Елена Петровна Блаватская (2010 год)
Александр Сенкевич
«Того нравственного значения, за которое ее прославляют на Западе, провозглашая борцом за жизнь загробную, за главенство в человеческом бытии духа, за ничтожество плоти и земной жизни... как противницу материализма и поборницу духовных начал в человеке и природе, в России она иметь не может, - писала о Елене Петровне Блаватской (1831-1891), оккультисте, спиритуалисте, авторе религиозно-мистических сочинений ее сестра писательница В.П. Жениховская (1835-1896). - Она могла приобрести такое значение и влияние на умы человеческие лишь там, где потрясены устои христианства, либо где они совсем неведомы».
Е.П. Блаватская (в девичестве Ган) происходила из дворянской семьи. Она получила хорошее домашнее образование, знала французский, английский, итальянский, немецкий, венгерский и другие языки. В 16 лет она вышла замуж за 42-летнего надворного советника, эриванского вице-губернатора Н.В. Блаватского, и через несколько месяцев по обоюдному согласию супруги разошлись. Блаватская отправилась в путешествие по Европе, Северной Африке, Северной и Южной Америке, Индии, Китаю. В 1859 г. она вернулась в Россию и открыла в Одессе фабрику чернил и магазин искусственных цветов.
Уже в юности Блаватская проявляла способности медиума.
«- Сама не знаю, что за напасть такая!» - говорила она. - Пристала ко мне какая-то сила, из Америки я ее вывезла. Мало того, что кругом меня все стучит и звенит, но вещи движутся, подымаются без толку и надобности... Да и кроме того, осмысленные проявления выказывает: в разговоры стуками мешается и на вопросы отвечает, и далее мысли угадывает. Чертовщина какая-то!» (Из воспоминаний В.П. Желиховской).
В 1864 г. Е.П. Блаватская уехала в путешествие по Египту и Европе, где училась «покорять своей воле эти силы». В 1868 г. она достигла Тибета. Целью ее было приобретение высшего знания под руководством более высокого разума, что требует «относительного уединения... в таком месте, где сама природа... сохраняет совершенный и ненарушаемый покой, если не молчание! Где воздух, на сотни миль вокруг, не отравлен миазмами, где атмосфера и человеческий магнетизм совершенно чисты и где никогда не проливают кровь животных».
Блаватская несколько лет обучалась в монастыре Ташилумпо в Шигадзе и хорошо знала Панчен-ламу VIII Ген пай Вангчуга (1855-1882). В.П. Жениховская утверждает, что Блаватская посетила также столицу Тибета Лхасу. Она получила доступ в несколько закрытых до того для европейцев монастырей. В Тибете, по словам Блаватской, она прошла «посвящение в оккультные мистерии».
В 1872 г., снова вернувшись в Одессу, она, видимо, решила использовать свои экстраординарные способности на службе отечеству и обратилась к начальнику III Отделения с предложением о сотрудничестве: «Я хорошо ознакомилась со всей Западной Европой... со всеми выдающимися личностями политиков разных держав, как правительственной, так и крайней левой стороны... Занимаясь спиритизмом, прослыла во многих местах сильным медиумом... каюсь в том, что три четверти времени духи... отвечали моими собственными для успеха планов моих - словами и соображениями. Редко, очень редко не удавалось мне посредством этой ловушки узнавать от людей... их надежды, планы и тайны».
Возможно, к такому шагу ее подвигли случаи, подобные тому, что описывает Жениховская. Однажды в Пскове был открыт убийца, совершивший преступление в окрестностях села Ругодева. Духи назвали Блаватской имя преступника, деревню и дом мужика, где он скрывался. Становой тотчас туда поскакал и арестовал преступника.
Но III Отделение не приняло ее предложения, и в 1873 г. Блаватская уехала в США, где в 1878 г. стала первой русской женщиной, принявшей американское гражданство.
