Русский вестник (1812 год)
Журнал «Русский вестник» московский литератор Сергей Николаевич Глинка начал издавать в 1808 году, вскоре после своего возвращения из заграничного похода. Тогда, в 1806-1807 годах, он воевал с Наполеоном бригад-майором Смоленского ополчения (в Духовщинском уезде Смоленской губернии находилось родовое имение Глинок - Сутоки). Чин майора Глинка получил ещё в 1800 году при выходе в отставку из гвардии, где он прослужил шесть лет после окончания в 1794 году Сухопутного шляхетного кадетского корпуса. С изданием «Русского вестника» для Глинки, поэта, переводчика и драматурга, открылось новое поприще - общественное.
Название журнала, возникшее из оппозиции к «Вестнику Европы», редактировавшемуся сначала Н. М. Карамзиным, а затем М. Т. Каченовским, не оставляло сомнений в подчёркнуто патриотической направленности нового издания и по-разному оценивалось современниками. К. Н. Батюшков в письме к Н. И. Гнедичу от 1 ноября 1809 года, рассуждая об истинном и мнимом патриотизме, замечал: «Глинка называет "Вестник" свой русским, как будто пишет в Китае для миссионеров или пекинского архимандрита». Та же нота недоверия к слишком аффектированной любви издателя ко всему отечественному звучала и в записной книжке Батюшкова 1810-1811 годов: «Его журнал можно назвать политическим. Он же сам похож на проповедника крестового похода: тот же девиз и у него, что у Пустынника Петра: Бог, Вера, Отечество». Репутацию Глинки - глашатая русской старины, который в обычной жизни не отказывался ни от французских соусов, ни от шампанского, ни от бостона, - создавали сатирические стихи и эпиграммы разных авторов, такие как «Видение на брегах Леты» Батюшкова и «Дом сумасшедших» А. Ф. Воейкова, распространявшиеся в многочисленных рукописных списках. Правда, если верить «Запискам» Глинки, тот же Батюшков, встретившись с ним в 1812 году в Нижнем Новгороде, очень извинялся за прежние свои подшучивания над «Русским вестником», сказав при этом: «Обстоятельства оправдали Вас и Ваше издание».
Глинку трудно было заподозрить в притворстве и сознательной политической конъюнктуре. Весь его облик опровергал подобные предположения. Высокого роста, неуклюжий, «торопливого нрава», со «странностями в приёмах», он внешне производил впечатление нелепого чудака и оригинала. Вместе с тем современники, близко его знавшие, как С. Т. Аксаков, братья Н.А. и К. А. Полевые, находили в нём «самого доброго, прямого, открытого и правдивого человека», который не боялся ничего в мире и не обращал особого внимания на насмешки и остроты в свой адрес. В «Литературных и театральных воспоминаниях» С. Т. Аксакова столь же правдивой представала и общественная позиция Глинки: «Русское направление было для него главным делом в жизни: проповедовать его он считал своим гражданским долгом, ибо такое проповедование он находил полезным для государства, которого он был гражданином». Но, к сожалению, как писал в числе других современников тот же Аксаков, Глинка сам делал из своих строк, полных внутреннего чувства, бесчисленные казённые стереотипы, «начинавшие уже опошливаться и надоедать людям разборчивым».
Первые два года существования «Русского вестника» оказались вполне благополучными. В журнале сотрудничали Г. Р. Державин, И. И. Дмитриев, Н. А. Радищев (сын А. Н. Радищева), П. И. Шаликов, А. Ф. Мерзляков, А. Ф. Воейков, В. В. Измайлов, брат издателя поэт Ф. Н. Глинка. «Русский вестник» пользовался успехом, особенно в провинции, где только подписчиков насчитывалось свыше четырёхсот. Однако вскоре Глинка растерял почти всех участников своего журнала, и ежемесячные книжки «Русского вестника» стали заполняться преимущественно сочинениями самого издателя. Таким положение «Русского вестника» оставалось вплоть до Отечественной войны.
В 1812 году вышло девять номеров журнала. Среди публикаций зимних и весенних книжек «Русского вестника» - переложения псалмов и переводы Н. М. Шатрова, басня С. Т. Аксакова «Три канарейки», оды А. А. Писарева, несколько стихотворений П. И. Шаликова, А. Ф. Воейкова и анонимных поэтов «из Петербурга», «из Калуги», «из Рязани». Главным автором, как обычно, выступал сам Глинка. Тогда им были напечатаны повесть «Старый друг лучше новых двух», поэтические опыты, многочисленные историко-патриотические эссе о героях Смутного времени, о дворе царя Алексея Михайловича, об А. В. Суворове, выписки из разных книг с обширными комментариями и рассуждениями. Несколько номеров заполнял объёмный труд издателя под названием «Опыт о народном нравоучении».
