Search

Стихотворный человек

19 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Описание С.-Петербурга (1779 год)

Описание С.-Петербурга (1779 год)

Андрей Богданов

Самое раннее описание Санкт-Петербурга на русском языке было составлено уроженцем Сибири, отец которого был по происхождению «природным японцем», а по роду деятельности пороховых дел мастером, – Андреем Иванови­чем Богдановым. Ещё мальчиком его привезли в С.-Петербург и отдали в гимназию при Акаде­мии наук. Указом Петра Великого от 1719 года Богданова определили «в службу к типограф­скому художеству». Больше десяти лет он про­работал в первой типографии Петербурга и потом в типографии при Академии наук. В 1730 году Андрей Иванович был принят в штат библиотеки Академии наук.

Работая в библиотеке, Богданов собирал све­дения о возведении молодой российской сто­лицы, изучал архивные документы, опрашивал оставшихся в живых участников грандиозной стройки Петра Великого, тех, кто стоял у исто­ков зарождения Северной Пальмиры. Около двадцати лет упорного и кропотливого труда не прошли даром. Предоставив рукопись в 1751 году в типографию Академии наук, Богда­нов получил 50 рублей. Но это фундаменталь­ное исследование архивариуса, первого рус­ского книговеда, так и не было напечатано при его жизни.

Волею случая рукопись попала в руки к лите­ратору, надворному советнику Василию Григо­рьевичу Рубану, который и издал сочинение Богданова в 1779 году «для удовольствия соот­чичей и чужестранцев, желающих иметь о сём знаменитом граде сведения». Печатание произ­водилось по списку, взятому из библиотеки тай­ного советника, сенатора Николая Ивановича Неплюева. Средства на издание книги В. Рубан получил от своего начальника и покровителя князя Г. А. Потёмкина и посвятил его Екате­рине II, коей, по словам издателя, «сей град всем своим великолепием и славою одолжен». То была энциклопедия столичной жизни первой половины XVIII века, в которой автор собрал воедино сведения по географии, топонимике, административной структуре, населению Санкт-Петербурга.

Естественно, что своё повествование Богда­нов начал с момента зарождения города, так как «описание начал, или первобытности его, нахо­дилось доселе в безвестии, что равно, как и кра­сота, в каковую он… извлечёнными из недр земель Российских мраморами облечён, достойны, что б их явить свету, и память воз­вращения и нынешнего цветущего состояния его, сделать незабвенною».

Возведение крепости на Ижорской земле, которая есть «оная провинция Ингрия или Ингерманландия», не случайно. Именно на реке Неве в 1251 году одержал свою победу над швед­ским королём князь Александр Ярославович, названный после этой битвы Невским. А в 1703 году, через год после взятия Шлиссель­бургской крепости, после первой победы над шведами при устье реки Невы уже Петра I, при деревне Калинкине, «на небольшом островку по среди Невы лежащем, заложил прежде земляную крепость и наименовал оную Санкт-Петербург»:

Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.

На возведение города было прислано 20 тысяч «человек подкопщиков»: «под Ниеншанц яви­лось с Шереметевым 18 полков, общею числен­ностью в 16 000 человек. Подошли вскоре… и войска Петра Апраксина, у которого было три драгунских полка… низовая конница да дворян­ское конное ополчение, всего до 7000 человек». И город разрастался на глазах. Но строитель­ство в условиях болотистой местности, отли­чавшейся тяжёлыми климатическими услови­ями, плюс сопутствующие этим «особенно­стям» болезни – дизентерия и цинга, унесли много жизней. Так, французский путешествен­ник О. де ла Мотрэ, проведший месяц в Петер­бурге в 1726 году, отмечал, что при строитель­стве дома английского купца Эванса на углу современного Невского проспекта и набереж­ной реки Фонтанки «было найдено множество черепов несчастных людей, что погибли при рытье этого протока». С другой стороны, учёта погибшим не велось, и ни о какой статистике в то время не могло идти речи. Доходило до смешного, когда зачастую из года в год в спи­сках получавших хлебное и денежное жалова­нье и в списках погибших при строительстве петровского «парадиза» встречались одни и те же имена.

