Search

Стихотворный человек

27 апреля 2024 г.

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Лихоимец (1768 год)

Лихоимец (1768 год)

Александр Сумароков

В 1768 году при Петербургской Академии наук были изданы сразу три комедии А. П. Сумаро­кова: «Лихоимец», «Три брата совместники» и «Ядовитый». Несколько раз, начиная с 1769 года, они ставились драматическими труппами Петер­бурга и Москвы. Наибольшее число представ­лений выдержал «Лихоимец»: на петербург­ской сцене он игрался в 1769, 1781 и 1782 годах; на московской - в 1769 году. К моменту появле­ния на свет сумароковской комедии в реперту­аре петербургского придворного театра уже существовал один «Лихоимец». Его автор - камер-юнкер В. И. Бибиков, участник придвор­ных спектаклей, в 1765 году назначенный Ека­териной II «иметь дирекцию над Российским театром», а в 1779-1786 годах исполнявший обя­занности «директора над зрелищами и музы­кой». Поскольку текст комедии Бибикова, напи­санной в конце 1765 или в начале 1766 года, не сохранился, трудно сказать, позаимствовал ли из неё что-либо Сумароков, кроме названия. Из служебных документов и мемуарных источ­ников явствует одно: и «Лихоимец» Бибикова, и все три комедии Сумарокова писались на основе «личных приключений» их авторов.

После смерти в 1766 году Петра Панкратьевича Сумарокова, отца писателя, члены его многочисленного семейства (трое сыновей и пять дочерей) вступили в долгую неприми­римую борьбу за справедливый раздел иму­щества. К этому времени Сумароков уже давно жил в разъезде с женой И. Х. Балк и готовился к переезду в Москву с младшей дочерью Ека­териной, впоследствии вышедшей замуж за драматурга Я. Б. Княжнина. Главными дей­ствующими лицами семейной распри оказа­лись А. П. Сумароков, его мать Прасковья Ива­новна, урождённая Приклонская, и его зять А. И. Бутурлин. Аркадий Иванович Бутурлин был женат на Елизавете Петровне Сумаро­ковой, а после её смерти в 1759 году близко сошёлся с другой сестрой писателя, имя кото­рой в официальных жалобах деликатно опу­скалось. Будучи не в силах решить наслед­ственный спор между собой, враждующие стороны прибегали к посредничеству импе­ратрицы и в прошениях на её имя старались выставить друг друга в самом невыгодном свете. Так, в письме Екатерине II, написанном в октябре 1767 года, Сумароков, вкратце изло­жив суть своих имущественных претензий, не поскупился на резкие слова в адрес зятя и сестры, заявив, что они «оба люди празд­ные, прибыткожадные, непросвещённые и, кроме «Часовника», сроду ничего не читав­шие, и, кроме сребролюбия, ни о Боге, ни о прямой добродетели не имеющие понятия». Стремясь не быть голословным в характери­стике Бутурлина, Сумароков приводил при­меры его жадности, бесчестности и ростов­щической одержимости: «Он людям своим и дров не даёт, приказывая, чтоб они дрова сами на Москве-реке добывали... Он берёт по десяти рублей со ста и ныне ещё по два рубли в ящик собирает на жалованье своим людям, которых он почти и не кормит, приказы­вая им пищу добывать самим... Брату моему, а своему шурину, дал он сто рублей взаймы, взяв и крепость и заклад втрое, и вычел напе­рёд проценты, имея больше ста тысяч денег... У Шепырёва отнял он деревню только потому, что подьячий описался, и владел ею трид­цать лет... Он всегда носит чётки, по которым молится, считает деньги и бьёт ими слуг».

В ответ на обвинение родственников, что он якобы написал на них пасквиль, Сумароков защищал себя перед Екатериной II: «Шествуя по стопам Горация, Ювенала, Депрео и Моли-ера, имею ли я нужду в пасквилях? Сатира и комедия лучше бы мне праведное учинили отмщение к пользе публики, нежели пасквиль». Приводимое письмо императрице и явилось своего рода конспектом комедии «Лихоимец». Главный её герой - ростовщик Кащей - берет большие проценты, считает деньги по чёткам, не кормит своих людей, советует им воровать дрова, владеет деревней, отнятой у своего друга Леандра. В сюжете комедии важное место занимает любовная линия: молодой дво­рянин Дорант, должник Кащея, пленён его пле­мянницей Изабеллой, которая уговаривает своего возлюбленного уплатить дяде все тре­буемые проценты, чтобы не было никаких препятствий их счастливому союзу. В «Лихо­имце» есть ещё два персонажа: Пасквин, слуга Доранта, и Клара, служанка Изабеллы, но они появляются на сцене главным образом для того, чтобы вместе с другими обличить стараго и безобразного Кащея. Сочинению Сума­рокова явно недоставало комедийной интриги, забавных положений, которые намечены, но не развиты в «Лихоимце».

Вопреки сатирической традиции XVIII века, предписывавшей авторам обличать злонравия, а не их носителей, Сумароков написал очеред­ную памфлетную комедию с узнаваемыми героями. Дальнейшую её судьбу попытался предсказать Н. И. Новиков: «Всякая критика, писанная на лицо, по прошествии многих лет обращается в критику на общий порок; осме­янный по справедливости Кащей со временем будет общий подлинник всех лихоимцев».

 


Сумароков Александр Петрович (1717/1718-1777)

Лихоимец. Комедия. В Санкт-Петербурге: При Императорской Академии наук, 1768. 92, [1] с. В цельнокожаном переплёте начала XIX века. На корешке золототиснёный геометрический орнамент. В верхней части корешка на ярлыке зелёной кожи тиснённое золотом заглавие. По краям крышек переплёта тиснённые золотом орнаментальные рамки. В центральной части крышек переплёта тиснённый золотом суперэкслибрис библиотеки Императорского Московского университета. Тройной голубой обрез. 17х10,5 см.

Предыдущая статья Описание о Японе (1768 год)
Следующая статья История российская с самых древнейших времён (1768-1784 годы)
Печать
1336 Оценить статью:
Без рейтинга

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Back To Top