Портрет являлся одним из излюбленных жанров прекрасного русского художника Юрия Анненкова. Ещё в предреволюционные годы он начал создавать обширную галерею живописных и графических портретов современников. В ту пору его моделями служили люди искусства: А.А. Ахматова, Н.С. Гумилёв, А.А. Блок, Б.Л. Пастернак, И.Е. Репин, А.Н. Бенуа... После февраля 1917-го эту галерею пополнило изображение А.Ф. Керенского, а какое-то время спустя - портреты В.И. Ленина (один из них получил первую премию на Всесоюзном конкурсе 1924 года) и других вождей большевистской партии, советского правительства и Красной Армии.
Один из талантливейших художников левого искусства, умело сочетавший в своём творчестве конструктивизм и реализм, Анненков был признан и обласкан новой властью. Перед ним открывались самые охраняемые двери: Ленина он портретировал в Кремле, всесильного Л.Д. Троцкого - в здании Реввоенсовета. Там же ему позировал заместитель Троцкого - Эфраим Склянский. Часть из этих работ вошла в альбом «Портреты» (Петроград, 1922).
В 1924 году Анненков выехал на Запад для организации советских павильонов на международных выставках в Венеции и Париже и решил остаться во Франции. Однако окончательный разрыв художника с Советской Россией оформился не сразу, свидетельством чему служит выпущенный Государственным издательством (ГИЗ) альбом «Семнадцать портретов».
Альбом содержал два портрета Л. Троцкого, четыре портрета Г. Зиновьева и по одному портрету Вс. Мейерхольда, К. Радека, В. Антонова-Овсеенко, Э. Склянского, К. Ворошилова, В. Зофа, Н. Муралова, А. Енукидзе, М. Роя, а также А. Луначарского.
Лучше всего об этом издании рассказал сам Анненков в замечательных мемуарах «Дневник моих встреч. Цикл трагедий»: «В выпущенном Государственным издательством в 1926 году огромном (56x49 см) и прекрасно отпечатанном альбоме, озаглавленном «Юрий Анненков. Семнадцать портретов», Анатолий Луначарский (тогда народный комиссар просвещения) писал в своём предисловии к этой книге: «Талант Юрия Анненкова и неподражаемая техника ГИЗа преподносят не одному только нашему поколению такой прекрасный подарок».
Оптимизм наивного Анатолия Васильевича, увы, не оправдался. В 1928 году, через два года после выхода в свет моего альбома, этот альбом был по приказу Сталина изъят в СССР из всех библиотек, магазинов и частных собраний и предан уничтожению, за исключением страницы с портретом К. Ворошилова, ставшего сталинским приверженцем. До следующих поколений мой альбом не дошёл. Троцкий был убит, Мейерхольд погиб в тюрьме, Каменев расстрелян, Радек умер в тюрьме, Антонов-Овсеенко расстрелян, Зиновьев расстрелян, Склянский погиб при странных обстоятельствах, Зоф расстрелян, Муралов расстрелян, Енукидзе расстрелян. Во время сталинских «чисток», за исключением Ворошилова, только две из этих моих моделей уцелели: Луначарский, назначенный послом в Испанию, но не успевший доехать туда и скончавшийся на юге Франции, и Рой, представлявший в Москве, в Центральном Комитете 3-го Интернационала, индусскую коммунистическую партию, но сумевший вовремя выбраться из Советского Союза и вернуться в Индию, разойдясь со сталинской генеральной линией.
Сразу же после напечатания моего альбома я получил в Париже, через советское полпредство, пять авторских экземпляров и четыре раздарил моим знакомым. Пятый же экземпляр сохраняется у меня до сих пор. В 1956 году, сразу после десталинизации, приезжал ко мне один американский библиофил и предлагал мне за него 600 000 (старых) франков. Я отказался продать альбом».
Возможно, именно этот, пятый авторский, экземпляр был продан наследниками художника на аукционе «Sotheby’s» в мае 2002 года.