Search

Стихотворный человек

27 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Иллюзии контрреволюционной «демократии» («Правда», 17 мая 1922 г.) Диктатура, где твой хлыст? («Правда», 2 июня 1922 г.) Тов. Троцкий об отношении Европы и Америки («Известия», 30 августа 1922 г.)

Иллюзии контрреволюционной «демократии» («Правда», 17 мая 1922 г.) Диктатура, где твой хлыст? («Правда», 2 июня 1922 г.) Тов. Троцкий об отношении Европы и Америки («Известия», 30 августа 1922 г.)

Немецкий историк Гюстав Меке в 1932 году в своей работе «По поводу пятилетнего плана» отмечал: «В 1921 году, когда разразился голод, объем сельскохозяйственного производства <в России> составлял менее 60% довоенного <1914 год>, промышленное производство - всего 20%. Более того, металлургическая промышленность составляла 2% довоенного уровня».

В этих условиях советская власть была вынуждена объявить новую экономическую политику (НЭП). Что означало некоторую экономическую свободу. «Ни НЭП, ни тем более Генуя, не являются нашей капитуляцией, - отмечалось в статье «Иллюзии контрреволюционной „демократии"» в «Правде» от 17 мая 1922 г. - Мы дальше определенных границ в своих уступках идти вовсе не намерены, и складывающаяся международная и внутренняя обстановка отнюдь не диктует линии дальнейшего отступления. И позволить “внутреннему врагу” обойти нас с тыла мы ни при каких условиях не намерены».

Неслучайно именно в этот момент, осенью и зимой 1922 года, была предпринята беспрецедентная акция по одномоментной принудительной высылке из России нескольких сотен ученых, философов, инженеров, врачей, литераторов, студентов, общественных, политических и религиозных деятелей. Причем это было не спонтанное решение большевиков, а вполне продуманная, просчитанная, хорошо административно подготовленная операция.

Российский историк Татьяна Ивановна Ульянкина отмечает: «К коллективной форме выезда ученых из России на Запад можно отнести административную высылку 1922 г. Тогда по постановлению ГПУ из Петрограда, Москвы, Киева, Одессы и других городов были насильно изгнаны в Германию на пароходах “Пруссия” и “Обербургомистр Хакен” “активные контрреволюционные элементы” из среды “неугодной” интеллигенции: ученые, врачи, агрономы, литераторы, журналисты. Форма принудительного изгнания из РСФСР была предложена лично вождем мирового пролетариата В.И. Лениным еще в 1919... 15 мая 1922 года В.И. Ленин дополнил текст “Вводного закона к Уголовному кодексу РСФСР” фразой - “Добавить право замены расстрела высылкой за границу (на срок или бессрочно)”; а по другому пункту “Добавить: расстрел за неразрешенное возвращение из-за границы"».

Другими словами, терпение вождей большевизма иссякло в 1922-м, «роман» между советской властью и интеллигенцией завершился деловой ленинской фразой: «Всех их - вон из России» (Ленин, письмо Сталину).

Поэтому логично, что и статья в «Правде» от 17 мая 1922 г. заканчивается так: «…стратегия либеральных демократов в том и состоит, чтобы использовать время НЭПа, быстро разрастаясь в порах нашего же советского организма против этого советского организма.

Совершенно напрасно, однако, наши противники думают, что у нас наступило полное расслабление воли. Мы постольку смягчаем режим диктатуры, поскольку наши враги переходят с платформы борьбы на платформу сотрудничества, организации, строительства, положительной работы, хотя бы субъективно этот переход диктовался мотивами, весьма отличными от пролетарских. Но поскольку перед нами симптомы перехода на платформу борьбы с революционной властью, т.е. на платформу контрреволюции, постольку наша практика неизбежно должна становиться более жесткой».

Кто же был инициатором подготовки и реализации акции «философский пароход»? Владимир Макаров в своем исследовании «Историко-философский анализ внутриполитической борьбы начала 1920-х годов и депортация инакомыслящих из Советской России» (2010) пишет: «Основные вопросы внешней и внутренней политики молодой республики советов коллегиально решались на заседаниях Политбюро ЦК РКП(б). Вопрос о высылке инакомыслящих оппонентов за пределы РСФСР не был исключением. Очередной Пленум ЦК, состоявшийся 4 апреля 1922 г., избрал боевой штаб большевиков в составе семи членов и трех кандидатов в члены Политического бюро ЦК РКП(б). Членами Политбюро были избраны Г.Е. Зиновьев (Радомысльский), Л.Б. Каменев (Розенфельд), В.И. Ульянов (Ленин), А.И. Рыков, И.В. Сталин (Джугашвили), М.П. Томский (Ефремов), Л.Б. Троцкий (Бронштейн); кандидатами - Н.И. Бухарин, И. Калинин, В.М. Молотов (Скрябин)».

