Страницы художественной критики (1906 год; 1909 год)
Сергей Маковский
Сергей Константинович Маковский, сын известного исторического живописца, автора портретов Александра II и членов императорской фамилии Константина Егоровича Маковского и его второй жены Юлии Павловны Летковой, в 1896 году закончил Петербургское реальное училище Я.Г. Гуревича, а в 1900 году - Петербургский университет (естественное отделение физико-математического факультета). В 1900-е годы он служил в Государственной канцелярии, продолжая в качестве вольнослушателя посещать лекции на юридическом факультете университета. В студенческие годы Маковский начал печататься в петербургских журналах «Мир Божий», «Журнал для всех», «Искусство», «Трудовой путь» как поэт и художественный критик.
Чтение лекций по всеобщей истории искусства в «Обществе поощрения художников» (1906-1908), устройство художественных выставок в Петербурге, Брюсселе, Париже и Лейпциге (1908-1914), редактирование журналов «Старые годы» (1907-1916) и «Русская икона» (1913), членство в «Обществе защиты памятников искусства и старины», председателем которого был великий князь Николай Михайлович, создание и редактирование журнала «Аполлон» (1909-1917) - активная общественно-культурная деятельность Маковского была подчинена важной задаче: пробуждению у широкой публики интереса к художественному творчеству и воспитанию художественного вкуса. В 1920 году, после недолгого пребывания в Крыму, Сергей Константинович эмигрировал в Прагу, затем перебрался в Париж, где прожил последние тридцать шесть лет жизни, принимая участие в эмигрантских периодических, художественных и литературных изданиях.
Творчество Маковского-критика, его эстетические воззрения, близкие к «Миру искусства», наиболее полно выразились в трёх книгах под общим названием «Страницы художественной критики», вышедших в Петербурге в 1906, 1909 и 1913 годах.
Первую книгу - «Мысли и впечатления о художественном творчестве современного Запада» - составили статьи и заметки об Арнольде Бёклине, Франце Штуке, Максе Клингере, Константине Менье, Обри Бердслее, а также о Парижских салонах 1903 года и Международной выставке в Венеции 1905 года. Часть критических разборов прежде публиковалась в периодических изданиях, некоторые главы напечатаны в книге впервые. Хотя в предисловии Маковский предупреждает читателей, что сам подбор статей довольно случаен, что в книгу вошли не общие оценки современного творчества на Западе, а только личные впечатления от посещений заграничных выставок и музеев, тем не менее, благодаря чётким эстетическим принципам, которыми пользуется автор при оценке того или иного художника, книга производит впечатление целостного произведения.
В основе эстетической концепции Маковского, изложенной в предисловии, лежала идея самоценности художественного творчества, приоритет искусства как воплощения красоты, а не морально-нравственных чувств или социально-общественных идеалов. Долговечны только произведения, воплотившие красоту веков, именно они формируют представления о минувших поколениях: «Загадочный процесс превращения жизни в красоту не знает различия между праведным и грешным. Всегда настаёт время, когда деяния славных перестают трогать нравственное чувство потомков. Рано или поздно люди начинают относиться к ним с тем же любопытством, с каким археологи производят раскопки. Зато их изображения из бронзы и мрамора и им посвящённые строфы поэтов нетленны вовеки. Сеятели «добрых дел», подвижники любви и долга погибают бесследно, если вокруг их имени не вспыхнул ореол легенды. Но имена злодеев так же незабвенны, как имена святых, когда их преступления облеклись в одежды искусства».
Книга «Мысли и впечатления о художественном творчестве современного Запада» вышла в издательстве «Содружество», созданном по инициативе Маковского в 1905 году. Её оформление выполнено графиком и сценографом Владимиром Яковлевичем Чемберсом (1877 или 1878-1934). Он много рисовал для сатирических журналов «Шут» и «Адская почта», иллюстрировал «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, принимал участие в выставках «Мира искусства». После 1917 года Чемберс эмигрировал в Англию.
