Симбирский сборник. 1845
[Валуев Д.А.]
Автор сборника, Дмитрий Александрович Валуев, прожил очень короткую жизнь, но успел войти в историю как один из значимых представителей славянофильства и, фактически, первый историк Симбирской губернии (запад европейской части Российской империи). Он родился 14 сентября 1820 года, а умер 23 ноября 1845-го от чахотки (прогрессирующее истощение организма, обычно наступающее при тяжелых формах туберкулеза легких). Его отец — из симбирской ветви рода Валуевых. Его мать, Александра Михайловна, урожденная Языкова, — сестра замечательного поэта Николая Михайловича Языкова (тоже прожил очень ярко и недолго — всего 43 года, 1803—1847) и Екатерины Михайловны Хомяковой — жены другого известного поэта, художника, богослова и основоположника раннего славянофильства Алексея Степановича Хомякова (1804-1860).
В 1832-1835 годах Д. А. Валуев учился в Москве, в пансионе профессора М. Г. Павлова. В 1836 году поступил в Московский университет. После окончания университета в 1841 году начал литературную деятельность. Он сразу занял видное место в славянофильском кружке, в который входили Иван и Петр Киреевские, Алексей Хомяков, Юрий Самарин, Константин и Иван Аксаковы. Часто общаясь с основоположниками русского славянофильства, Валуев отстаивал систему возвращения к исконно русским ценностям как в духовной, так и в общественной жизни.
Убежденный, что лишь русский народ представляет истинное выражение христианских начал общества и государства, Валуев полагал, что первые шаги по пути освобождения от подчинения Западу должны заключаться в изучении истории русского народа. В 1842 году, будучи в Симбирской губернии, он начал исследовать различные архивные материалы и старинные акты, записывал народные песни. В результате появился «Симбирский сборник», названный так по местонахождению большинства обнародованных в нем памятников. Кроме того, в сборник включено знаменитое валуевское «Исследование о местничестве», вышедшее впоследствии отдельным изданием.
Местничество как система распределения должностей в зависимости от знатности рода существовало в Русском государстве до 1682 года, когда было отменено Земским собором. Практика, при которой чем выше ранг предков претендента, тем более высокий пост в государственной иерархии он мог занять, превращала боярство в замкнутую группу, подменяла общие социальные интересы сословными. Помимо знатности лица (принадлежности его к определенной фамилии), учитывалось и положение претендента внутри своего рода. Старшие в роду имели преимущество. Даже приглашенные к царскому столу бояре сидели в соответствии со своими титулами. Между аристократами часто возникали «местнические споры» — кто знатнее, кто имеет право на должность. Эти споры разрешал, как правило, сам царь с участием чиновников Разрядного приказа.
Судьба отвела талантливому исследователю и историку совсем немного времени. Осенью 1842 года Валуев заболел и для выздоровления был вынужден в июле 1843 года уехать за границу. За границей он провел полгода, объездив большую часть Европы. В Париже и Лондоне он занимался в библиотеках, собирал материалы для своих сочинений об ирландской церкви, об Абиссинии; из Праги вывез много редких книг и замечательнейших рукописей, относящихся к чешской истории; в Англии вел переписку с людьми, сочувствовавшими его идее о соединении церквей.
Еще до своего отъезда Валуев основал периодическое издание «Библиотека для воспитания». В нем он заведовал отделом детского чтения, а профессор П. Г. Редкин (историк философии, будущий ректор Санкт-Петербургского университета) — отделом теоретических статей о детском воспитании. Именно тогда Валуев перевел для детей «Рождественскую песнь в прозе» Ч. Диккенса.
В августе 1845 года Дмитрий Александрович снова решил выехать для лечения за границу — на юг Франции, но по пути туда скончался в Новгороде. Похоронен на кладбище Данилова монастыря в Москве. Близкий друг Валуева Константин Дмитриевич Кавелин написал некролог, в котором отметил, что те немногие исследования, «им оставленные, показывают, что потеряла в нем наука».
«Симбирский сборник» замечателен не только как значительное издание по истории Симбирского края, но и как документ по истории славянофильства. На заглавном листе помещен вид города Симбирска, снятый с лубочного листа, на котором была изображена Москва начала XVIII века и около нее в квадратах другие города, в том числе и Симбирск.
Экземпляр в старом полукожаном переплете очень хорошей сохранности. Под переплетом сохранена издательская обложка. Интересен факт, что даты на обложке и титульном листе отличаются друг от друга: на обложке стоит 7353 — 1845, а на титульном листе — 7752 — 1844. Именно поэтому в справочных изданиях встречаются разные даты публикации сборника. На переднем форзаце экслибрис владельца: «Шк[аф] 2, п[олка] 1. №16/921. Из книг Г. Ф. Карпова.».
Большая редкость.
[Валуев Д. А.] Симбирский сборник. Часть историческая. М., 1845. Типография А. Семена. 2 н. с., 180 (старославянская нумерация), 154, 2 н. с., 9 (старославянская нумерация), 78, 4 н. с., 23 (старославянская нумерация), 223 с. 24,2 х 15,9 см. Ульянинский № 3272.