В 1875 г. Е.П. Блаватская вместе с полковником Г.С. Олкоттом (1832-1907) и адвокатом У. К. Джаджем (1851-1896) основала в Нью-Йорке Теософское общество, призванное восстановить знание скрытых сил природы и выработать «универсальную религию», чтобы достигнуть братства людей. В 1879 г. Общество обосновалось в Индии. Членами его стали, среди других, изобретатель Томас Эдисон (1847-1931), основатель Французского астрономического общества, исследователь и популяризатор астрономии Николя Камиль Фламмарион (1842-1925), физик и химик Уильям Крукс (1832-1919), лауреат Нобелевской премии, поэт и драматург Р.Б. Иейтс (1926-1992).
Блаватская издавала теософские журналы («Теософт», основанный в 1879 г., выходит и сегодня), выпустила несколько книг путевых очерков, трудов, излагавших ее идеи, которые, по мнению санскритолога М. Мюллера (1823-1900), представляют смесь из плохо усвоенных идей буддизма. Тем не менее, ее труды «Разоблаченная Изида» (1877, первый тираж в 1000 экземпляров был раскуплен в несколько дней) и «Тайная доктрина» (1888) пользовались большим успехом.
В 1889 г. на упреки сестры, что Блаватская редко и мало пишет, последняя отвечала: «Друг и сестра! Твой неосмотрительный вопрос поразил нас, как бомба, начиненная наивным незнанием активной жизни теософа!.. Чем занята? Это я-то?! Да если есть на свете перезанятая жертва, так это твоя сестра горемычная. Вот пересчитай, зоил бессердечный, мои занятия: каждый месяц пишу от 40 до 50 страниц Эзотерических Инструкций, наставления в тайных науках, которые не могут печататься, а несчастные пять-шесть добровольцев-мучеников эзотеристов должны по ночам сидеть, рисовать, писать и на машине литографировать, всего только в число 320 экземпляров... Я же должна всё пересматривать, чтобы не ошиблись и не осрамили моих оккультических занятий. Ведь у меня учатся седые ученые, каббалисты и франкмасоны, как ты сама видела. Потом издание “Люцифера” на мне лежит: от передовика до статьи более или менее забирательной за моей подписью, до корректуры. “Revue Theosophique” тоже моя графинюшка Адемар присылает, и ей помочь надо! Да и самой кушать: значит, еще и хлебную статейку в чужие журналы поставить надо. Да приемы по субботам, да митинги каждый четверг, с учеными расспросами, со стенографом за спиной, да двумя-тремя репортерами по углам, тоже время-то берут?..»
В России к деятельности Блаватской относились по-разному. Ее двоюродный брат министр С.Ю. Витте (1848-1915) отмечал, что Блаватскую нельзя принимать всерьез. Писатель В.С. Соловьев (1849-1903) в книге «Современная жрица Изиды» (1893) обвинял ее в мошенничестве. Л.Н. Толстой (1828-1910), несмотря на то, что нередко высказывался о ней негативно, включил несколько ее высказываний в свой сборник «Мысли мудрых людей на каждый день» (1903).
В Советской России издание и изучение работ Е.П. Блаватской было запрещено как несоответствующее официальной государственной идеологии. Так, например, «Энциклопедический словарь» (1953) определял теософию как «одну из форм мракобесия реакционной буржуазии».
Елена Блаватская скончалась во время эпидемии гриппа в Лондоне. Прах ее был разделен между тремя центрами теософского движения в Лондоне, Нью-Йорке и Адьяре. Почти все, что было начато ею, продолжает существовать и сегодня. По словам художника В.В. Кандинского (1866-1944), «Е.П. Блаватская, пожалуй, первая, после долголетнего пребывания в Индии, установила крепкую связь между этими “дикарями” и нашей культурой. Этим было положено начало одного из величайших духовных движений, которое объединяет сегодня [1910] большое число людей в “Теософском Обществе”».
Сенкевич Александр Николаевич (р. 1941). Блаватская. Москва: Молодая гвардия, 2010.400 с., ил. 20,6x13,3 (Жизнь замечательных людей).