Лев Троцкий в предисловии к книге американской журналистки А.-Л. Стронг, помещенном на первой странице «Известий» от 30 августа 1922 г., писал: «Вы меня спрашиваете: чем объясняется постановление о высылке враждебных советской власти элементов за границу? И не означает ли, что мы их внутри страны боимся больше, чем по ту сторону границы?

Мой ответ будет очень прост. Недавно вы были свидетелями процесса над эсерами, которые все время гражданской войны были фактическими агентами иностранных правительств, воевавших с нами. Трибунал признал их заслуживающими расстрела. Ваша пресса в подавляющем большинстве своем вела отчаянную кампанию против нашей жестокости. Если бы мы догадались сейчас после октября выслать гг. эсеров за границу, мы избавили бы вас от необходимости возмущаться нашей жестокостью.

Те элементы, которые мы высылаем или будем высылать, сами по себе политически ничтожны. Но они - потенциальные орудия в руках наших возможных врагов. В случае новых военных осложнений, - а они, несмотря на все наше миролюбие, не исключены, - все эти непримиримые и неисправимые элементы окажутся военно-политической агентурой врага. И мы будем вынуждены расстреливать их по законам войны. Вот почему мы предпочитаем сейчас, в спокойный период, выслать их заблаговременно. И я выражаю надежду, что вы не откажетесь признать нашу предусмотрительную гуманность и возьмете на себя ее защиту пред общественным мнением».

К моменту публикации интервью Троцкого в «Известиях» акция по депортации набрала полные обороты.

10 августа 1922 г. был издан Декрет «Об административной высылке», а в ночь с 16 по 17 августа 1922 г. и Москве и Петрограде было арестовано более ста известных представителей русской культуры и науки (операция на Украине прошла днем позже: в ночь с 17 на 18 августа). Поскольку среди «инакомыслящих» особенно выделялись философы (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, И. Ильин и другие), и возникло нарицательное словосочетание «философский пароход».

«В "петроградском" списке высланных было много имен профессоров Петроградского университета, - отмечает Т.И. Ульянкина. - Это и первый демократически избранный ректор Петроградского университета, математик Д.Ф. Селиванов (1855-1932), проректор Петроградского университета, юрист А.А. Боголепов (1882-1939); еще один проректор, почвовед и агрохимик Б.Н. Одинцов (1882-1967) в 1922 был избран ректором, но не был утвержден правительством; социолог, философ, профессор кафедры социологии университета (с 31.01.1922) П.А. Сорокин (1889-1968), три философа Л.П. Карсавин (1882-1952), И.И. Лапшин (1870-1952) и Н.О. Лосский (1870-1965); юрист и публицист А.С. Изгоев-Ланде (1872-1935); химик-технолог С.Л. Зубашев (1860-1928) - профессор Петроградского технологического института; экономист Б.Д. Бруцкус (1874-1938) - профессор Петроградской сельскохозяйственной академии. В составе “украинской группы” можно назвать Б.П. Бабкина (1877-1950) - профессора-физиолога, ученика И.П. Павлова».

Первые данные о количестве депортированных из Советской России осенью 1922 г. приводятся в интервью В.А. Мякотина берлинской газете «Руль»: «Из Москвы высылаются 30-35 человек, среди них профессора Кизеветтер, Бердяев, председатель общества сельского хозяйства Угримов, Интецкий, кн. С.Е. Трубецкой, затем Франк, Айхенвальд, Ясинский, Пешехонов, агроном Ромодановский и кооператоры Булатов, Баккал, Сигирский, Любимов, Матвеев

(члены сельского союза). Итого из Москвы с семьями выслано около 100 человек». Всего же, по оценкам зарубежных историков, в изгнании оказалось около 500 ученых.

Один из упомянутых Мякотиным высланных москвичей, литературный критик, философ, ученый секретарь Московского психологического общества и секретарь редакции журнала «Вопросы философии и психологии» Юлий Исаевич Айхенвальд, «удостоился» статьи на первой странице в «Правде» от 2 июня 1922 г. Название этой публикации, подписанной псевдонимом «О», говорит само за себя - «Диктатура, где твой хлыст?».

