Фантастические новеллы (1934 год)
Александр Грин
«Худощавый, подсохший от недоедания, всегда мрачно молчавший, он казался человеком совсем иного мира», - вспоминал об Александре Грине поэт Вс. Рождественский (1895-1977).
В детстве Александр Степанович Гриневский (1880-1932) был одинок и отрадУ находил только в запойном чтении книг. «Я хорошо помню, что специально детские книги меня не удовлетворяли. В книгах “для взрослых” я с пренебрежением пропускал “разговор”, стремясь видеть “действие”. Майн Рид, Густав Эмар, Жюль Верн, Луи Жакольо были моим необходимым, насущным чтением». Увлекался юноша и написанием стихов, основным мотивом которых было разочарование в жизни, одиночество героя.
На характер Грина тяжелый отпечаток наложила смерть матери в 1895 г. Грин, вероятно, был не очень близок с ней, но, несмотря на это, уход ее был воспринят им болезненно. В дальнейшем в его произведениях образ матери будет появляться гораздо реже, чем образ отца (примечательно, что овдовевшие отцы - герои Грина - второй раз не женятся). Отец же будущего писателя в том же году второй раз вступил в брак. С мачехой у Александра отношения, естественно, не сложились, и отцу пришлось снимать для сына отдельную комнату.
Закончив в 1896 г. Вятское городское четырехклассное училище, Александр Гриневский отправился в Одессу поступать в Мореходные классы. К удивлению самого юноши, ни одна команда не хотела его брать. А море казалось ему единственным спасением от жизни в провинциальной Вятке. Тогда его выручил друг отца, устроивший юношу на пароход. «Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится все легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывается в его организм, а неумение заменялось привычкой» - так писал Александр Грин о Грэе, герое феерии «Алые паруса». Автор же, не имея способности да и желания к освоению матросского дела (как, впрочем, и вообще к любым систематическим занятиям, кроме литературы), в одном из рейсов поссорился с капитаном и был вынужден вернуться домой, в Вятку. В 1898 г. он опять уехал, на этот раз в Баку. Но в итоге снова возвратился домой. И вскоре опять покинул провинцию.
В марте 1902 г. Гриневского призвали на службу в армию. Летом того же года он совершил побег, правда неудачный. Но в ноябре при помощи эсеров, ведущих агитационную работу в армии, ему удалось уехать в Симбирск, где он увлекся идеями революции и стал агитатором. Однако политическая борьба и террор были чужды Гриневскому. А тюрьма и вовсе поубавила в нем революционный пыл. А впереди его ждали арест и ссылки, лечение в психиатрической лечебнице и смерть отца.
В 1906 г. он опубликовал первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева». А в 1907 г. вместе с рассказом «Случай» появился псевдоним «Александр Грин». Сам писатель начинал отсчет творческого пути с публикации романтической новеллы «Остров Рено» (1909). Успех принесли «Колония Ланфиер» (1910), «Синий каскад Теллури» (1912), «Сто верст по реке» (1916).
Критика называла его «иностранцем русской литературы». В 1920 г. с помощью М. Горького Грин получил комнату. Нелюдимый, он производил мрачное впечатление на своих соседей, конфликтовал и с руководством, и с персоналом дома, что вылилось однажды в грандиозный скандал. Но именно в это время появились «Алые паруса»: «Сидя часами в своей совсем холодной комнате, изредка поглядывая в затянутое изморозью окно на унылый каменный двор, он писал в это время самую удивительную солнечную феерию “Алые паруса”, и трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде в зимних сумерках сурового 1920 года, и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутом в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать», - вспоминал Вс. Рождественский. Один из вариантов «Алых парусов» Грин прочел в декабре 1920 г. в Доме искусств. Многим литераторам понравилась феерия, Горький, например, особенно любил эпизод, когда Ассоль встречает корабль.
В 1922 г. в газете «Вечерний телеграф» (8 мая) появилась глава «Грэй». Отдельным изданием «Алые паруса» были опубликованы в 1923 г. (издательство Л. Д. Френкель). Некоторые критики говорили о произведении как о «милой сказке», другие называли Грина автором «паточных феерий».
Долгое время считалось, что история о девочке с именем Ассоль (есть версия, что имя образовано от исп. al sol - к солнцу) - отклик Грина на Октябрьскую революцию, свидетельство принятия писателем нового мира. Но есть и другое мнение. Писатель, исследователь русской литературы А. Н. Варламов (р. 1963) считает, что «Грин писал “Алые паруса” в те годы, когда ему было негде преклонить голову, когда рушился вокруг миропорядок, пусть им нисколько не любимый, но пришедшее ему на смену оказалось еще ужаснее. Он писал сказку о нищей, всеми обиженной и кажущейся безумной девочке, когда от него закрывали буфет в доме его второй жены, потому что он не мог ничего заработать литературным трудом».
В 1934 г. в издательстве «Советский писатель», когда Грина уже не было в живых, вышла книга «Фантастические новеллы», куда, в частности, вошла и феерия. Сборник содержал рассказы, написанные в разные годы. Так, например, рассказ «Канат», один из самых любимых Грином, был создан в 1918 г., правда, затерявшийся в редакции какого-то журнала он нашелся только через четыре года. А рассказ «Брак Августа Эсборна» был опубликован в «Красной ниве» в 1926 г. Во вступительной статье к сборнику советский литературовед и критик К. Л. Зелинский (1896-1970) впервые дал название вымышленной стране Грина - Гринландия. Гравюры на дереве выполнил В. И. Козлинский (18911967).
В конце жизни Грина почти не печатали. В 1931 г. здоровье его резко ухудшилось (он был болен раком). Ни Литфонд, ни Союз писателей не помогли. Более того, в мае 1932 г., когда Грин был еще жив, жена писателя получила из Москвы телеграмму с выражением соболезнования: автора «Алых парусов» уже похоронили. Когда же Грин и вправду умер (июль того же года), никто из писателей, бывших в Коктебеле, не пришел проводить его в последний путь. «...Провожало человек 200, читателей и людей, просто жалевших его за муки. Те же, кто боялся присоединиться к церковной процессии, большими толпами стояли на всех углах пути до церкви. Так что провожал весь город», - вспоминала вдова писателя.
В 1940-х гг. Грина печатали все реже. В 1950 г. «Новый мир» отозвался на 70-летие со дня рождения писателя статьей В. Важдеева, в которой Грин был заклеймен как «писатель без родины», космополит: «Идейный и политический смысл создания А. Грином “своего, особого мира” легко расшифровывается как духовная эмиграция». Однако уже в 1956 г. Гослитиздат выпустил «Избранное» Александра Грина. Тираж 225 000 экземпляров был распродан мгновенно.
Грин (Гриневский), Александр Степанович (1880-1932)
Фантастические новеллы / Под ред. и со вступ. ст. К. Зелинского; гравюры на дереве В. Козлинского. М.: Сов. писатель, 1934. 594, VI с. 17,8x10,5 см. Тираж 5200 экз.