Эмиграция евреев в Палестину и возможные последствия ея (1911 год)
Евгений Полянский
В начале ХХ столетия Евгений Яковлевич Полянский по праву считался одним из ведущих библеистов Поволжья. Окончив Казанскую духовную академию, он был оставлен там преподавать, а какое-то время спустя занял место профессора кафедры еврейского языка и библейской археологии. Его статьи регулярно печатались в различных научных православных изданиях, а в 1908 году из печати вышел монументальный труд учёного - обширное исследование «Творения блаженного Иеронима как источник для библейской археологии». Усердно занимаясь библейской историей, профессор Полянский столь же живо интересовался современным ему положением дел на земле обетованной. Являясь активным членом Православного Палестинского Общества, он в 1910 году был направлен им в поездку по святым местам, о чём по возвращении и рассказал коллегам и единомышленникам. Однако при этом Евгений Яковлевич решил отказаться от жанра «путевых заметок» и вместо воспоминаний о недавнем паломничестве представил слушателям подробный доклад на тему, сильно его волновавшую, -«Эмиграция евреев в Палестину». Вскоре с разрешения и по благословению ректора Казанской академии епископа Алексия это сообщение было опубликовано духовным журналом «Православный собеседник». В Библиохронике представлен отдельный оттиск статьи Полянского с дарственной надписью автора.
Начинался доклад с обзора географического положения и истории Палестины: «Страна эта настолько миниатюрна, что без преувеличения можно сказать, что любая наша губерния больше её. Но несмотря на свою необширность, она в продолжение своей многовековой жизни видела столько войн, разорений и бед, как ни одна страна на земном шаре. История Палестины - история войн». Далее, перечислив тех, кто прошёл по этой земле с огнём и мечом, Полянский возвращался к современности и называл страны и народы, претендовавшие на владение палестинской территорией. В первую очередь, это, конечно же, были турки - тогдашние хозяева Палестины. За ними следовали арабы, составлявшие большинство палестинского населения, греки, правившие Палестиной в незапамятные времена, англичане, желавшие увеличить свои колонии на Ближнем Востоке, немцы, французы... Все они, как доказывал автор, «тянули к Палестине руки», стремясь либо захватить её целиком, либо «урвать хоть клочок от неё». Россия также не скрывала своего желания принять участие в разделе «палестинского пирога». Об этом Евгений Яковлевич говорил с видимым сочувствием: «Русские имеют не меньше прав на Святую землю, чем другие нации. Фактически очень многие места в Святой земле русским уже принадлежат. Эти владения сделали то, что русских паломников в Палестину прибывает гораздо больше, чем из всех прочих христианских стран, взятых вместе. А вследствие этого Палестина приняла совершенно русский колорит, и русский мужичок или баба путешествуют по ней, как по родной своей губернии».
Однако, продолжал Полянский, «между европейскими державами вдруг выступает незначительный, всеми презираемый народец и громогласно заявляет: "Нет, никто из вас не имеет такого права на Палестину, как мы, евреи. Это наша духовная родина, Богом нашим праотцам данная, и мы опять завладеем ею, но не силой оружия, а мирным путём. Здесь со всех концов света белого соберёмся мы, сыны израилевы, и будем жить по закону и духу нашей религии и народности, подобно древнему Израилю"».
Следует по достоинству оценить аналитические способности докладчика: он заявил о возможности появления на Ближнем Востоке независимого еврейского государства в пору, когда для большинства его современников это представлялось абсолютно нереальным. Полянский писал: «Желание водвориться в Палестине и образовать там своё государство есть желание всееврейское. И в настоящее время оно уже не кажется столь утопичным, каковым оно могло казаться раньше. Для достижения этой цели требуется, во-первых, чтобы в Палестине евреи составляли подавляющее большинство сравнительно со всеми прочими народностями, во-вторых, чтобы еврейское население в Палестине было не инертное, невежественное, а образованное, энергичное, и, в-третьих, наконец, как и во всяком предприятии, нужны деньги. Составив подавляющее большинство палестинского населения, евреи мечтают сперва потребовать себе у турецкого правительства автономии, а потом, при благоприятных обстоятельствах, устроить и самостоятельное государство, как то было в дни древние. И нужно отдать евреям справедливость: они стремятся к намеченной заветной цели с упорством и настойчивостью изумительными».
А далее, оперируя цифрами, автор доказывал, что сионисты близки к решению поставленной задачи: за короткий срок численность евреев-репатриантов возросла в десятки раз, вся территория Палестины покрыта сетью еврейских образовательных учреждений, деньги богатых евреев-меценатов рекой текут на землю обетованную из Соединённых Штатов Америки, Франции, Германии и России. Правда, по мнению учёного, воплотись еврейская мечта в жизнь, она оказалась бы недолговечной из-за неумения евреев должным образом возделывать землю. Каменистая почва Палестины, считал он, не даст взойти и окрепнуть росткам еврейской государственности. Вывод из этого делался самый неожиданный. «Опасность, надвигающаяся на Палестину со стороны евреев, налагает на нас, русских, обязанность жертвовать на христианизацию Святой земли и на приобретение мест на ней, -утверждал Полянский. - Пусть Святая земля хоть наполовину будет лучше русской, чем еврейской. Если же это невозможно, если суждено еврейскому морю разлиться по всей Палестине, то, по крайней мере, пусть русские владения будут островами в этом море. Островами, удерживающими за русскими столь дорогие для сердца всякого христианина святые места и дающими возможность должным образом чтить и с подобающим святыне благолепием содержать их».
Всё вышло так и не так, как предполагал казанский библеист. Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 года в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН. Его территория превышает 20 тысяч кв. км. Население - более 6 миллионов человек. Свыше 80% из них - евреи. Что касается российских земельных владений в Палестине, то в 1964 году Советский Союз продал большую их часть Израилю за 4 миллиона долларов США.
Одно осталось неизменным: современная история этих мест - по-прежнему история войн.
Полянский Евгений (Евлампий) Яковлевич (1872-после 1932)
Эмиграция евреев в Палестину и возможные последствия ея. Читано в Общем Собрании Казанского Отдела Императорского Православного Палестинского общества 20-го апреля 1911 года. Казань: Центральная Типография, 1911. 40 с. (Отдельный оттиск из журнала «Православный собеседник».) В издательской печатной обложке. 24х16 см. В верхнем правом углу титульного л. дарственная надпись чёрными чернилами: «Благосклонному вниманию Тихона Яковлевича Полянского от любящего брата-автора. 19/VI 1911». Судьба Е. Я. Полянского прослеживается до 1932 года. Известно, что в 1918-1919 годах он преподавал на курсах красных коммунаров в Казани, учительствовал в казанских школах. В 1921 году был арестован по делу «преподавателей Казанской духовной академии» и приговорён к одному году лагерей условно. В 1932 году вторично арестован по делу казанского филиала «Истинно Православной церкви» и осуждён на три года ссылки в Казахстан. Последнее документально зафиксированное место его пребывания - Казанский пересыльный домзак.