Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Tuesday, December 3, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

История российская с самых древнейших времён (1768-1784 годы)

История российская с самых древнейших времён (1768-1784 годы)

Василий Татищев

Правнучка В. Н. Татищева Е. П. Янькова, со слов которой её внуком Д. Д. Благово были состав­лены известные мемуары «Рассказы бабушки», вспоминала, что, когда Н. М. Карамзин задумал писать русскую историю, многие над ним под­шучивали и говорили: «Ну где какому-нибудь Карамзину тягаться с Татищевым и Щербато­вым». Будущий же автор «Истории Государства Российского» к этому времени не только внима­тельно изучил татищевский труд, но и дал ему не вполне лестную оценку (Пантеон россий­ских авторов // Вестник Европы. 1802. № 20), оказавшую значительное влияние на науч­ную репутацию Татищева. Признавая неутоми­мую энергию своего предшественника в поис­ках рукописных и печатных источников, его деятельный ум и страстную охоту к историче­ским наукам, Карамзин, тем не менее, отметил, что «сей трудолюбивый муж» не смог «обде­лать всё в голове своей» и вместо истории оста­вил потомкам только материалы к ней, снабдив подготовленный им летописный свод не всегда убедительными комментариями.

На отсутствие «порядка и склада» в «Исто­рии российской» жаловались ещё современ­ники, читавшие её в рукописи. Сам Татищев в предисловии к труду объяснял свою пози­цию так: «Я не новое и не для увеселения чита­ющих красноречивое сложение сочиняю, но от старых писателей самым их порядком и наре­чием собирал, как они положили, а о сладкоречии и критике не прилежал».

Позднее историк С. М. Соловьёв, с большим уважением относившийся к Татищеву, именно в том и увидит его заслугу, что подготовленный им летописный свод, снабжённый географиче­скими, этнографическими, хронологическими примечаниями, «указал путь и дал средства своим соотечественникам заниматься русской историей». Современные учёные, возведя Тати­щева в ранг «отца русской историографии», про­должают задавать вопрос: кто написал «Исто­рию российскую» - первый русский историк или последний летописец?

Василий Никитич Татищев собирал мате­риалы к «Истории» в течение тридцати лет. И почти всё это время он находился на службе. В 1693 году, семи лет от роду, Василий Татищев был взят стольником ко двору Прасковьи Фёдо­ровны, жены царя Ивана Алексеевича и дальней родственницы Татищевых. Шестнадцать лет он прослужит в армии, главным образом в артил­лерии, примет участие в сражении под Нарвой, в Полтавской битве, в Прутском походе. Инспек­тор Уральских металлургических заводов (1720-1722), член Московской монетной кон­торы (1727-1733), управитель Уральского края (1734-1737), глава Оренбургской экспедиции (1737-1739) и Калмыцкой коллегии (1739 -1741), губернатор Астраханского края (1741-1745) -таков не полный перечень должностей Тати­щева. И хотя во время заграничных поездок в Пруссию, Саксонию, Швецию и Англию он имел возможность поучиться фортификации, горному делу и монетному производству, чаще всего ему приходилось на месте приобретать новые профессиональные навыки. Впрочем, для XVIII века, полагавшего, что просвещённый человек, приложив старание, может справиться с любым делом, это было обычным явлением.

«Начатие» исторических изысканий Тати­щева также было связано с его служебной дея­тельностью - в качестве помощника генерал-фельдмаршала графа Я. В. Брюса, в 1716 году задумавшего сочинить обстоятельную геогра­фию Российского государства с ландкартами всех уделов и сведениями обо всех городах. За неимением времени для кабинетных занятий Брюс основные обязанности по составлению географии возложил на своего помощника. Приступив к работе, Татищев сразу понял, что без древней истории сочинить географию «не можно», и поэтому он вскоре оставил геогра­фию и начал «наиболее о собрании сей исто­рии прилежать».

