Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Ступени. Текст художника (1918)

Ступени. Текст художника (1918)

Василий Кандинский

В 1916 году Василий Кандинский напишет акварель «Незнакомому голосу». Позже станет понятно, что он посвятил ее своей будущей жене, в голос которой сначала влюбился, услышав его по телефону, а потом уже познакомился воочию. В 1917 г. пара обвенчалась. Василию Васильевичу Кандинскому было 50 лет, его жене, Нине Андреевской, - 17. За спиной Василия Кандинского - большая часть жизни...

К 1917 году он - известный художник, создавший в 1901 г. художественное объединение «Фаланга», участвовавший в знаменитых выставках «Бубнового валета», организовавший в 1911 году альманах и группу «Синий всадник», ищущий новаторские приемы в живописи, разрабатывающий концепцию «ритмического» использования цвета в живописи. Он уже был один раз женат, собирался жениться второй раз, но не на Нине Андреевской, а на немецкой художнице Габриэль Мюнтер, с которой провел рядом много лет в Германии.

Кандинский с детства был одаренным ребенком, восприимчивым к любому творчеству. Он родился в семье коммерсанта, получил художественное и музыкальное образование. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1885-1893 гг. с небольшим перерывом учился на юридическом факультете Московского университета. Затем год работал художественным директором типографии «Товарищества И.Н. Кушнерева и К°». Но вскоре решается вернуться в Московский университет в качестве преподавателя и получает звание доцента. В 1896 г. Дерптский университет предлагает Кандинскому место профессора, но он отказывается, так как именно в это время решает оставить карьеру юриста и ученого и полностью посвятить себя живописи.

Два события в его жизни окончательно повлияли на принятие этого решения: посещение выставки французских импрессионистов в Москве в 1895 году, где он был потрясен картиной Клода Моне «Стога сена», и впечатление от оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре.

Василий и Нина Кандинские после венчания остаются в революционной Москве. Художника, как и многих в ту пору, захватывает новая жизнь, события послереволюционных культурных изменений. В эти кризисные годы революции художник ищет себя между языком полуабстракций и импрессионистическими пейзажами. Он поглощен общественной работой. В 1918 году художника приглашают в Отдел изобразительных искусств Наркомпроса, для работы в области художественной педагогики и музейной реформы. Вскоре ему предлагают пост председателя Государственной закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела ИЗО. Кандинский участвует в организации 22 провинциальных музеев.

В эти же годы он работает над теоретическими статьями, выходит в свет его книга «Ступени. Текст художника». Почти с естественно-научной точностью Кандинский описывает в ней, в частности, момент рождения собственного художественного стиля. «У меня часто не было сил вопреки всему подчинять свою волю долгу. И я поддался слишком сильному искушению, - пишет Кандинский. - Одна из самых важных преград на моем пути сама рушилась, благодаря чисто научному событию. Это было разложение атома. Оно отозвалось во мне подобно внезапному разрушению всего мира. Внезапно рухнули толстые своды. Все стало неверным, шатким и мягким. Я бы не удивился, если бы камень поднялся на воздух и растворился в нем. Наука казалась мне уничтоженной: ее главнейшая основа была только заблуждением, ошибкой ученых, не строивших уверенной рукой камень за камнем при ясном свете божественное здание, а в потемках, наудачу и на ощупь искавших истину, в слепоте своей принимая один предмет за другой» (с. 20).

 

Постепенно Кандинскому добавляется обязанностей в художественно-ученом мире: он становится заведующим репродукционной мастерской, избирается вице-президентом Российской академии художественных наук (РАХН), почетным профессором Московского университета. Самое большое влияние Кандинский оказал как преподаватель московского СВО-МАСа (Свободных Мастерских), а затем ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские). С октября 1918 года он стал профессором ВХУТЕМАСа. Для работы со студентами составляет специальный учебный план, основанный на анализе цвета и формы, в котором нашли отражения его теоретические идеи. Идеи, которые Кандинский сформулировал еще в 1910 году в книге «О духовном искусстве». Этот труд Кандинского перевернул устоявшиеся представления об искусстве и стал первым теоретическим обоснованием абстракционизма.

До отъезда в Германию в 1921 году Кандинский успел сделать невероятно много для развития российского искусства, становления музейного дела, новой художественной мысли, не говоря о большом количестве его учеников. В эти же годы он участвует еще и в организации и управлении Московским институтом художественной культуры (ИНХУК), также составляя новаторский учебный план для этого учебного заведения, основанный на все тех же собственных теоретических заключениях.