В мартовском и апрельском номерах были опубликованы стихи Глинки, посвященные прощанию с гвардейскими полками, направлявшимися из Санкт-Петербурга к западным границам империи. Для читателей это служило ещё одним, помимо газетных сообщений, предвестием военной грозы. Начиная же с июльского номера, «Русский вестник» наполняли манифесты, воззвания, поэтические отклики на те или иные действия правительства, примеры «усердия» дворян и купечества к воинам, описания подвигов крестьян, так или иначе оказывавших сопротивление врагу. Например: «На сих днях один из наших раненых героев покупал в рядах шляпу и шпагу. Выбрав, хотел расплатиться. Купцы никак не принимали денег. Герой наш сказал, что оставит покупку. Русские купцы отвечали: "Исходишь все ряды, всё то же будет. Никто не возьмёт с тебя денег. Ты проливал кровь за великого государя и за веру русскую"». Значительное место в журнале занимали «разные известия», включавшие объявления о сборе пожертвований для вдов и сирот.
Любитель французского языка и знаток французской литературы, Глинка всегда выступал непримиримым врагом подражания всему французскому. В 1812 году эта тема, естественно, приобрела особую остроту. В августовской книжке «Русского вестника» издатель поместил свою статью «О московских вывесках»: «Мы в войне с французами, и, несмотря на то, проходя некоторые московские улицы, оборачиваясь во все стороны, невольно подумаешь, что живёшь в Париже, а не в Москве! Вот что производят чудные, бесполезные и смешные французские вывески в древней столице русского царства». Приведя примеры забавных и нелепых, по его мнению, вывесок кондитерских, бакалейных лавок, магазинов модной одежды, автор статьи увидел в них карикатурное проявление всеобщей галломании - «нашего образа мыслей», «нашей жизни» и «нашего воспитания». В мемуарах К. А. Полевого сохранился любопытный анекдот о встрече в Москве в 1812 году Глинки и Н. М. Карамзина, его литературного противника, который в его глазах олицетворял проводника идей и защитника французской культуры. «Накануне или в самый день приближения французов к Москве Карамзин выезжал из неё в одну из городских застав. Там неожиданно он увидел С. Н. Глинку, который подле заставы на груде брёвен сидел окружённый небольшою толпою, разрезывал и ел арбуз, бывший у него в руках, и ораторствовал, обращаясь к окружавшим его. Завидев Карамзина, он встал на брёвнах и, держа в одной руке арбуз, в другой нож, закричал ему: "Куда же это вы удаляетесь? Ведь вот они приближаются, друзья-то ваши! Или, наконец, вы сознаетесь, что они людоеды, и бежите от своих возлюбленных! Ну, с Богом! Добрый путь вам!" Карамзин прижался в уголок своей коляски и, раскланявшись с Глинкою, спешил удалиться, боясь, что он сделает с ним какую-нибудь историю».
В анекдоте, рассказанном Полевым, приведена характерная деталь: Глинку, сидевшего на брёвнах, окружала «небольшая толпа». Он, действительно, любил и умел ораторствовать перед московскими обывателями, которые его понимали и ему верили. М. А. Дмитриев в «Воспоминаниях моей жизни» писал о том, что в 1812 году перед приездом в Москву императора Александра I Глинка уговорил москвичей идти навстречу государю, и за ним «пошло по большой дороге тысяч до семи народа». Правда, эта встреча не состоялась, так как государь остался ночевать на последней станции и прибыл в Москву не 11 июля, как ожидалось, а утром следующего
дня.
11 июля 1812 года Глинка первым записался в московское ополчение, но не покидал Москвы буквально до самого вступления в неё французов. 15 июля в зале Дворянского собрания он спонтанно, что называется с места, произнёс речь, в которой предрёк сдачу и сожжение древней столицы. После этого ошеломившего многих выступления оратор-пророк вернулся домой (он жил тогда в Тишинском переулке возле Дорогомиловского моста) и стал ждать ареста. Но всё устроилось совершенно иначе. 18 июля он получил орден Святого Владимира IV степени «за любовь к Отечеству, доказанную сочинениями и деяниями» и 300 000 рублей «экстраординарной суммы» на общественные нужды. По распоряжению императора генерал-губернатором Ф. В. Ростопчиным на него была возложена особая миссия: посещая людные места, «успокаивать умы», «оживлять души добрых граждан», «внушать им меры осторожности». Какое-то время Глинка мог воздействовать на «мнение народное» через свой журнал, но с приближением к Москве Наполеона издание «Русского вестника» приостановилось. Уже почти в виду неприятельских войск Глинка вместе с братьями покинул Москву, чтобы догнать своё семейство, выехавшее чуть раньше, и вернулся назад к началу 1813 года после долгих недель скитаний по российским губерниям.
