Сын отечества (1813 год)
Первый номер исторического и политического журнала «Сын отечества» вышел в Петербурге в октябре 1812 года. К тому времени уже произошли такие важные события, переломившие ход войны, как Бородинская битва и вступление французов в Москву. Однако окончательное изгнание врага из пределов России было ещё впереди, а «дурные вести», по свидетельству современника, «томили со всех сторон». И хотя выпускавшиеся тогда в России газеты и журналы регулярно публиковали военные материалы, однако издание печатного органа, призванного информировать о положении дел в армии, объяснять те или иные решения властей, а также, что самое главное, питать своими статьями патриотические чувства соотечественников, оставалось по-прежнему актуальным.
Редактором нового журнала, по рекомендации цензора И. О. Тимковского, стал Николай Иванович Греч. Тогда ему было 25 лет, и он состоял одновременно при нескольких должностях: чиновника канцелярии Петербургского цензурного комитета, старшего учителя русской словесности в Главном немецком училище Святого Петра и смотрителя уездных и приходских училищ в Петербурге. «Сын отечества» не был первым журналистским опытом Греча: в 1808— 18Ш годах он вместе с Ф. А. Шредером уже издавал журналы «Гений времени», «Журнал новейших путешествий» и «Европейский музей». Прекрасно владея немецким языком, Греч много переводил. Издание памфлета И. К. фон Иелина «Германия в глубоком унижении своем» (1807) в его переводе представлено в третьем выпуске Библиохроники.
В «Записках о моей жизни» Греч рассказывал, что, не имея возможности «по семейным обстоятельствам» оказаться на полях сражений, он страстно хотел «затеять русский журнал, в котором бы чувства, помыслы и надежды России нашли верный отголосок, который бы словами чести и правды заставил молчать глупцов и злонамеренных». Его желание нашло поддержку у С. С. Уварова, попечителя Санкт-Петербургского учебного округа, и вскоре на рассмотрение министра народного просвещения А. К. Разумовского и Александра I был представлен проект периодического издания, основанного на идеологическом принципе, который впоследствии будет сформулирован как «православие, самодержавие, народность». Из тех же мемуаров явствовало, что своим названием новый журнал был обязан письму брата Н. И. Греча — артиллерийского офицера Павла Ивановича Греча, отправленному 8 августа 1812 года после сражения под Смоленском: «Ты спрашиваешь, не нужно ли мне чего-нибудь. Пришли, сделай милость, хорошую зрительную трубку, чтоб я мог лучше различать неприятеля и наводить орудия. Умру — но умру как истинный сын отечества!»
Высочайшее утверждение проекта издания не заняло много времени. Напротив, при встрече с министром А. К. Разумовским Греч неожиданно для себя узнал, что государь, поддержавший начинание, ждёт первого номера журнала не к новому 1813 году, а «на будущей неделе». Так «Сын отечества», не успев обзавестись сколько-нибудь наполненным редакторским портфелем, начал выходить с октября 1812 года еженедельно тиражом примерно 400—600 экземпляров. Объём этих «тощих», как говорили недоброжелатели, книжек был невелик. В воспоминаниях Ф. Ф. Вигеля они названы «жиденькими», хотя мемуарист обращал внимание, что при всём том многие номера журнала «были полны выразительных и даже бешеных статей».
В Библиохронике представлен конволют из седьмой и восьмой частей «Сына отечества» за 1813 год. Сюда вошло 12 номеров журнала (с XXVII по XXXVIII) и 14 прибавлений (с XII по XXV). В самом журнале и в прибавлениях к нему содержались сведения о сражениях и передвижениях армий, донесения, приказы, очерки о службе и подвигах военачальников, анекдоты. Читатели исправно информировались о точном расположении Главной квартиры и количестве неприятельских пушек, захваченных в том или ином сражении. Европейские новости, занимавшие видное место на страницах журнала, перепечатывались из иностранных источников, в частности, из французского «Монитора» и «Берлинских ведомостей».
Открывает конволют «Речь о любви к Отечеству», «говоренная» профессором российского языка и словесности Дерптского университета А. С. Кайсаровым 12 ноября 1811 года. Написанная на актуальную для любого времени тему и построенная по всем правилам классической риторики, она в мирной жизни могла бы восприниматься не более как прекрасный образец учебного красноречия. Но когда читатель «Сына отечества» обращал внимание на примечание к речи: «Автор доказал ныне искренность своих мыслей и чувствований к Государю и Отечеству - принесши им в жертву жизнь свою», - сила её воздействия, без сомнения, увеличивалась во много раз.
Среди материалов, вошедших в седьмую и восьмую части «Сына отечества», - обширная статья «Французская конскрипция», в которой подробно излагалась система рекрутских наборов во Франции, предложенная ещё в 1798 году наполеоновским генералом, затем маршалом Ж. Б. Журданом, и перевод «Начала и распространения континентальной системы» А. В. Шлегеля.