В своём труде А. Богданов собрал также сведе­ния о реках и каналах, о знаменитых местах и их названиях, о дворцах вельмож, о церков­ных строениях, пышных празднествах по слу­чаю военных побед, приёмах иностранных послов при царском дворе, о первых губернато­рах и комендантах. Вот, например, как он опи­сывал появление названия Васильевского острова, о котором ему рассказали «старожи­лые люди»: «…для лучшей осторожности и охра­нения островов… где ныне стоит Санктпетербургская крепость, что б от устей рек обоих большой и малой Невы, со взморья не пришли б какия неприятельские суда, тогда на острову, что ныне Васильевской именуется: промеж большой и малой Невы лежащем, от взморья на оном острову на том месте, где ныне урочище Стрелка называется, поставлена была батарея, которая бы не допускала ни каких от обоих устий со взморья приходящих неприятельских судов, и для той делания батареи и для всякого охранения от неприятеля, опредёлен к тому бомбардирской роты офицер Василий Дмитри­евич Карчмин с командою, и сей помянутый Карчмин будучи на оном острову с партиею своею для охранения сего ново-завоёванного места, яко на отводном карауле, стоял долгое время и посылаемые к нему от Государя из лагеря к оному Василию Карчмину всякия Его Величества указы и словесные приказы, посылалися тако: к Василию на остров; и от того вре­мени по сему имени прозван сей остров Васи­льевским». Любопытно, что первые поселения на этом острове были возведены князем Мень­шиковым.

Василий Рубан дополнил описание С.-Петер­бурга собственными изысканиями, снабдил предметным указателем и украсил издание портретом Петра Великого и 83 гравюрами Никиты Челнакова, Никиты Кирсанова и Алек­сея Рудакова, изображающими строения, от которых теперь по большей части не осталось и следа. Кроме того, к «Описанию» Василием Григорьевичем был приложен список надгро­бий Александро-Невского монастыря, опять- таки уже давно исчезнувших. После выхода в свет путеводителя пришла к Рубану и извест­ность. Ведь неслучайно в «Описании столич­ного города Москвы», изданном тремя годами позже, он представил себя как «издателя описа­ния Санкт-Петербурга».

По словам исследователя истории Петер­бурга, русского писателя второй половины XIX века Петра Николаевича Петрова, издание Василия Рубана выгодно отличалось от прочих материалов по истории столицы точностью и добросовестностью собранных сведений. «Тщательно составленное по архивным доку­ментам, оно и теперь ещё сохранило ценность справочника благодаря обилию в нём истори­ческого материала».

В 1903 году русский писатель-археолог и этнограф Андрей Александрович Титов обра­тился к авторским рукописям А. И. Богданова и выпустил «Дополнение к историческому, гео­графическому и топографическому описанию Санкт-Петербурга», куда вошли не опублико­ванные В. Г. Рубаном материалы.

 


Богданов Андрей Иванович (1692–1766)

Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 года по 1751 год, сочи­нённое г. Богдановым, со многими изображениями первых зданий, а ныне дополненное и изданное Надворным Советником… Васильем Рубаном. Издание первое. С.-Петербург, 1779. [6], 528, [30] c.; ил. Цельнокожаный переплёт эпохи с бинтами и узорным тиснением по корешку, форзацы из бумаги «павлинье перо», тройной тонированный обрез. Гравированный фронтиспис с портретом Петра I и 67 (из 83) гравюр на отдельных вклейках. 19,5х13,3 см. Редкость.

Предыдущая статья Сибирская история (1774 год)
Следующая статья Описание Москвы (1782 год)
Печать
3275 Оценить статью:
3.5

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top