Тысяча анекдотов, острот, каламбуров, шуток, глупостей о женщинах (1856 год)
Женщина - самая большая загадка в жизни каждого мужчины. Ранимая и хрупкая, взбалмошная и целеустремленная, капризная, нелогичная и беспощадная, но от этого еще более интересная. Разбивающая сердце и дарующая жизнь. Тайна, головоломка, шарада.
Во все времена, начиная с древних веков и по настоящее время, сильная половина человечества пыталась проникнуть в душу женщины, разгадать этот секрет. Мужчины воспевали ее в стихах, музыке, поэмах и картинах, посвящали прекрасному полу дела и мысли. А ведь действительно: чтобы ни делали мужчины, они делают это для прекрасной половины человечества.
Женщины играют очень важную роль в любом цивилизованном обществе. Они - еще один повод к рассуждениям. «О женщинах писали и пишут много хорошего и дурного: одни возносят их до небес, другие бранят и не истощаются в своих нападках, с которыми будет любопытно ознакомиться с часто весьма преувеличенными мнениями писателей всех стран», - заверяет издатель книги «Тысяча анекдотов, острот, каламбуров, шуток, глупостей, забавных и интересных случаев и т.п. с прибавлением всего замечательного, что известнейшие новые и старые писатели всех стран говорили добра и зла о женщинах», собравший «полный трактат о женщине, к которой теперь, как и прежде, стремятся все чувства и действия мужчин».
Величайший мыслитель древнего мира Платон не видел различия между женским и мужским полом относительно должностей и дел. Он считал, что женщины имеют право получить образование в поэзии, музыке, математике, гимнастике, а также занимать государственные посты, как и мужчины.
Еще один не менее великий мыслитель древнего мира - Аристотель находил, что и мужской, и женский пол одарены особыми качествами: мужчина крепче, женщина слабее, мужчина способен к нападению, а женщина - к охранению. Сложив вместе свои особые свойства, муж и жена составляют общество. Аристотель отмечал, что мужчина по своей природе выше, чем женщина; он больше тяготеет к управлению, он властвует, а женщина находится в подчинении.
Гуго Гроций видел в союзе супругов самое естественное общество. Он утверждал, что в семейных и супружеских делах муж должен быть главою жены. Дети, по его мнению, тоже должны подчиняться отцу. Кумберленд также в обществе мужа и жены видел пример подчинения. Поскольку мужчина одарен большей силой тела и духа, то, естественно, он в большей мере может прийти к достижению целей этого общества.
Эти мнения больше основаны на противоположности полов в духовном и физическом отношении. Мыслители древнего мира видели в мужчине силу, а в женщине - нежность. Область понятий, мыслей, соображений, отвлеченных и напряженных работ - со всем этим связана жизнь мужчины. Женский удел - жизнь чувств и сердца.
И только Кант не допускал в союзе супругов преобладания власти в пользу одного лица. По его мнению, отношения между мужем и женой должны быть равными, а брак заключаться на всю жизнь.
Легендарный древнегреческий поэт Гомер любил женщин. Описывая богиню или смертную красавицу, сказитель всегда придавал ей музыкальный и живописный эпитет: Троянки широкогрудые, Паллада голубоокая, Юнона белокурая и т.п. Однако у Гомера женщины предстают как «домоправительницы, заведовавшие домом под надзором мужей, господ своих».
Другой грек, Гесиод, говорил: «Кто верит женщине - верит вору»; «Порода женщин вредна; она наводит страшные бедствия на смертных; они разделяют с нами приятности жизни; но не печальную бедность». Геродот отчаянно доказывал, что первые войны греков с другими народами происходили по вине женщин. Это мнение разделял и Гораций.
Поэт Фокилид утверждал, что до самого брака девушку нужно держать под замком и до этого никому не показывать. В произведениях трагика Еврипида можно найти такие высказывания о женщинах: «Женщина - величайшее из зол на свете» и «Женщины! Мое сердце не может насытиться ненавистью к ним. Горе им! Почему бояться мне повторять те же проклятия, когда они не устают заслуживать их?» Еврипид отмечал, что представительницы прекрасного пола хуже змеи и хуже пожара.
