Сочинения. Педагогические статьи (1903 год)
Лев Толстой
Исполнение этой книги как предмета переплётного искусства может вызвать самую высокую оценку. Цвет цельнокожаного переплёта, оттеняющий монограмму на передней крышке, выбран с большим вкусом. Великолепно оформлены узорные форзацы с орнаментальным тиснением на подвёртках. Существовало ли всё 14-томное собрание сочинений Л.Н. Толстого в подобном виде, или только этот том педагогических статей, к сожалению, неизвестно.
Содержание тома составили программные для писателя статьи «О народном образовании» и «Воспитание и образование», подробный критический разбор правительственного «Проекта общего плана устройства народных училищ», полемические статьи «Прогресс и определение образования» и «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят», обстоятельные отчёты о преподавании в Яснополянской школе, а также сочинения и переводы для детей.
Почему народ, бессознательно стремящийся к просвещению, тем не менее постоянно противодействует конкретным просвещенческим усилиям правительства и общества; вправе ли педагогические институты брать на себя, помимо образовательных, воспитательные функции; на каких основах (религиозных, философских, исторических) должен строиться образовательный процесс - пытаясь ответить на эти и другие важнейшие вопросы, Толстой обращался к различным образовательным системам прошлого и настоящего. Как историка педагогической мысли его восхищала, например, догматическая школа средневековья: «Какая сила веры и твёрдого знания того, что истинно и что ложно, видна в этих людях!»
Считая европейский просвещенческий опыт непригодным для России, Толстой искал то содержание и те формы народного образования, которые не вступали бы в противоречие с коренными устоями народной жизни. «Всякое учение, - писал он, - должно быть только ответом на вопрос, возбуждённый жизнию». Перечень дисциплин, принятых в яснополянской школе (чтение механическое и постепенное, грамматика и писание, священная история, русская история, география, рисование, пение), и методика их преподавания, детально изложенная в статьях 1862 года, свидетельствуют о практическом применении сформулированного тезиса.
На постулате, декларирующем неразрывную связь учения с жизнью, основаны и произведения для детей, написанные Толстым в 1869-1872 годах. Это - переложения басен Эзопа, краткие нравоучительные повести, рассказы из области физики, зоологии, ботаники. Хотя в естественнонаучных повествованиях идёт речь и об электрическом разряде, и о магнитном поле, и о кристаллическом строении поваренной соли, главное здесь в другом. Физические, химические, биологические законы должны, по мысли Толстого, прежде всего ответить на вопросы: «Отчего паук иногда делает частую паутину и сидит в самой середине гнезда, а иногда выходит из гнезда и выводит новую паутину? Отчего зимою двери разбухают и не затворяются, а летом ссыхаются й притворяются? Отчего подушки под телеги точат не из дуба, а из берёзы? Отчего делается дурной воздух из хорошего, когда соберётся много людей?» На первый вопрос - о повышенной чувствительности некоторых насекомых к переменам влажности - Толстой отвечал следующим образом: «Чувства у паука так тонки, что когда в воздухе начнёт только собираться сырость, и мы этой сырости не слышим, и для нас погода ещё ясная, - для паука уже идёт дождь».
Педагогические статьи входят практически во все собрания сочинений Толстого, потому что без них невозможно понять всей сложности нравственных исканий великого писателя.
Толстой Лев Николаевич, граф (1828-1910)
Сочинения. [В 14-ти частях.] Часть 4-я. Педагогические статьи. Издание одиннадцатое. Москва, Типолитография товарищества И.Н. Кушнерев и К0,1903.541 с. В цельнокожаном переплёте начала XX века, на верхней крышке-золототиснёная орнаментированная владельческая монограмма «СР.», на корешке - тиснённое золотом заглавие. Первый и четвёртый форзацы - цветной бумаги с растительным орнаментом и золототиснёными дублюрами, второй и третий форзацы - тёмно-зелёного муара. 20,3x14,1 см.