Search

 Гоппе Виктор. Стихотворный человек

Friday, November 22, 2024

Books

На этой странице выпуски Библиохроники представлены в виде отдельных статей-сюжетов. Статьи следуют в порядке публикации. Для группировки статей по разделам можно воспользоваться фильтром. На строке каждого раздела указано количество опубликованных сюжетов. Число сюжетов постоянно пополняется. Если вы знаете, что ищите, введите свой запрос в строку поиска.

Вся Библиохроника

Волк и семеро козлят (1938 год)

Волк и семеро козлят (1938 год)

«Русский фольклор неизмеримо богаче, чем фольклор немецкий, французский и других народов.» - писал в 1937 г. Алексей Толстой (1882— 1945). Однако приходится признать, что авторство немалого числа сказок, воспринимаемых многими поколениями читателей как истинно русские, принадлежит и немецким, и французским писателям. И лишь позднее, когда популярные сюжеты, описанные иноземными сказочниками, входили в народное творчество, а затем были обработаны русскими писателями — такими как Алексей Николаевич Толстой или Александр Николаевич Афанасьев (1826—1871), сказки приобретали статус «русских народных».

Сказка «Волк и семеро козлят» была написана классиками жанра, немецкими лингвистами и исследователями немецкой народной культуры братьями Якобом и Вильгельмом Гримм (1785—1863 и 1786—1859) и впервые опубликована под названием «Der Wolf und die sieben jungen Geillein» в составе цикла сказок в 1812— 1815 гг. В течение XIX в. сказка бытовала в России в устном варианте, и только через сто с лишним лет, в 1918 г., вышла в издательстве Товарищества И. Д. Сытина в серии «Русские народные сказки» под названием «Волк и семеро козлят: Сказка для детей младшего возраста» (с шестью раскрашенными картинками).

В послереволюционные годы в России существовало несколько частных детских издательств, выпускавших книги для детей. В 1933 г. в Советском Союзе появилось первое в мире крупномасштабное государственное издательство детской литературы — Детгиз. Создано оно было сразу в двух городах — в Москве и Ленинграде. За первый год вышло 168 книг общим тиражом около 8 миллионов экземпляров. (В 1936 г. издательство было передано из состава ОГИЗа в ведение ЦК ВЛКСМ, получив название — Детиздат ЦК ВЛКСМ, в 1941 г. оно стало подчиняться Наркомпросу РСФСР, опять под прежним наименованием Детгиз, а в 1963 г. перешло в подчинение Государственного комитета по печати РСФСР и получило уже окончательное название — «Детская литература».)

Первый главный редактор Детгиза С. Я. Маршак (1887—1964) отмечал: «Для того чтобы показать им (детям) жизнь и в настоящем и в прошлом, а не только бездушную схему жизни, мы привлекаем к работе над детской книгой тех, кто сохраняет память детства и одарен поэтическим воображением».

С издательством сотрудничали лучшие советские писатели: А. Толстой, Е. Шварц, А. Гайдар, В. Шкловский, Л. Пантелеев, Д. Хармс, Б. Житков, А. Введенский и др. Художественное оформление книг осуществляли замечательные иллюстраторы: многие годы возглавлявший художественную редакцию издательства В. Лебедев, Е. Чарушин, Н. Тырса, В. Конашевич, А. Пахомов, Ю. Васнецов.

В 1938 г. в серии «Для маленьких» вышла книжка «Волк и семеро козлят». Она была отпечатана в типографии фабрики «Детская книга» Издательства детской литературы ЦК ВЛКСМ. Это предприятие также имеет давнюю историю, тесно связанную с издательством Детской литературы. В конце XIX столетия в москов

ском районе Марьина роща стали появляться мелкие заводские и фабричные предприятия. В том числе Чичеринское печатное производство, основанное в 1898 г. После революции здесь выпускалась «Рабочая газета», затем находился филиал «Правды». Именно эта типография с сентября 1933 г. стала полиграфической базой новообразованного Детгиза (ныне - Открытое акционерное общество «Типография “Детская книга”»).

Иллюстрации к сказке выполнил Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973). Вятич по происхождению, он вспоминал, что «очень любил я игрушки вятские из глины, из дерева, гипсовые лошади, петушки - все интересно по цвету!» В юности Васнецов сам лепил и раскрашивал вятские свистульки, которые продавались на городских ярмарках. Еще будучи гимназистом, он расписывал стены своей комнаты пейзажами в народном стиле, разрисовывал ставни и печи, крышки деревянных шкатулок, а позже, в Петрограде, разукрашивал для заработка извозчичьи дуги. Влияние вятской игрушки, росписей по дереву, ярких вывесок, кружевных узоров отразилось в его искусстве.