Римляне относились к женщинам не лучше: злословие и брань. Для политика и писателя Катона женское кокетство сравнимо лишь с неусмиримым и кровожадным животным. Валерий признавал в прекрасном поле миленькие существа, которые только один интерес и имеют в жизни - безделушки да наряды.
В произведении Плавта можно найти следующий стих: «Ты клянешься бесстыдно, ты женщина». У Теренция одно из действующих лиц вещает: «Вы хотите, так они не хотят; вы не хотите, так они хотят». Шамфор говорил немного живописнее и остроумнее: «Женщина точно тень ваша: идите за ней, она бежит; бегите от нее, она пойдет за вами».
В первой книге «Искусство любить» Овидий писал, что женщина попадется в первую же расставленную мужчиной сеть, что нет в мире женщины, которую бы не получилось поймать. Прекрасный пол, по его мнению, не может устоять перед искусным и нежным любовником, хотя очень хорошо скрывает свои чувства. Если бы мужчины перестали ухаживать за женщинами, то вторые бы быстро оказались у ног сильного пола.
В другой своей поэме, «Лекарство против любви», Овидий изложил советы мужчинам, которые хотели бы уйти от любимой женщины и стать свободными, но долго не решались. Он предлагал сильному полу частенько вспоминать коварство женщины и потери, в которые она вовлекла своего мужчину, клятвы, которые нарушила. К тому же он предлагал мужчинам посетить свою женщину рано утром, когда она еще не успела привести себя в порядок, поскольку считал, что драгоценности и наряды соблазняют сильный пол и прикрывают все женские недостатки.
Римский мимический поэт Публий Сир говорил о женщинах так: «Женщины научились плакать, чтобы лучше обманывать»; «Когда женщина думает одна, так, верно, думает о чем-нибудь дурном». Выдающийся римский лирик Секст Проперций уверял, что у представительниц прекрасного пола лишь одно занятие: придумывать обманы.
Сатирик Ювенал, описывая пороки и недостатки женщин-современниц, называл их развратными, хвастливыми, капризными, жадными, сварливыми, суеверными, отравительницами и детоубийцами. По его мнению, когда жена хочет скрыть измену и обмануть мужа, она мучит его в супружеском ложе, которое называет «вечным театром беспрерывных распрей». «Какая несносная вещь - жена-кокетка. Она белится и румянится. Муж, как поцелует ее, замарает себе лицо», - писал Ювенал.
Но и от русских поэтов женщинам доставалось немало. К примеру, М.Ю. Лермонтов отзывался о представительницах прекрасного пола так: «Ах подарки! Чего не сделает женщина за цветную тряпичку!» Пушкин хвалил женщин нечасто и неохотно: «Мне стыдно идолов моих. / К чему, несчастный, я стремился?» Однако о некоторых милых дамах поэт говорил с восторгом: «Я славой был обязан ей. / А может быть, и вдохновеньем».
Но все же, вместе с тем, выдающиеся мужчины любили и восхваляли женщин. Известный поэт Вондель, к примеру, восхищался прекрасным полом: «Жемчужина и перламутр - символы чистоты; но женщина чище перламутра и белее жемчужины». Немецкий литературный критик Г.Э. Лессинг считал прекрасный пол лучшим произведением в мире. Действительно, ведь кто, как не женщины, вдохновляют мужчин на великие дела и удивительные открытия, разделяют печали и неудачи мужчин, их радость и победы.
Тысяча анекдотов, острот, каламбуров, шуток, глупостей, забавных и интересных случаев и т.п. с прибавлением всего замечательного, что известнейшие новые и старые писатели всех стран говорили добра и зла о женщинах, переведены, собраны и составлены В. Строевым. Книжка II. Санкт-Петербург: Изд. А. Смирдина-сына, 1856. 210, 46 с.