Search

Стихотворный человек

26 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси (1854 год)

Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси (1854 год)

Гюстав Доре

 Если бы Гюстав Доре дожил до появления «Чёр­ного квадрата» Казимира Малевича, то он вполне мог бы оспорить авторское право на одну из самых знаменитых идей мирового авангарда: ведь именно с «чёрного квадрата» начинается сатирическая книга Доре «Живописная история Святой Руси», появившаяся в разгар Крымской, или, как её чаще называют на Западе, Восточной кампании. Однако для двадцатидвухлетнего художника, с пятнадцати лет публиковавшего свои шаржи и карикатуры в популярных париж­ских журналах, заштрихованный квадратик явился отнюдь не символом непо­знаваемости окружающего мира, а проиллюстрировал его собствен­ное представление о зарождении Руси, что и пояснялось в подписи к картинке, открывающей альбом: «Происхождение российской исто­рии теряется во мраке веков». Любо­пытно, что эпиграфом для своего труда Доре взял ту же цитату из Горация, что и ранее Пушкин для второй главы «Евгения Онегина»: «O ms!..» - «О деревня!». Обоих привлекло созву­чие латинского слова и названия страны. Неслу­чайно под горациевой строкой Пушкин поста­вил тогда собственное: «О Русь!»...

Общеизвестно, что политическая карикатура считается одним из сложнейших сатирических жанров, требующих от художника высокого уровня мастерства, обширных знаний, быстрой реакции и, естественно, своего особого взгляда на происходящее. Нельзя не признать, что, судя по «Истории Руси», у молодого тогда ещё Доре всё это уже имелось в избытке.

Впрочем, для окружающих стремительный прогресс художника не казался чем-то сверхъестественным: все знали, что, помимо недюжинных способностей, Доре обладал фантастическим трудолюбием. Один из его близких друзей рассказывал: «Я не думаю, что Гюстав спал в среднем более трёх часов в сутки. Удивительно, что он не сошёл с ума, хотя всё шло к этому. Но он никогда не жало­вался ни на какое физическое недомогание, даже на головную боль, но только работал, работал и работал». По словам другого прия­теля, Доре вставал очень рано и за одно утро мог сделать до шести рисунков.

Вне всякого сомнения, именно так, на одном дыхании, создава­лись и карикатуры для «Истории Руси»: начитывание источников, выбор сюжетов и моментальное их воплощение. Можно только восхититься построением книги, на двухстах страницах отразив­шей главные события в жизни огромной империи на протяжении многих веков. Текстовки не уступают картинкам. Так, ещё в самом начале автор прослеживает родство между словом «славяне» и француз­ским «esclaves» - рабы, что задаёт тональ­ность всему дальнейшему повествованию. Задача издания ясна: Россия - страна, нахо­дящаяся в состоянии войны с Францией, и русских необходимо показать варварами, чья область обитания - за пределами евро­пейской цивилизации, дикарями, из поколе­ния в поколение приученными лишь беспре­кословно повиноваться своим жестоким и без­дарным правителям.

Особо пристальное внимание Доре привле­кают ключевые фигуры российской истории - Иван Грозный, методично уничтожающий соб­ственных подданных, и Пётр Великий, прокладывающий дорогу реформам по горам трупов своих сограждан. Однако более всего достаётся, естественно, Николаю I. Карикатура, изображающая российского императора отда­ющим приказания безголовым генералам, ­вероятно, лучший образчик графической сатиры на николаевское царствование не только в европейском, но и в русском искусстве XIX века. По своей тональности она предвос­хищает будущие знаменитые иллюстрации к «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вполне по-щедрински смотрятся и воспроизведённые Доре картинки «диких» российских нравов: обыватели, чьи рты зам­кнуты на замок, помещики, играющие в карты на крепостных, которые тут же вязанками лежат на игорных столах, и т. д. Завершает книгу вполне символичная сцена - Напо­леон III ружейным прикладом запихивает в глотку Николая I цифры: «1812». Смысл очеви­ден - Франция будет отмщена.

Конечно же, труд Доре - это злободневный политический памфлет, сборник пропаган­дистских карикатур, книжка-однодневка, каких немало выходило тогда и во Франции, и в Рос­сии (об одном из отечественных «ура-патрио­тических» изданий - альбоме П. М. Боклевского «На нынешнюю войну» см. второй выпуск Библиохроники).

Но уже в этих наскоро изготовленных кар­тинках присутствуют твёрдость руки, зоркость глаза и едкий, насмешливый ум - всё то, что в скором времени прославит Гюстава Доре как великого иллюстратора произведений Данте, Сервантеса, Ариосто, Кольриджа, Лафонтена, Перро, Бальзака, Готье и, конечно же, Рабле...

 


Доре Гюстав (Dore Gustave; 1832-1883)

Histoire pittoresque, dramatique et caricaturale de la Sainte Russie d'apres les chroniqueurs et historiens Nestor, Nikan, Sylvestre, Karamzine. Segur etc. commentee et illustree de 500 magnifiques gravures par Gustave Dore gravees sur bois par toute la nouvelle ecole sous la direction generale de Sotain, Graveur de l' Histoire de Russie, de batailles, de portraits, de paysages, de genre, de fleurs, d'animaux, de crustaces et de plantes rares. Paris: J. Bry aine, libraire-editeur de l'«Histore de Russie», de Rabelais, de Walter-Scott, de lord Byron, des voyages et des veillees litteraires illustrees; 27, rue Guenegaud, 1854. [Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси по трудам авторов хроник и историков: Нестора, Никона, Сильвестра, Карамзина, Сегюра и др., прокомментированная и проиллюстрирован­ная 500 великолепными гравюрами Гюстава Доре, гравированными на дереве по методе новой школы под общим управлением Сотэна, гравёра «Российской истории», батальных сцен, портретов, пейзажей, жанровых картинок, изображений цветов, животных, моллюсков и редких растений. Париж: Ж. Бри-старший, книготорговец, издатель «Российской истории», Рабле, Вальтера Скотта, лорда Байрона, иллюстрированных литературных путешествий; 27, улица Генего, 1854]. 207 с. с иллюстрациями; иллюстрации -500 ксилографий. В полукожаном переплёте конца ХХ века, имитирующем переплёты середины XIX века. В верхней части корешка на ярлыке красной кожи золототиснёное заглавие. Форзацы «мраморной» бумаги. Печатные иллюстрированные обложки сохранены. 28х19,5 см. Цена 4 франка. Ввоз книги в Россию был затруднён в связи с цензурным запретом.

Предыдущая статья Кто виноват? (1847 год)
Следующая статья Завещание и последние дни жизни императора Николая Первого (1856 год) Описание погребения блаженной памяти императора Николая I-го: Текст и альбом (1856 год)
Печать
2187 Оценить статью:
3.3

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top