Как лиса рыбкой у мужика поживилась. (Русская сказка).
«Однажды, после ужасной битвы между большевиками и украинцами, когда на улицах валялись трупы людей и лошадей, большевики-победители шли по квартирам, из которых якобы стреляли, искать оружие. У папы был браунинг. Конечно, он его в ход не пускал, но все же за такую находку его могли арестовать и даже расстрелять» (Арнольд В., 13 лет).
«Это было в 1918 году. Однажды утром я был разбужен стуком сапог. Я открыл глаза, но тотчас же закрыл их: надо мной стояло чудовище в маске и с револьвером, который оно подставило к моему виску; само собою разумеется, это чудовище было не больше, как человек. От испуга я стал кричать; на мой крик сбежалось еще 6 человек, тоже в масках и с револьверами. Но, увидя, что я не переставал кричать, и боясь, как бы соседи не сбежались на мой крик, они поспешно вышли из моей комнаты, оставив одного налетчика без маски: они думали, что я испугался маски, что и было верно. Налетчик, который остался у меня, был в солдатской форме и с револьвером, в котором, по его словам, было 80 патронов, тогда как самое большое число их достигает 16-17 в рукоятке и 1 в действии. Вскоре я свыкся с видом налетчика и стал задавать ему наивные вопросы: “Что вы ищете?”» (Нолли В., 12 лет).
Это фрагменты рассказов маленьких эмигрантов из Советской России, вошедших в издание «Дети детям. Сборники рассказов, написанных и иллюстрированных детьми в возрасте 10-13 лет». Два сборника вышли в 1920-х гг. в Париже в издательстве Я. Поволоцкого (18811945). В первый вошло шесть рассказов очевидцев о наступлении советской власти - погромах, грабежах, эмиграции, во второй - уже одиннадцать. Составители - Л.А. Коварская (1874-1965) и И. Н. Коварский (1880-1962).
Лидия Антоновна Коварская, педагог, писатель, выпускница Санкт-Петербургского историко-филологического факультета Высших женских курсов. Участвовала в революционном движении, собирала деньги для голодающих. В ее квартире в Киеве, где она работала преподавателем, «бабушка русской революции» эсерка Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская (1844-1934) вместе с одним из организаторов и лидеров партии эсеров Григорием Андреевичем Гершуни (1870-1908) писали первую партийную программу. В 1919 г. Коварская эмигрировала с мужем во Францию, а в 1940 г. переехала в США, где сотрудничала в газете «Новое русское слово».
Илья Николаевич Коварский, врач, с 1899 г. - эсер, с 1909 г. был членом Центрального комитета партии социалистов-революционеров. Преследуемый властями за участие в антибольшевистской коалиции, по настоянию жены уехал в Германию и в Мюнхене поступил на медицинский факультет, но образование закончил уже в Дерптском университете (когда началась Первая мировая война, супруги Коварские вернулись в Россию). Накануне Февральской революции 1917 г. работал в Москве санитарным врачом при городской управе. Уже в эмиграции, в Париже, основал издательство «Родник». В США, куда переехал в 1940 г., возглавлял Общество российских врачей.
Тексты сборников сопровождаются детскими рисунками, созданные самими авторами. Один из «художников» книги - Женя Коварская. Ею же были оформлены, по крайней мере, еще несколько книжек русских сказок из серии «Детская библиотека», вышедших в издательстве Поволоцкого в 1920-х гг.: «Про лису и колобка» (Жене было 10 лет, как указано на книге), «Морозко» и «Как лиса рыбкой у мужика поживилась» (Жене уже 11 лет).
«Русское книгоиздательство в Париже J. Povolozky & Со» не специализировалось на детских книгах. Это - одно из старейших парижских русских издательств, было создано в 1910 г. для сближения культур России и Франции и до 1914 г. имело отделения в Москве, Петербурге, Киеве, Одессе. Выпустило восемь сборников «Иллюстрированной библиотеки» (переводы французских писателей) с одновременным изданием во Франции «Библиотеки русских шедевров». После перерыва в работе в 1914-1918 гг. «идеология» издательства изменилась: теперь Я. Е. Поволоцкий хотел «дать ясное представление французам о русской революции и событиях в России». Свет увидели «Кровавые зори: Десять этюдов» и «Англия, 1914-1919: За пять лет» Дионео (псевдоним И. В. Шкловского) (обе 1920); «На повороте: Рассказы и очерки из советской жизни» Б. Соколова (1920), «Год на Родине: Полное собрание статей и речей 1917-1918» Г. В. Плеханова (1921); «В просторах Сибири. 1906-1910 годы» Г. Д. Гребенщикова (1922); «Издалека: Сб. ст. (1920-1921)» А. Ф. Керенского (1922), «В огне гражданской войны: Воспоминания, впечатления, мысли» С. Ф. Штерна (1922); «Евреи - сыны сострадания» Н. Паткановой- Кронковской (1924); «Там, где была Россия» А. Седых (1930) и др. Были изданы произведения М. Алданова, А. Аксельрода, К. Каутского, В. Чернова. В 1920-х гг. стала выходить серия «Миниатюрная библиотека», включавшая недорогие книги русских писателей, предназначенные для все прибывающих эмигрантов из России. В 1921 г. появилась нашумевшая книга А.И. Деникина (1872-1947) «Очерки русской смуты». Во второй половине 1920-х гг. в серии «Библиотека современных писателей» вышли произведения Дон Аминадо, П. Веймарна, Ю. Фельзена и др. В 1925 г. была издана первая из четырех книг «Временника общества друзей русской книги». С 1933 г. информация об издательстве исчезает со страниц русской зарубежной периодики, точная дата его закрытия неизвестна.
Владелец издательства Яков Евгеньевич Поволоцкий был яркой фигурой культурной жизни первой половины ХХ века. Одессит, он эмигрировал из России еще до революции. В Париже в 1910 г. открыл издательство и магазин русских книг. Я. Е. Поволоцкий был членом бюро Общества друзей русской книги, участвовал в деятельности Одесского землячества в Париже, помогал им материально. Он - один из основателей масонской ложи «Северная звезда», возобновленной в Париже в 1924-1925 гг. В декабре 1945 г. Повлоцкого сбил в Париже военный грузовик, издатель скончался в военном госпитале в день Рождества.
На обложке подпись художника «E. Vassilieff». Им же нарисована обложка для сказки «Морозко», вышедшей в издательстве Я. Е. Поволоцкого в 1920-х гг.
Как лиса рыбкой у мужика поживилась. (Русская сказка).
Русское книгоиздательство в Париже J. Povolozky & C°. [1920-е гг.]. 8 с., ил. 19,5x14,5 см.