 

К маю 1920 года был завершен организационный этап деятельности ИНХУКа. На этом этапе существовала только Секция монументального искусства, в которую входили, помимо В. Кандинского, А. Родченко, В. Степанова, Н. Брюсова, Л. Попова, И. Синезубов и др. В основу работы секции была положена идея Кандинского о синтетическом «монументальном искусстве». Главное внимание уделялось проблемам психологии восприятия и взаимосвязи живописи, танца, музыки, всех средств художественной выразительности.

 

Но вскоре эти идеи вызвали протест у тех, кто пришел в ИНХУК из Комиссии живописно-скульптурно-архитектурного синтеза (Живскульптарх). Оппозицию возглавил Родченко, который и поставил вопрос о пересмотре деятельности ИНХУКа. Раскол между двумя группами левых художников окончательно оформился в конце 1920 года. Обе группы считали, что беспредметное искусство должно стать основой будущего нового синтетического искусства, но по-разному представляли его формирование. Постоянные нападки коллег на Кандинского, часто некорректные, часто безосновательные, считавших его работы «изуродованными спиритизмом», заставили 54-летнего художника выйти с группой своих сторонников из ИНХУКа. К этому же времени начинается усиливаться давление социалистической идеологии на искусство. Уже после 1922 года это привело к стремительному развитию соцреализма и укреплению его позиций в искусстве. Все это происходило на глазах Кандинского...

В декабре 1921 года Кандинскому предложили выехать в Берлин для организации там отделения РАХН. Он принял участие в крупной выставке под названием «Первая выставка русского искусства в Германии». Кандинский решил не возвращаться в Россию. И вскоре получил место работы в Высшей школе строительства и художественного конструирования (Баухауз). В школе он вел занятия в мастерской настенной живописи и классе свободной живописи.

Кажется, что художник нашел свое место в творчестве, в жизни. Он продолжает работать как живописец, теоретик, развивает многие свои идеи, в 1926 году в Мюнхене выходит его книга «Точка и линия на плоскости». Студенты любили своего русского наставника, несмотря на его требовательность и строгость. Художник оставался преподавателем Баухауза до прихода к власти в Германии нацистов, которые закрывают школу в 1933 году.

К этому времени Кандинский - всемирно признанный лидер абстрактного искусства. И все же он вынужден был эмигрировать во Францию. Новая власть в Германии конфисковала произведения Кандинского - они были отнесены к дегенеративному искусству, опасному для нации. Гитлер заявил, что теперь будет объявлена война против элементов культурного разложения, к которым были отнесены многие течения искусства, такие как дадаизм, футуризм, импрессионизм, абстракционизм и другие. В это время в Советском Союзе картины Кандинского давно были преданы забвению, в музеях СССР их надолго спрятали в запасники. И все это - на фоне процветающего и укрепившего свои позиции соцреализма.

В Париже Кандинский ведет уединенный образ жизни, работает над улучшением своей же художественной системы. Парижский мир не признал его абстрактной живописи в принципе, поэтому для Кандинского нет активного поля деятельности. Картины Кандинского почти не продавались, что действовало угнетающе на художника. Во время оккупации Парижа Кандинские оставались жить в городе. 13 декабря 1944 года художник умер.

Несостоявшаяся жена художника Габриэль Мюнтер все годы фашизма прятала в подвале оставшиеся у нее работы Кандинского, его архив, серьезно рискуя жизнью. В 1962 году она передала это наследие в Мюнхенскую городскую галерею.

Нина Кандинская после войны широко продавала и дарила картины мужа в музеи и галереи, организовывала выставки, написала воспоминания «Кандинский и я». Она всегда обожала драгоценности, любящий художник поддерживал эту страсть. Деньги от проданных работ мужа шли на приобретение новых и новых драгоценностей. В 1980 году ее собственный дом ограбили, украв все драгоценности, хозяйку убили, не взяв работ Василия Кандинского.


Кандинский Василий Васильевич (1866 -1944)

Ступени. Текст художника. - Москва: Издание Отдела Изобразительных Искусств Народнаго Коммиссариата по Просвещению, 1918. 57 с 25 репродукций с картин 1902—1917 гг. 4 виньетки. 35 х 21,5 см. На фронтисписе фотопортрет В.В. Кандинского. Издательский картонажный переплет. Редкость.

Previous Article Уездное (1916). Мы (1952).
Next Article Несвоевременные мысли (1918)
Print
993 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top