Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Thursday, November 21, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

«Ябеда» (1798) «Лирические сочинения» (1806)

«Ябеда» (1798) «Лирические сочинения» (1806)

Василий Капнист

Известный советский бард Юлий Ким в 1984 году исполнил замечательную песню «Волшебная сила искусства». Рассказав с присущей ему иронично-юмористической манерой историю о русском поэте и драматурге Василии Капнисте и его пьесе «Ябеда», он завершил песню словами: «...Вот как было в прежни годы, / Когда не было свободы!»

В основу песни положена реальная история о Василии Васильевиче Капнисте, который в 1794-1798 годах написал сатирическую комедию «Ябеда», она-то и принесла ее автору литературную славу.

В 1798 году комедия была напечатана и поставлена на сцене Петербургского Каменного (Большого) театра. В эпоху правления Павла I написать пьесу, высмеивавшую российский суд, бессмысленный и беспощадный, было рискованным делом. Капнист использовал материалы реального судебного процесса матери автора. Она долгие годы безрезультатно пыталась отсудить одно из имений Капнистов у другой помещицы, незаконно присвоившей его себе.

Говорящие фамилии чиновников уже подсказывали зрителям суть пьесы: Атуев, Хватайко, Кривосудов; противостояние героя Прямикова и жулика, взяточника и ябедника Провалова говорило само за себя. Зрители встречали аплодисментами и громким смехом сцены, где узнавались реалии эпохи, особенно им нравилась сцена попойки в доме председателя судебной палаты, где и решается судьба подполковника Прямикова. Популярность «Ябеды» была настолько велика, что некоторые выражения комедии стали поговорками. Чего стоила строка песни чиновника Хватайко: «Бери, большой тут нет науки; бери, что только можно взять. На что ж привешены нам руки, как не на то, чтоб брать?»

Чиновничий мир негодовал, на Капниста обрушился шквал доносов и кляуз. Поэт понимал, что ему вспомнят и все написанное раньше, а написанное до «Ябеды» грозило Капнисту как минимум лишением чинов и свободы... На слуху у читающей публики была и «Сатира первая» (1780 год), и «Ода на рабство» (1783 год), и «Ода на истребление в России звания раба» (1786 год) - названия говорят сами за себя.

Действительно, пьеса «Ябеда» недолго продержалась на сцене, печатное издание конфисковали, комедию сняли из репертуара.

Но характер и нрав императора для многих оставался загадкой. Капнист ждал ареста, однако автора назначили после постановки директором всех Императорских театров Петербурга. Поговаривали, что Павлу I комедия Капниста все-таки понравилась. Оставил Василий Васильевич этот пост лишь после убийства Павла I. Комедию же «Ябеда» разрешено было снова вернуть на подмостки в 1805 году, и с тех пор она с успехом шла в театрах до 1840-х годов.

Военную карьеру Капнист завершил еще в 1775 году, решив полностью посвятить себя литературе. С тех лет он был близко знаком с Н.А. Львовым, Г.Р. Державиным. Позже все трое стали родственниками, так как были женаты на сестрах Дьяковых. Капнист живет в родном имении Обуховка, избирается неоднократно предводителем Миргородского дворянства. После службы в Дирекции Императорских театров он занимает разные должности - и в Департаменте генерального суда в Полтаве, и в Департаменте народного просвещения в Петербурге, в Киевской губернии... С 1785 года Василий Капнист - член Российской Академии наук.

По каким-то счастливым стечениям обстоятельств Капнисту удалось несколько раз избежать гнева цензуры и императорской немилости. Его «Сатира первая», которая потом именовалась «Сатира первая и последняя», вызвала бурю негодования в литературных кругах. Автор позволил себе говорить о бездарности известных сочинителей (В.Г. Рубана, А.С. Хвостова, А.О. Аблесимова), не написав еще сам достаточно литературных произведений и ничем пока не доказав свой талант.