В 1921—1926 гг. Васнецов учился на живописном отделении Петроградских государственных свободных художественных мастерских (бывшая Академия художеств) у К. С. Петрова- Водкина (1878-1939), А. Е. Кареева (1879-1942), Н. К. Рериха (1874-1947) и др. Позже - под руководством К. С. Малевича (1879-1935) в Ленинградском государственное институте художественной культуры (1926-1928) и в аспирантуре Академии художеств у В. В. Лебедева (1932-1934). Последний и привлек Васнецова к работе над созданием новой советской книги для детей, пригласив в 1928 г. в редакцию детской литературы при ленинградском отделении ГИЗа.

Народные детские песенки и прибаутки Васнецов начал иллюстрировать в середине 1930-х гг. («Пятьдесят поросят», 1936; «Про кота», 1938). Много подобных книг он создадал в послевоенные годы («Небылицы в лицах», 1948; «Песенки-потешки», 1959). Несмотря на то, что в течение многих лет иллюстрации Васнецова признавали с трудом, находя в них только подделку «под примитив» и беспомощность рисунка, в 1971 г. художнику была присуждена Государственная премия СССР.

Самуил Маршак посвятил художнику такие строки:

Ты отыскал заветный путь
К волшебной русской сказке,
Чтоб снова душу ей вернуть,
Ее живые краски...

 


Волк и семеро козлят: Русская народная сказка. Рис. Ю. Васнецова. М.: Детгиз ЦК ВЛКСМ, 1938. 12 с., ил. 14х9 см. Тираж 500 300 экз.

Previous Article Братья Райт (1938 год)
Next Article Встречи с товарищем Сталиным (1938 год)
Print
2106 Rate this article:
3.0

Поиск

Парижская мода. XIX век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Женская национальная одежда. XVIII век.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Несменяемая власть.

Взгляд на Москву из XIX столетия.

Источник: Библиохроника. Здесь, под небом своим... Непредсказуемая память.

Интерактивные книги ⇩

Первые проекты.

Старая русская книга

Житье-бытье московское

ХХ век. Мы - в обложке

Книга 2
   >> Послесловие к успеху
Послесловие к успеху

В некотором царстве...

Книга первая

Книга вторая

Книга 2

Книга третья

Книга 3.

Здесь, под небом своим...

Выпуск первый

   >> Окна Библиохроники
   >> Реликварий
   >> Открытки в память 1812 года

Выпуск второй

   >> План города Москвы 1796 года

Выпуск третий

Выпуск четвертый

Выпуск пятый

Выпуск шестой

Выпуск седьмой

Спецвыпуск

Между нами...Entre nous...

BIBLIOCHRONICA 1700-1985

BIBLIOCHRONIK 1550-1977

Книга 2

BIBLIOKHRONIKA 1647-1990

Книга 3.

Предварительные итоги

Библиохроника 2004-2017

Книга 3.

Без 15-ти век...

Нас выбирают времена 1933-1957

Покой нам только снится 1958-1991

Книга 2

Жизнь - замечательная штука!
1992-2020 гг.

Фотоприложение - лица эпохи

Фотоприложение

Они решали судьбу СССР

Книга 17

Будущее - в памяти

Библиохроника военного времени

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

"Роскошные тяжёлые тома «Библиохроники» были с благодарностью приняты библиотеками лучших отечественных и западных университетов, в том числе Библиотекой президента России.

Письменные эти благодарности были единственным его утешением, ибо ни разу и ни от кого он ни копейки на эти шедевры не получил, да и не просил."


 

ВЕНГЕРОВ А.А.

1933 - 2020

В прошлой жизни — замечательный учёный, профессор, доктор наук, ракетчик... Он ушёл из жизни, сидя за письменным столом. Смерть застала Алексея Венгерова не на одре, а на рабочем месте.

ЭПИТАФИЯ

  Теперь ты там, где нет обид.
  Нет подхалимов и пройдох.
  Там где не важен внешний вид,
  Ведь видит суть Единый Бог...
  Теперь и ты всё видишь сам.
  И знаешь правду обо всех.
  И путь твой к новым небесам
  Теперь не ведает помех!

Сергей АНТИПОВ,
Москва

КОНТАКТЫ

Вы всегда можете позвонить или написать нам.

 

Copyright [2016-2024] by Bibliohronika Terms Of Use Privacy Statement
Back To Top