тельное письмо к Сергею Городецкому, поэту, художнику, увлекавшемуся русским народным искусством. Тот встретил Есенина восторженно - как настоящее чудо. Тогда же Есенин познакомился с Николаем Клюевым и стал вместе с ним выступать на народнических вечерах. После выхода «Радуницы» Есенин завоевал умы и сердца столичных читателей.
Критик и писатель Михаил Бабенчиков вспоминал: «О Есенине в тогдашних литературных салонах говорили как о чуде. И обычно этот рассказ сводился к тому, что нежданно-негаданно, точно в сказке, в Петербурге появился кудрявый деревенский паренек, в нагольном тулупе и дедовских валенках, оказавшийся сверхталантливым поэтом <...> Так, о Есенине никто не говорил, что он приехал, хотя железные дороги действовали исправно. Есенин пешком пришел из рязанской деревни в Петроград, как ходили в старину на богомолье. Подобная версия казалась гораздо интереснее, а главное, больше устраивала всех».
Перемены 1917 г. Есенин встретил воодушевленно. Как он писал, «в годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». К этому времени относятся его так называемые библейские поэмы («Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония» и др.; 1917-1919). В действительности же революция смяла, уничтожила дорогой Есенину патриархальный уклад русской деревни, и это стало для поэта большим разочарованием.
Весной 1918 г. с женой, актрисой Зинаидой Райх, и дочкой Таней он переехал в Москву. Здесь он познакомился с Анатолием Мариенгофом и Вадимом Шершеневичем, с которыми создал Орден имажинистов. Вместе они открыли литературное кафе «Стойло Пегаса» и книжный магазин.
В1921 г. Есенин и Райх развелись, и в том же году произошла встреча поэта с Айседорой Дункан, известной американской танцовщицей. В мае 1922 г. они поженились и уехали в Европу и затем в Америку. На Западе Есенин тосковал, мучился. Там его травили за пропаганду Советской России, дома же он был только «попутчиком», автором «Кобыльих кораблей» (1920):
Слышите ль? Слышите звонкий стук?
Это грабли зари по пущам.
Веслами отрубленных рук
Вы гребетесь в страну грядущего.
Знакомый Есенина, писатель Андрей Соболь, рассказывал Владиславу Ходасевичу в 1925 г., что «так “крыть” большевиков, как это публично делал С. Есенин, не могло и в голову прийти никому в Советской России; всякий, сказавший десятую долю того, что говорил С. Есенин, давно был бы расстрелян».
А Есенин писал поэту-имажинисту Александру Кусикову в Париж: «Сандро, Сандро! Тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню про Россию, вспомню, что там ждет меня, так и возвращаться не хочется. Если б я был один, если б не было сестер, то плюнул бы на все и уехал бы в Африку или еще куда-нибудь. Тошно мне, законному сыну российскому, в своем государстве пасынком быть. <...>
Теперь, когда от революции остались только хрен да трубка, теперь, когда там жмут руки тем [неразб.] - кого раньше расстреливали, теперь стало очевидно, что ты и я были и будем той сволочью, на которой можно всех собак вешать.
<...> Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской».
Иногда ему казалось, что он сможет принять большевизм: по возвращении в Москву он написал просоветские «Песнь о великом походе», «Балладу о двадцати шести» и «Поэму о 36» (все - 1924). Но было очевидно: он не сможет сломать себя и стать «своим» в пролетарской литературе.
Слава Есенина в 1920-е гг. как скандалиста была ничуть не меньше поэтической. Газеты не оставляли без внимания ни одной его выходки. С 1923 г. по 1924 г. на Есенина несколько раз заводили уголовные дела, главным образом по обвинениям в хулиганстве. Известно получившее громкую огласку дело четырех поэтов (Есенина, Клычкова, Ганина и Орешина) по обвинению их в антисемитских высказываниях.
Выход «Москвы кабацкой» (1924) породил легенду о беспробудном пьянице, который только случайно пишет первоклассные стихи. После заграничной поездки Есенин и вправду стал чаще пить. Но он никогда не прекращал работать. В 1920-е гг. им созданы знаменитые поэмы «Сорокоуст» (1920), «Пугачев» (1921) и «Страна негодяев» (1922-1923), «Анна Снегина», «Черный человек» (обе -1925), сборники «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923).
Скандалы, доносы, травля в прессе, мучительное и опасное положение «попутчика» подорвали душевные силы поэта. Он всерьез опасался за свою жизнь и чувствовал, что его хотят убить. Пополз слух, что Сергей Есенин душевно болен.