Зачастую публиковавшиеся в журнале статьи и документы были тесно связаны между собой, составляли единую тематическую группу. Например, в одном из номеров было напечатано открытое письмо директора Публичной библиотеки А. Н. Оленина к архимандриту Филарету с призывом написать «рассуждение» о «нравственных причинах неимоверного нашего успеха в нынешней войне». Далее, в том же номере, следовал ответ Филарета, где он выражал сомнение в том, хватит ли у него сил и дарования справиться со столь ответственным заданием, и приводил неоспоримый аргумент в пользу своих колебаний: «Слабые исследования не возвышают и не усовершают, если ещё не расстроивают и не унижают впечатления, которое сами собою производят предметы величественные». Следом за ответным письмом Филарета шло само весьма пространное «рассуждение», где среди причин поражений Наполеона называлось и его некоролевское происхождение. Параллельно с проповеднической статьей русского духовного пастыря издатель представил образец церковного красноречия (по-французски и в русском переводе) противной стороны. Это было «Воззвание кардинала Мори отслужить благодарственное молебствие в соборной и прочих церквах Парижа и епархии». Здесь, среди прочего, говорилось, что над французской армией восторжествовали не русские полки, а «одна суровость рановременной зимы». Завершалась эта подборка материалов обширным комментарием к «Воззванию», где его автор - парижский архиепископ Жан-Сиффрен Мори - назывался «проповедником без нравственности», «священником без веры» и «служителем алтаря без благочестия».
Из самых культурно-значимых публикаций -знаменитое стихотворение К. Н. Батюшкова «Послание к Д. В. Д<ашкову>» о разорённой Москве, начинавшееся строками:
Мой друг! Я видел море зла
И неба мстительные кары,
Врагов неистовых дела,
Войну и гибельны пожары.
К материалам первого ряда относятся и «Письма из Москвы в Нижний Новгород» И. М. Муравьёва-Апостола. Посланник в Гамбурге и Мадриде, сенатор, член Российской академии и «Беседы любителей российского слова» И. М. Муравьев-Апостол (отец трёх декабристов) получил известность как автор «Путешествия по Тавриде» и переводчик Аристофана и Горация. Важное место в его творчестве занимают «Письма из Москвы в Нижний Новгород» (в 2002 году изданы в серии «Литературные памятники»). Из пятнадцати писем, опубликованных в «Сыне отечества» в 1813-1815 годах, в конволют вошли два. В первом из них, говоря об извергах-французах, сжёгших Москву и тем обрёкших себя на погибель, а также о развенчавшем себя Наполеоне, который сравнивался с Пугачёвым и уничижительно именовался Бонькой, автор предрекал французской нации не только «ужасное позорище на театре войны», но даже её исчезновение. Будущее французов представало в этом письме карой за их «чудовищное» политическое бытие: «Одно им остаётся - быть особливым родом цыган: старые меняют лошадей, ворожат, пляшут, новые будут делать помаду, чепчики и учить - танцевать, но не языку своему, которому честь пройдёт чрез сто лет и у нас». В самом же факте разрушения и осквернения врагом Москвы автор побуждал увидеть величественную, очистительную жертву спасения России.
Журнал «Сын отечества» прекратил своё существование в 1852 году. За свою долгую жизнь он несколько раз менял владельцев, периодичность и направление. Пора его расцвета пришлась на конец 1810-х - первую половину 1820-х годов, когда в нём печатались А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, А. С. Грибоедов, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев, Д. В. Давыдов. Став в 1814 году, после реорганизации, журналом преимущественно литературным, он принимал участие в жарких спорах о романтизме и народности в литературе. Однако уже само счастливо найденное название «Сына отечества» напоминало, что рождение и первые годы бытования журнала были связаны с Отечественной войной 1812 года, определявшей его содержание и многосторонне запечатлевшейся на его страницах.
Сын отечества, исторический и политический журнал. Ч.7-8: №№ XXVII-XXXVIII. Прибавления: №№ XII-XXV. Санкт-Петербург: В типографии Ф. Дрехслера, 1813. Раздельная пагинация номеров и прибавлений. В № XXVII раскладная иллюстрация - гравюра резцом: «Бивак французских войск под Вильною на попятном их пути, рисовано с натуры в конце 1812 года». (К иллюстрации текст: «При сей книжке получают читатели наши обещанное изображение с натуры французского бивуака. В сей картинке, равно как и в изображении французской гвардии, проходившей чрез Вильну, не только не увеличены, но ещё и весьма уменьшены многие черты ужаса и бедствий».) В одном полукожаном переплёте времени издания. Крышки переплёта оклеены коричневой «мраморной» бумагой. На корешке вставки красной и фиолетовой кожи с тиснёнными золотом названием и номерами частей. Тройной красный обрез. 20х12 см. На титульном л. штемпель: «Bibliothek Gesellschaft fur Gesch<ichte> u<nd> Altertumsk<unde zu> Riga» [Библиотека общества истории и древностей в Риге - нем.].
Общество истории и древностей (археологии) Прибалтийских провинций России (Gesellschaft fur Geschichte und Alterthumskunde der Ostseeprovinzen Russlands) было основано в Риге в 1834 году. Ежемесячно (за исключением каникулярного времени) проводило заседания и публиковало отчёты (сначала в периодических изданиях, с 1873 года - отдельными книжками). К концу XIX века насчитывало более 200 членов.