Во второй книге, под названием «Современные русские художники», выпущенной известным петербургским издательством «Пантеон» в 1909 году, Маковский обращается к творчеству В. Васнецова, В. Сурикова, И. Репина, В. Поленова, С. Малютина, И. Билибина, М. Нестерова, Н. Рериха, художников «Мира искусства» и «Голубой розы». Анализ произведений столь разных художников побудил Маковского предпослать книге обстоятельное предисловие, где, согласно с общей эстетической концепцией, рассматриваются вопросы национального в русском искусстве, его истоков, связей с европейским искусством. Статьи и заметки, вошедшие во вторую книгу, зачастую носят полемический характер, в них исследуется творчество художников, ещё не ставших классиками русского искусства, и оценки критика-современника тех или иных художественных произведений далеко не всегда совпадают с мнением потомков. В качестве примера можно привести начало статьи «Натурализм Репина»: «Между всеми нашими художниками, околдованными допетровской Русью, Суриков - наиболее натуралист. Натуралист специфически национального склада. Это приближает его к другому столпу нашей «самобытности» - Репину. Натурализм, чисто русское пристрастие к обнажённой, грубой правде, одухотворённое у Сурикова мистическим проникновением в народную душу, Репин бессознательно возвёл в абсолютный принцип. Отсюда его сила и его слабость. Натурализм Репина, достигающий иногда гениальной мощи, подчёркивает главный недостаток его произведений, характерный для стольких русских художников: отсутствие благородства, вкуса, некультурность художественной концепции. Репин видит, но не воображает».
Сохранив оформительский принцип первой части, книга «Современные русские художники» включила изящные графические зарисовки В. Чемберса, И. Билибина, Н. Рериха, М. Добужинского. Маковского-поэта современники часто укоряли в холодности, умозрительности, в отсутствии в его стихах живого непосредственного чувства. Все те качества, которых недоставало поэзии Маковского, присущи его критическим работам. Пытаясь передать в слове все нюансы художественного языка, он становился истинным поэтом.
Маковский Сергей Константинович (1877-1962) Страницы художественной критики.
Книга первая: Мысли и впечатления о художественном творчестве современного Запада. Санкт-Петербург: Издание «Содружества»; Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1906. 178, [4], [1] с., 6 л. иллюстраций: 5 фототипий, 1 автотипия - автопортрет О. Бердслея. Обложки, подписи, заглавные буквы и виньетки - В. Чемберса. На свободном л. после титульного л. дарственная надпись чёрными чернилами: «Верному другу Вере Сергеевне Пассек в дар безграничной преданности Сергей Маковский. СПетербург 11 марта 1906».
Книга вторая: Современные русские художники. Санкт-Петербург: Книгоиздательство «Пантеон»; Типография «Сириус», 1909. 159, [4] с. Концовки В. Чемберса, И. Билибина, Н. Рериха, М. Добужинского. На свободном л. перед титульным л. дарственная надпись коричневыми чернилами: «Верному спутнику моему, слишком далёкому - но всегда неравнодушному к мечтам моим, - Вере Сергеевне Пассек. Сергей Маковский. 31 января 1909 г. СПб.»
В двух одинаковых полукожаных переплётах 1910-х годов. Работа переплётной мастерской А.А. Шнеля в Санкт-Петербурге. Печатные обложки сохранены. На корешках - золототиснёные имя автора, заглавие, номера томов и инициалы владельца: «В.П.» - «Вера Пассек». Крышки оклеены «мраморной» бумагой. Форзацы «мраморной» бумаги под цвет крышек переплёта. 24х16,5 см. Одновременно библиографическая редкость и высокий образец переплётного искусства.
Пассек Вера Сергеевна, урождённая Толиверова, во втором браке Чоглокова - дочь писательницы А.Н. Толиверовой, издательницы журнала «Игрушечка», известной своим участием в гарибальдийском движении; жена Сергея Владимировича Пассека - внука Вадима Васильевича Пассека, друга А.И. Герцена.