В Москве, Петербурге, Казани, Сибири, Астра­хани - везде, где оказывался Татищев по слу­жебным делам, он не упускал случая порыться в архивах. Ему были известны многие личные библиотеки, в частности книжное собрание лидера «верховников» Д. М. Голицына. Покупая книги в России и за рубежом, Татищев составил и свою обширную библиотеку, насчитывавшую около тысячи томов.

В 1745 году, за пять лет до смерти, Василий Ники­тич указом императрицы Елизаветы Петровны был отставлен от службы и сослан в своё име­ние Болдино Дмитровского уезда Московской губернии. Последние годы опального астрахан­ского губернатора были посвящены приведению в порядок «Истории российской».

Напечатать свой труд Татищев пытался ещё в 1739 году, познакомив с рукописью членов Петербургской Академии наук и знакомых, в число которых входил новгородский архи­епископ Амвросий. Суд современников ока­зался строг, но не единодушен. Одни находили, что сочинение Татищева слишком кратко, дру­гие - что оно слишком пространно, третьи даже обвиняли автора в предательстве православ­ной веры. Не добившись положительного реше­ния в России, Татищев предпринимал попытки опубликовать «Историю» в Англии. Именно для этого, как полагают исследователи, он подарил в английское королевское собрание рукопись Ростовской летописи. Однако, несмотря на все усилия, увидеть свой труд изданным Татищеву не довелось.

Выход в свет «Истории российской», разде­лённой автором на четыре книги, растянулся на восемьдесят лет. Первые три книги издал Московский университет по спискам, предо­ставленным сыном Татищева - Евграфом Васи­льевичем. Работа по подготовке рукописи к печати велась под наблюдением историка Г. Ф. Миллера, исправившего, в частности, погрешно­сти переписчиков в написании географических названий и этнографических реалий. Решив как можно быстрее начать публикацию, Миллер по просьбе Московского университета первую книгу Татищева разделил на две части, вышед­шие в 1768 и 1769 годах. Следующие две книги появились в 1773 и 1774 годах. Четвёртая книга, печатавшаяся в Петербурге, появилась только в 1784 году, а последняя, пятая, часть «Истории» (или четвёртая, согласно хронологическому делению Татищева) была выпущена Император­ским обществом истории и древностей россий­ских в 1848 году по рукописи, обнаруженной М.П. Погодиным.

«История российская с самых древнейших времён» - произведение в некоторой степени публицистическое. И в обширном предисловии, и в тексте сочинения автор ставил перед собой задачу защитить отечественную историю от нападок «европских» учёных, утверждавших, что Древняя Русь не оставила после себя соб­ственных письменных памятников. «История» доведена только до царствования Ивана Гроз­ного, хотя материалов позднейшего времени, включая петровскую эпоху, у Татищева хва­тало. В предисловии историк объяснил, почему он не отважился хронологически продолжить свой труд: «В настоящей истории явятся многих знатных родов великие пороки, которые если писать, то их самих или их наследников подвиг­нуть на злобу, а обойти оные - погубить истину и ясность истории или вину ту на судивших обратить, еже было с совестию несогласно; того ради оное оставляю иным для сочинения».

 


Татищев Василий Никитич (1686-1750)

История Российская с самых древнейших времён неусыпными трудами через тритцать лет собранная и описанная покойным Тайным советником и Астраханским губернатором, Васильем Никитичем Татищевым. Кн. 1-4. [Москва]: Напечатана при Императорском Московском Университете, 1768-1784. Кн. 1. Ч.1. 1768. [12], XXVIII, 224 с. Кн.2. Ч.1. 1769. [4], с. 225-600. Кн. 2. 1773. [8], 536 с. Кн. 3. 1774. [6], 530 с. Кн. 4. 1784. [2], 595 с. В четырёх цельнокожаных переплётах конца XVIII века. В верхней части корешка ярлыки: крас­ной кожи с золототиснёным заглавием, зелёной с номером части. По корешку золототиснёный растительный орнамент. Форзацы бумаги цветной печати с геометрическим рисунком. Тройной красный обрез. 24,5х18,5 см.

Previous Article Лихоимец (1768 год)
Next Article Подлинное описание жизни французского мошенника Картуша (1771 год)
Print
2504 Rate this article:
No rating

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top