«…философия чистого искусства и литературная критика, стоящие под тем же знаком, всегда и неизменно обнаруживали ослиные уши реакции. И уши эти отличались в разные периоды только длиною. У господина Ю. Айхенвадьда уши длины непомерной, и первое впечатление от его книги - это удивление: как это в Советской России - даже в момент десятимесячного перемирия с буржуазным миром - нашлись бумага, шрифт и типографские чернила для того, чтобы дать столь полное отражение длиннейшим ушам айхенвальдовского чистого искусства. Мы здесь не литературную критику или антикритику собираемся писать. Мы ставим чисто политический вопрос. Или вернее - мы зовем к политическому ответу», - пишет автор статьи. Любопытно, что уже 6 июня 1922 г. в Советской России был образован Главлит - официально введена цензура.

К «политическому ответу» Айхенвальда призывали за литературоведческий анализ поэмы Александра Блока «Двенадцать», опубликованный в книге «Поэты и поэтессы» (изд. «Северные Дни», Москва, 1922 г.): «“Двенадцать героев поэмы, - пишет Айхенвальд, - собранные в одну грабительскую шайку, нарисованы как тёмные и пьяные дикари”. И в то же время мы слышали от него же, что поэма “хорошо воспроизводит стиль и ритм товарищей и их действа”. Разумеется, благочестивый Айхенвальд чужд политике, - если коснется академического пайка, он даст в том подписку, - но ведь он именно во имя чистого искусства - того самого, что вывалялось во всех сточных канавах деникинщины и врангелевщины - называет рабочую советскую республику грабительской шайкой. Айхенвальд готов был бы почти примириться с поэмой, ибо - видите ли - некоторые штрихи заставляют его думать, что поэт “дал не столько поэму, сколько сатиру, - едкую сатиру на русскую революцию, на ее опошленные лозунги, на ее отношение к “буржуям”, “попам”, “сознательным” и “бессознательным”... Но так как старый мир назван у Блока “безродным псом”, то сатиры все-таки не выходит, и бескорыстный эстет отвергает пса, тем более безродного (старый мир был “родовит”!), и осуждает всю поэму о грабительской шайке “товарищей”».

Закономерен и вывод, вернее - приговор, к которому приходит неизвестный «О»: «У диктатуры не нашлось в свое время для подколодного эстета - он не один! - свободного удара хотя бы древком копья. Но у нее, у диктатуры, есть в запасе хлыст, и есть зоркость, и есть бдительность. И этим хлыстом пора бы заставить Айхенвальдов убраться за черту, в тот лагерь содержанства, к которому они принадлежат по праву - со всей своей эстетикой и со своей религией».

Сегодня понятно, что это была не просто «революционная фраза». Механизм зачистки и высылки людей, имевших свой взгляд на происходящее в России, уже был запущен. Высылка элиты российских ученых в начале 1920-х была беспрецедентным по своим масштабам явлением. Как отмечает Т.И. Ульянкина, речь идет о 1,5-2,0 миллионах человек, фактически - о «совершенно новой социальной группе, покинувшей Россию в 1920-е - начале 1930-х годов».

«Для большинства из высланных насильственная эмиграция стала страшным ударом, - подчеркивает философ Виталий Шенталинский в книге «Донос на Сократа» (2001). - Людей изгоняли из собственного отечества противу их воли - такая кара, изумившая всех, неизвестная в царской России, применялась в первый, но, увы, не в последний раз... Интеллект, талант - это, пожалуй, единственный товар, который советская власть даром, не скупясь поставляла миру».

Эхо гудков двух «философских пароходов» осени 1922 года до сих пор отдается в России.


Иллюзии контрреволюционной «демократии» / газета «Правда» №108, среда, 17 мая 1922 г., 4 с. Статья опубликована на с. 1; Диктатура, где твой хлыст? (о поэте Ю. Айхенвальде) / газета «Правда» №121, пятница, 2 июня 1922 г., 4 с. Статья опубликована на с. 1; Тов. Троцкий об отношении Европы и Америки / газета «Известия» №193, среда, 30 августа 1922 г., 8 с. Интервью опубликовано на с. 1.

Предыдущая статья Мнимости в геометрии (1922)
Следующая статья Улучшение человеческой породы (1923)
Печать
1279 Оценить статью:
2.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top