могло, ведь Кантемир не только позволял себе высмеивать в духе классицизма общечеловеческие пороки (ханжество, расточительность, скупость, невежество, лицемерие, болтливость), но и обличал пороки современной ему русской действительности. Он зло высмеивал представителей дворянства, которое требовало чинов и наград только за свое происхождение, гневно восставал на тех, кто пытался повернуть Россию вспять - к дореформенным порядкам. Поэт обличал судей за взяточничество, помещиков за жестокое обращение со своими крестьянами, что было по тем временам немыслимым проявлением свободомыслия.

Вторая сатира Кантемира «На зависть и гордость дворян злонравных» имела подзаголовок «Филарет и Евгений». В этой сатире впервые поэт высказывает мысль о природном равенстве людей, которая была характерна для эпохи Просвещения, а значит, и для образа мыслей Антиоха Кантемира. Сатира «Филарет и Евгений» была направлена опять же и против врагов реформ Петра I и против представителей старой родовой аристократии, недовольных возвышением в новое время «выскочек», то есть не знатных, но талантливых.

Кантемир первым в русской поэзии сформулировал вопрос о благородстве рождения и благородстве заслуг, который позже будет во весь голос звучать в русской литературе. Поэт стремится защитить умных и способных людей независимо от их социального происхождения:

Адам дворян не родил, но одно с двух
                                                           чадо
Его сад копал, другой пас блеюще стадо;
Ной в ковчеге с собой спас все себе
                                                        равных
Простых земледетелей, нравами лишь
                                                      славных;
От них мы все сплошь пошли, один
                                                     поранее
Оставя дудку, соху, другой - попозднее.

Такое не прощалось в окружавшем поэта обществе...
И тем не менее заслуги Кантемира были оценены. В конце 1731 года его назначили дипломатическим представителем в Лондон. К этому моменту был завершен перевод «Разговоров о множестве миров» Фонтенеля, в котором защищалась гелиоцентрическая модель Солнечной системы. Кантемир перед отъездом за границу передал рукопись перевода в Академию наук, но напечатали этот перевод лишь в 1740 г. Однако, уже после смерти Кантемира, в 1756 г., Синод запретил это издание, увидев в нем «богопротивную книгу».

Кантемир знакомится с выдающимися просветителями своего времени - Вольтером и Монтескье. Он берется перевести знаменитую сатиру Монтескье «Персид ские письма» и с блеском справляется с этой задачей. Кантемир первым перевел на русский язык послания Горация и оды Анакреонта, сопроводив их подробными примечаниями и комментариями.

Рассуждения Кантемира о своем долге и месте в поэзии приводят его к мысли о том, что он должен продолжать писать сатиры, несмотря на ожидающие его неприятности. Такую необходимость подсказывает ему сама жизнь и сознание нравственного долга писателя. Многие его сатиры так и не увидели свет при жизни поэта, в России они в большей степени были известны в рукописях.

Из сатир Кантемира, написанных за границей, большой интерес представляет седьмая сатира - «О воспитании», в которой поэт высказал свое видение гуманистического воспитания детей, указав на значение нравственного примера родителей. Первое русское издание сатир Кантемира пояии лось лишь в 1762 году, через 18 лет после смерти поэта, под влиянием европейской известности сатирика, поскольку первое издание сатир вышло в 1749 году в Лондоне на французском языке и несколько раз переиздавалось.

В Лондоне Кантемир вошел в сообщество друзей и коллег по дипломатической службе, которое составило своеобразный камерный клуб, где шли споры о поэзии, произносились речи, длились долгие научные беседы. В библиотеке Антиоха Кантемира были представлены книги английских писателей - Мильтона, Поупа, Свифта, английские сатирические журналы, научные труды Локка, Ньютона, хотя английский язык поэт знал недостаточно хорошо. В 1738 году Кантемир получил назначение российского посланника в Париж и покинул Лондон. Последние годы жизни поэт провел в столице Франции, где и скончался, исполняя дипломатическую службу, продолжая заниматься наукой и поэзией.

Моя есть - стихи писать против
                                           неприличных
Действ и слов; кто же мои (и я
                                            не без пятен)
Исправит - тот честен мне будет
                                                и приятен.


Кантемир Антиох Дмитриевич (1708-1744)
Сатиры и другие стихотворческие сочинения князя Антиоха Кантемира, с историческими примечаниями и с кратким описанием его жизни. В Санкт-Петербурге: При Императорской Академии наук, 1762.1 л. - гравированный портрет А. Д. Кантемира работы Е. Г. Виноградова, [2], 14, [16], 176 с. В цельнокожаном переплёте времени издания. Форзацы бумаги «павлиний хвост». 16x24,5 см. На обороте печатного л. переднего форзаца цифра «123» орешковыми чернилами, владельческие пометы простым карандашом со ссылками на библиографические справочники и каталоги, а также штемпель фиолетовыми чернилами: «Эта книга из собрания Л. А. Глезера». На титульном л. штемпель: «ГРД». Портрет автора, прилагавшийся лишь к части тиража, в описываемом экземпляре вплетён не как фронтиспис, а после титульного л., перед текстом «Житие князя А. Д. Кантемира». Редкость.

Previous Article И лирикам несладко...
Next Article Краткое руководство к красноречию, или Риторика (1748)
Print
782 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top