В Библиохронике представлены девять номеров «Русского вестника» за 1812 год (с января по сентябрь, т. е. до сдачи Москвы), переплетённых в три книги. Судя по экслибрисам, штемпелям и пометам, они некогда находились в библиотеке графа А. А. Аракчеева, видимо, в той её части, которая размещалась в имении Грузино под Новгородом. После смерти Аракчеева в апреле 1834 года его библиотеку перевезли в Санкт-Петербург. Частично она оказалась расхищена и продана на рынках, а оставшиеся книги перешли Новгородскому кадетскому корпусу, основанному графом за месяц до кончины. В 1866 году Кадетский графа Аракчеева корпус был переведён в Нижний Новгород, и именно к этому периоду относится основная часть помет на описываемых экземплярах. В библиотеке всесильного временщика «Русский вестник» оказался не случайно: современники называли Аракчеева в числе покровителей Глинки и его журнала. Впрочем, в своих «Записках» Глинка утверждал, что Аракчеев не делал ему никакого добра, но в то же время не был для него «ни страшен, ни грозен».
После войны 1812 года Глинка возобновил «Русский вестник» и выпускал его ещё более десяти лет. Свои произведения, которые впервые увидели свет на страницах журнала, он переиздавал отдельными книгами. Так, из рассказов о российских героях древней и новой истории им составлялись многочисленные сборники исторических анекдотов, иллюстрировавшиеся гравюрами, которые в своё время были заказаны для «Русского вестника». Один из таких сборников представлен в настоящем выпуске Библиохроники.
Русский вестник на 1812-й год, издаваемый Сергеем Глинкою. Часть семнадцатая. Москва: В Университетской типографии, [1812]. (№№ 1-3: Январь-март.) № 1: 1 л. фронтиспис (гравированная аллегорическая картинка «Старинные обеты русских воинов»), 108 с. № 2: 1 л. фронтиспис (гравированный А.Осиповым портрет А. В. Суворова), 104 с. № 3: 1 л. фронтиспис (гравированный А. Осиповым портрет М. И. Платова), 118 с.
Русский вестник на 1812-й год, издаваемый Сергеем Глинкою. Часть восемнадцатая. Москва: В Университетской типографии, [1812]. (№№ 4-6. Апрель-июнь.) № 4: 1 л. фронтиспис (гравированный портрет «Хабар-Симский Иван Васильевич»), 104 с. № 5: 1 л. шмуцтитул, 1 л. титульный, 1 л. фронтиспис (гравированный портрет Ивана Сусанина), 127 с. № 6: 1 л. шмуцтитул, 1 л. титульный, 1 л. фронтиспис (гравированный портрет Козьмы Минина), 126 с.
Русский вестник на 1812-й год, издаваемый Сергеем Глинкою. Часть девятнадцатая. Москва: В Университетской типографии, [1812]. №№ 7-9. (Июль-сентябрь.) № 7: 1 л. фронтиспис (гравированный А. Осиповым портрет «Флота капитан Рикорд»), 93 с. № 8: 1 л. фронтиспис (гравированный портрет «Наставник Петра Великого Никита Моисеевич Зотов»), 83 с. № 9: 1 л. фронтиспис (гравированный портрет «Царица Наталия Кирилловна»), 143 с.
Комплект из трёх конволютов в трёх цельнокожаных переплётах первой четверти XIX века. На крышках золототиснёные орнаментальные рамки. На корешке тиснённый золотом орнамент и ярлыки зелёной кожи с тиснёнными золотом заглавием и номерами частей. Форзацы «мраморной» бумаги. Тройные жёлтые обрезы. 17х10,5 см. На передних форзацах экслибрисы библиотеки графа А. А. Аракчеева. Поверх них наклеены экслибрисы: «Библиотека Нижегор. <одского> Гр <афа> Аракчеева К.<адетского> К.<орпуса>». На титульных л. штемпели библиотеки Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса. На оборотах свободных л. передних форзацев библиотечные шифры «орешковыми» чернилами.
Аракчеев Алексей Андреевич (1769-1834) - государственный и военный деятель, генерал от артиллерии (1807), граф (1799). В 1796-1798 - комендант Петербурга. В 1799 и с 1803 - инспектор артиллерии. В 1808-1810 - военный министр. С 1810 - председатель Департамента военных дел Государственного совета. С 1815 сосредоточил в своих руках руководство Государственным советом, комитетом министров, Собственной Его Императорского Величества канцелярией, был единственным докладчиком императору Александру I по большинству ведомств. С 1817 - главный начальник военных поселений. После воцарения императора Николая I был отстранён от дел и жил вне Петербурга. Его библиотека, по различным источникам, насчитывала от 10 до 15 тысяч томов. Частично расхищенная после смерти владельца, была передана в Новгородский кадетский корпус. На экслибрисе Аракчеева изображён его герб с девизом: «Без лести предан».
Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус - первый среди губернских кадетских корпусов, созданных по воле Николая I. Основан в 1834 как Новгородский кадетский корпус. В 1866 переведен в Нижний Новгород и преобразован в военную гимназию. В 1882, вследствие реформы Александра III, переименован в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус. Расформирован в 1918. В здании корпуса разместилась школа красных командиров. Значительная часть библиотеки была расхищена.