Чуть позже Василий Капнист изберет еще более серьезную тему. «Ода на рабство» хотя и дошла до печати лишь в 1806 году, но была распространена в широких кругах. Поэт вспоминает прежнюю свободу своей родины - Малороссии, сетует, что ныне родина в оковах рабства, так как именно в эти годы вышел Указ Екатерины II о прикреплении крестьян к помещичьим землям, в том числе и в губерниях Малороссии.

...Воззрите вы на те народы,
Где рабство тяготит людей,
Где нет любезныя свободы
И раздается звук цепей:
Там к бедству смертные рожденны,
К
уничиженью осуждении,
Несчастий полну чашу пьют;
Под игом тяжкия державы
Потоками льют пот кровавый
И зляе смерти жизнь влекут...

Капнист рисует страшные картины рабства, негодует и... призывает отменить Указ! Такая неслыханная дерзость сошла ему с рук. Оду поэт посвятил Императрице, и та приняла ее благосклонно, пожаловала Капнисту табакерку с выгравированным своим именем и осыпанную бриллиантами. Вероятно, идеи Просвещения пока еще владели умами правящей элиты, в том числе и Императрицы. Но тем не менее оду никто не решался печатать, только Екатерина Дашкова пожелала издать ее в «Новых ежемесячных сочинениях». Ода вполне укладывалась в идеи и чаяния эпохи Просвещения и, приверженная этой эпохе, натура автора должна была служить улучшению государственной системы, указанием на пороки.

В1786 году Указ Императрицы о переименовании тех, кто именовался «рабом» в «верноподданных», послужил поводом для очередной оды Капниста - «Ода на истребление в России звания раба»:

На то ль даны вам скиптр, порфира,
Чтоб были вы бичами мира
И ваших чад могли губить?
Воззрите вы на те народы,
Где рабство тяготит людей,
Где нет любезные свободы
И раздается звук цепей...

В более поздних произведениях Капнист уже не поднимался до такого высокого гражданского чувства в своих произведениях, до осуждения пороков, хотя был патриотом Малороссии до конца своих дней, делал все возможное для улучшения жизни края, защищал тех, кто терпел обиды от чиновников и был ими притесняем. В его творчестве все более и более усиливается влияние сентиментализма, звучат нравоучительные, элегические мотивы.

И последующие драматические произведения Капниста - комическая опера «Клорида и Милон» (1800 год), трагедии «Гинерва» (1809 год), «Антигона» (1811 год) успеха у публики не имели. В 1806 году в Петербурге был издан наиболее полный сборник поэтических произведений Капниста «Лирические сочинения», состоящий из четырех разделов: «Оды духовные», «Оды торжественные», «Оды нравоучительные и элегические», «Оды горацианские и анакреонтические».

Известный литературный критик середины 19 века М.А. Дмитриев писал, что комедия Капниста «Ябеда» «делает честь не только автору, но и всей литературе» и дает автору полное право на бессмертие.


Василий Васильевич Капнист (1756-1823)

Ябеда, комедия в пяти действиях. В Санктпетербурге, 1798. Печатана в Императорской Типографии. 135 с. 20 х 13 см. Составной переплет эпохи. На шмуцтитуле посвящение, выполненное типографским способом: «Его Императорскому Величеству / Государю Императору / Павлу Первому, / С благоговением посвящает / верноподданный / Василий Капнист».

Лирические сочинения Василия Капниста. С. Петербург. Печатано в Типографии Ф. Дрекслера. 1806.257 с. 21,8x12,8 см. Темно-бордовый цельнокожаный переплете золотым тиснением названия и орнаментом в греческом стиле по корешку, золототисненные рамки с геометрическим орнаментом из колец по крышкам. Тройной золотой обрез. На форзаце наклеен гравированный Ex Libris: «Из книг графа Сергея Дмитриевича Шереметева. Deus Conservat Omnia» («Бог сохраняет всё»).

Previous Article Живописец (1781)
Next Article «Мнемозина» (1824) «Ижорский» (1835)
Print
1019 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top