В ноябре 1925 г. поэт лег в психиатрическую клинику, но уже 21 декабря ушел оттуда с тем, чтобы отправиться в Ленинград. Он намеревался начать новую жизнь: бросить пить, начать издавать журнал, составить собрание сочинений для Госиздата... Успел отредактировать и утвердить состав трех томов. «Настоящее «Собрание стихотворений» Сергея Есенина задумано было Государственным издательством в июне 1925 г., - отмечается в кратком издательском предисловии к первому тому. - Тогда же поэту было предложено сделать отбор его стихотворений для трехтомного издания. Есенин горячо принялся за работу и вскоре доставил стихотворения, которые считал наиболее художественно законченными и удавшимися. Примерно около трети всего написанного им за десятилетнюю поэтическую деятельность Есенин не включил в «Собрание». В изъятых стихотворениях были и ранние и позднейшие произведения. В осенние месяцы 1925 года поэт производил над ними творческую работу и неоднократно присоединял к «Собранию» как новые стихотворения, печатавшиеся в периодической печати, так и старые, заново проработанные и видоизмененные. Государственное издательство, желая представить творчество Есенина наиболее полно и всесторонне, всячески поощряло эту работу, даже вызывало её, идя на задержку набора, предоставляя возможность поэту по нескольку раз перепланировать издание.
В основу издания был положен принцип деления стихотворений по родам и видам поэзии. Таким образом в первый том вошли одни лирические стихотворения, во второй - небольшие поэмы, в третий - более крупные поэмы».
Во втором томе есть маленькая поэма (или большое стихотворение) «Пришествие», датированное 1918 годом. Вот начало его:
Господи, я верую!..
Но введи в свой рай
Дождевыми стрелами
Мой пронзенный край.
За такое Нобелевских премий не дают. Хотя лучше про взаимоотношения русского человека со своей Родиной посредством Бога вряд ли скажешь.
А 28 декабря 1925 г. Сергея Есенина нашли мертвым в номере ленинградской гостиницы «Англетер». В комнате был полнейший разгром: кровь на полу, разорванные рукописи, окурки. Как рассказывал санитар Казимир Дубровский: «...там на полу лежала скатерть, битая посуда. Все было перевернуто. Словом, шла страшная борьба...» У Есенина была большая рана на переносице, синяк под глазом, рана на предплечье, ссадины. Павел Лукницкий, бывший на похоронах поэта, утверждал, что левый глаз Есенина был совершенно плоским: он вытек.
Убили или повесился? Этот вопрос до сих пор остается без ответа. Написанное кровью стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья» стало главным доказательством версии о самоубийстве поэта. Мать Есенина, Татьяна Федоровна, не поверила и уговорила священника совершить обряд отпевания. 31 декабря 1925 г. Сергей Есенин был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве...
А Госиздат решил выпустить еще один том «Собрания...». «Настоящим четвертым дополнительным томом заканчивается «Собрание стихотворений» Сергея Есенина. В него вошли: а) стихотворения, не включенные поэтом, по разным соображениям, в первые три тома; б) забытые и затерявшиеся в старых журналах и газетах; в) поступившие от разных лиц, преимущественно из дружеских альбомов, не публиковавшиеся до сего времени, и г) посмертные стихотворения.
Так как мы не имели возможности пользоваться оставшимся рукописным наследством поэта, недоступно хранящимся у сестры поэта Е.А. Есениной и у разных других лиц, то, надо полагать, четвертый том не исчерпает полностью всего, написанного Есениным, а следовательно возможны некоторые пропуски, - и почти несомненны некоторые варианты и разночтения.
Но едва ли дополнения качественно могут быть существенными, поскольку первые три тома «Собрания стихотворений» включают тексты, утвержденные автором в его последней прижизненной редакции».
Том первый: [XL]. 332 с., на фронтисписе фотопортрет С. Есенина;
Том второй: [LVI]. 200 с., на фронтисписе и шмуцтитуле фотопортрет С. Есенина, ил.;
Том третий: 231 с, на фронтисписе фотопортрет С. Есенина, ил.;
Том четвертый. Стихи и проза: 504 с, на фронтисписе силуэтный портрет С. Есенина, ил. издательский мягкий картонажный переплет. 17 х 13 см. Тираж 10 000 экз. В Т. 1 на форзаце владельческая надпись синими чернилами:«...Быть поэтом - это /значит то же,/ если правды жизни / не нарушить, / рубцевать себя по / нежной коже, / Кровью чувств ласкать / чужие души. С Есенин.
Моему другу. / ВС 6/VI26 г.».
В Т. 4 на форзаце владельческая надпись синими чернилами: «Другу. /Я ласково влагаю / в стих; что все на / свете повторили... ../«Цветы» / Есенин / В. 6/V11927 г.».